Ресторатор Анатолий НОСКОВ: «Наш новый бар будет абсолютно не похож на другие в Костроме!»
Анатолий НОСКОВ, владелец легендарного бара «Дорогая, буду поздно» и IT-бизнеса, уже несколько лет живет в Америке и в родном городе бывает редко. Поэтому когда он на два дня приехал в Кострому, это не могла пропустить Татьяна Жукова, руководитель сообщества «Женское предпринимательство», и пригласила его на встречу. Анатолий, как надо действовать, чтобы стать лидером в каком-либо бизнесе? Как, по вашему мнению, можно этого достичь? — Я бы хотел начать с цитаты моего друга-армянина «Нормаль делай — нормально будет». /Улыбается./ А если серьезно, то, как мне видится, есть две принципиально разных стратегии. Одна — это создание какого-то уникального рынка или очень уникальной ниши. И если эта идея жизнеспособна, то вы, конечно, автоматически станете лидером. Второй путь — это создание уникального продукта. Вы, похоже, прошли оба варианта? — Да, пожалуй. Например, уникальная ниша: наш проект в Америке по мониторингу и аналитике соцсетей. Второй такой проект там не нужен. Рынок достаточно узкий, это чисто B2B продажи, клиенты — только крупные агентства, которым нужны глубокие исследования. И в принципе, конкуренции нет, потому что нецелесообразно — ниша слишком маленькая, чтобы туда кто-то еще туда «заходил». А какой был ваш уникальный продукт? — Это более понятный пример — наш, хорошо известный костромичам, бар «Дорогая, буду поздно». Начинался проект так: были «лишние» деньги и помещение. Знаете, тогда казалось, что если ты активный потребитель, умеешь ходить в бары и пить коктейли, то уж сделать свой бар тоже сможешь. Конечно, это заблуждение, но примерно так это у меня и начиналось. Было много ошибок допущено, но, в конце концов, мы в 2013 году приняли принципиальное решение трансформации от концепции «алкотреш» к заведению «про еду». Это было правильное решение, потому что сейчас ресторанный бизнес в России становится более европейским, люди не ходят в заведения только ради комьюнити, ради тусовки или еще чего-то. Люди ходят в заведения просто вкусно поесть. Но почему же бар стал уникальным? — Идея была простая. Нужен продукт, на который люди будут приходить. Так вот, «Дорогая» — это заведение «про мясо». Мы изначально решили сконцентрироваться на стейковой истории. И стали целенаправленно растить эту с виду простую идею, всеми способами. Когда-то работали с достаточно низкой маржинальностью, ведь мясо должно быть действительно очень хорошим, но при этом посетители могут его попробовать по доступной цене. А вот насчет уникальности названия что можете сказать? Ведь много мифов вокруг названия «Дорогой». Вы взяли за основу название московской сетки и изменили его? — Хороший вопрос. На него Дмитрий Левицкий, владелец московской сетки «Дорогая, я перезвоню», сам четко ответил: «Эти ребята зарегистрировали первым». Вопросов к нам нет. Хорошо, что и у нас к ним нет. /Улыбается./ То есть, эта идея названия была абсолютно ваша? — Мы живем сейчас в век такой компиляции, очень много информации доступно, идеи носятся в воздухе, так что уже неясно придумал ли ты что-то сам или просто более остроумно интерпретировал чью-то мысль. Вот, например, название нашего нового заведения. Оно будет называться «Кран Диван». Звучит достаточно созвучно с кучей других — сама фонетика, постановка, мысль. Но если название регистрируется Роспатентом, значит все хорошо. А почему такое название? — Кран — это пивной кран. А диван — это чтобы противопоставить себя крафтовым барам, где какие-то стульчики, деревянные скамеечки. Сейчас любят такой дизайн делать, но, по-моему, они очень неудобные, чтобы посидеть, как следует. Если не секрет — расскажете поподробнее про этот проект? — Вот тут уж можно как раз говорить о создании лидера рынка с нуля. Мы поняли, что пивных заведений в городе много, но они все маленькие. Поэтому мы поняли: чтобы стать лидерами в этой нише, надо элементарно иметь больше всех пива на кране. Это такая логичная вроде идея, соответственно, мы и решили начать с этого — будет 25 сортов на кране! Значит, Кран — понятно, Диван тоже. А чем еще планируете удивить? — Ну, у нас почти все не так, как у всех. /Улыбается./ Обычно кеги прячут, а мы из этого сделаем фишку. Все будет очень красиво позиционировано, в большом стеклянном кубе посреди зала. Еще мы решили добавить хиты современной пивной кухни, которой нет в Костроме. Думаем, 30 процентов меню будет таким, которого нет ни у кого в городе. А где же будет новое ваше заведение? — Мы сделали следующее: купили то, что осталось от ресторана «Центральный». Мне локация нравится, хоть она и не идеальная, мало парковок, нет места под веранду, но с этим можно жить. Сейчас хорошее время дешевых входов, все продают и продают дешево. Анатолий, последний вопрос, очень важный: как не только завоевать, но и удержать лидерские позиции? — Мы живем в очень быстром мире. Если ты варишься в собственном соку, то, конечно, это деградация. Надо постоянно учиться, надо смотреть тренды. Если сейчас пропустить два года ничего не улучшая, не изменяясь, то можно отстать навсегда.