От хобби к бизнесу. Как получать доход от любимого дела?

Как превратить любимое дело в бизнес, о влиянии сезона на продажи и том, для чего нужны соцсети, «АиФ-Юг» рассказали наши герои. Девочкины забавы Ольга Коваленко - человек в Краснодаре известный. Много лет руководила глянцевым журналом, но экономический кризис 2014 года заставил её, впрочем, как и многих, задуматься - «Что делать? Двигаться в направлении не очень перспективном или заняться новым делом?» - У меня было хобби - собирала кукол, - рассказывает Ольга. - Когда узнала о том, что в Краснодаре есть семейная пара, которая мастерит их, я заинтересовалась и пошла к ним на интервью. Ребята произвели на меня неизгладимое впечатление, и я поняла, что тоже хочу научиться их делать и стала брать уроки. Тем более что какой-то опыт у меня был. Вся моя семья рукодельничает - мама с бабушкой научили шить и вязать. Папа занимается деревом, изготавливает мебель. Но на курсах я поняла - всё, что делала раньше, это девочкины забавы. Чтобы смастерить куклу, в первую очередь надо знать анатомию куклы (а она отличается от человеческой) и стала её изучать во всех подробностях. Но и это ещё не всё. Я записалась на мастер-классы к скульптору, потом обучалась фарфору. Зачем мне всё это? Поначалу мне не нравилось то, что получается, и я хотела совершенствоваться. Надо сказать, что тогда Ольга ещё работала в журнале, куклами занималась параллельно. Но когда рекламный рынок стал падать, муж предложил ей оставить глянец и полностью посвятить себя любимому делу. - Первую куклу я продавала несколько месяцев. И когда её купили за 10 тысяч рублей, у меня как будто выросли крылья, - улыбается Ольга. - Хотя многие кукольники уверяют, что первую вещь лучше оставить на память как талисман. Я так не считаю. Наоборот, появился стимул создать новую. Ольга признаётся, что кроме самого мастерства, надо освоить интернет-продажи. Ведь куклы получаются достаточно дорогие (за счёт материалов в том числе) и часто «уезжают» за границу. Кроме этого, существует сезонность. - Зимой и весной много праздников, поэтому и продажи более высокие, чем в другое время года, - раскрывает секреты бизнеса девушка. - Но есть много плюсов. Я могу работать где угодно, не привязана к рабочему месту, сама распоряжаюсь своим временем. Это очень важно. Но должна отметить, что одними продажами не проживёшь, тем более, я очень много средств вложила в собственное обучение. И теперь сама преподаю, зарабатываю тем, что даю уроки. Людмила и деревяшки В Северском районе есть своя звезда Инстаграма. Аккаунт «деревяшкам» и посвящён. Ведёт его Людмила по фамилии Пышная, мастер лазерной резки по фанере и пластику. В Инстаграме множество фотографий работ мастерицы: кукольные домики, салфетницы, рамки для фотографий, всевозможные полочки, медали для выпускников детского сада... Это не считая «мелочи» - расчёсок, линеек, подставок под горячее и пр. Промысел, которым занимается Людмила Пышная, - из новых, современных, технологичных. Свою первую «деревяшку» станичница смастерила около года назад. И случилось это в декретном отпуске. - В декрет я ушла с должности заместителя директора крупного супермаркета в Краснодаре, - рассказывает Людмила Пышная. - Мы ожидали рождения уже третьего ребёнка и крепко задумались о том, как жить дальше. Старшие дети ещё не выросли плюс кроха. Моя работа хорошо оплачивается, но график жёсткий, не подразумевает наличие маленьких детей. Муж - строитель, но в одиночку на большую семью не заработает. Мы стали искать для меня варианты с гибким графиком. Изначально симпатичен был ремесленный бизнес. Делать что-то нужное людям своими руками, творить - что может быть лучше? Супруги прошерстили Интернет, определились с выбором (лазерной резкой в районе тогда никто не занимался), посмотрели обучающие видеоролики. Закупили оборудование, материалы... Сегодня семейная фирма известна многим. Клиенты (география - вся Россия) находятся благодаря соцсетям, а также работает «сарафанное радио». Но, признаётся Людмила, хотя бы «в ноль» выйти пока не удалось. - Для старта необходим капитал. Купить пришлось компьютер со специальными программами, с помощью которых создаётся эскиз, рисуется орнамент, станок с лазерной установкой, которая «пилит». Материалы (недешёвые) закупаются в Краснодаре. Мы рады тому, что хоть и постепенно, но растём. Спокойны, потому что ориентировались на отсроченную прибыль. Тем, кто также присматривает себе ремесло (а предложений много, от фасовки пуговиц до изготовления фурнитуры из керамической глины), должны осознавать риски. По мнению Людмилы, варианты, сулящие миллионы при копеечных вложениях, с технологиями «на коленке», в гараже или на кухне - обман. Ещё один важный подводный камень, способный утопить многообещающий бизнес, - отсутствие сбыта. - Реклама, как двигатель торговли, должна быть наглядной. Отличный вариант - постоянная экспозиция в магазине. На первом этапе это слишком дорогое удовольствие. Будьте сами себе пиарщиками. Не уставайте рассказывать, показывать, зазывать, участвуйте в выставках, ярмарках, выходите на площадь станицы в базарный день, давайте щупать свою продукцию. Это огромная работа, не менее важная, чем производство. Самое главное - своим делом нужно гореть, тогда и сил хватит, и успех придёт. Что мешает «кустарю»? Алексей Максименко - заслуженный деятель искусств Кубани. При своём ремесле, как на Кубани говорят, «с малочку». Отец - художник, его друг - гончар. Алексей Михайлович «пошёл по стопам», он известный на всю страну живописец, гончар и педагог. Много лет преподаёт в ДШИ станицы Холмской. Заработок, в основном, даёт именно педагогика, наставничество. Каждый год родители приводят своих детей в открытый на базе ДШИ обучающий центр «Гончарное ремесло Кубани». Прежде всего, это детишки, у которых от природы развито пластическое чутьё - ещё не научившись толком ходить, уже тянутся к пластилину. Учёба открывает для них перспективы. Уроки ремесла сочетаются с классическими дисциплинами: рисунком, живописью, композицией. Многие потом поступают в профессиональные училища, вузы, становятся живописцами, педагогами. То есть реализуются в стандартных и наиболее доступных направлениях искусства. Гончарным ремеслом зарабатывают единицы. - Например, в Джанхоте живёт мой бывший ученик. Работает с художественной формой на гончарном круге. Кухонная утварь, скульптуры, сувениры для туристов, которых много на побережье - всё это продаётся, он коммерчески успешен. То есть, при безусловном таланте, успешность вне малой степени обусловлена счастливой географией. В целом же со сбытом огромные сложности. Заниматься симпатичным промыслом можно, если здраво оценивать риски. - Если у человека есть тяга, способности, то возраст не преграда. Можно купить гончарный круг и творить. Но не стоит ожидать, что ремесло прокормит, - объясняет Алексей Максименко. - Да, бывают выгодные заказы. Например, посуда из глины требуется какому-то ресторану. Но - редко. Кстати, вопрос коммерческой эффективности промыслов обсуждался в кубанском парламенте. Присутствовали известные ремесленники, регулярно участвующие в краевых ярмарках. Так вот, промыслы для них - не основной заработок при том что мастера великолепные. В Рязанской области, в некоторых других регионах иначе. Почему? Там есть понимание, что ремесленников необходимо поддерживать. На том основании, что без традиционных ремёсел национальная культура выхолащивается. Финансовая поддержка, конечно, для «кустарей» Кубани была бы великим подспорьем, масштабная реклама не повредит. Но, к сожалению, по мнению гончара из Холмской и многих его коллег по ремеслу, к опасности уничтожения народные художественные промыслы подвигают изменения законодательства. - Желаешь продавать - регистрируй ИП, веди бухгалтерию, отчисляй налоги как коммерсант. Это отторгает многих ремесленников, мы их теряем, поскольку они переквалифицируются и зарабатывают деньги в других областях. Людям нужны хоть какие-то гарантии. Но у государства нет понимания того, что ремесленничество - это не конвейерное производство. На себя, а не на дядю Если вы потеряли работу, у вас есть желание работать на себя, а не на хозяина, то преград к этому нет. Жители Кубани могут воспользоваться государственной услугой по содействию самозанятым. Поддержка предпринимательской инициативы - это одно из направлений работы центров занятости. Помощь предоставляется официально зарегистрированным безработным гражданам. Услуга включает в себя: консультации и тестирование по организации собственного дела, обучение основам предпринимательства и оказание единовременной финансовой помощи. Алгоритм подразумевает обязательную регистрацию ИП. Одно из необходимых условий - успешная защита своего бизнес-плана перед экспертной комиссией. Размер финансовой помощи в этом году составляет 192 тысячи рублей. Более подробную информацию можно получить на Интерактивном портале службы труда и занятости населения (kubzan.ru) или в Центре занятости населения по месту жительства.

От хобби к бизнесу. Как получать доход от любимого дела?
© АиФ – Юг