Предприниматель из Ижевска — о том, как сделать жизнь интереснее с помощью очков
Что делать с виртуальной реальностью? Можно погрузиться в нее, сбежав от реального мира. А можно наоборот — поставить на службу повседневной жизни, сделав красочнее и расширив ее возможности. Именно это ждет нас в недалеком будущем, считают в Лаборатории виртуальной и дополненной реальности Boxglass. Лаборатория виртуальной и дополненной реальности Boxglass появилась в 2014 году в Ижевске. «Мы с партнерами сразу были нацелены на рынок высоких технологий, но не имели практического опыта в этой сфере и просто отслеживали тренды западных рынков, — рассказывает ее основатель Игорь Мельников. — В частности, мы изучали ежегодную выставку Google I/O (проводимая компанией Google ежегодная конференция, ориентированная на разработчиков, для обсуждения развития открытых технологий и сервисов компании)». На выставке 2014 года Google продемонстрировал картонные очки виртуальной реальности: как при помощи двух линз, куска картона и смартфона можно погружаться в виртуальную реальность. «Нам очень понравилась эта идея. Мы подумали, что это может быть неплохим стартом для IT-компании, и запросили у Google развертку (векторный файл с размерами выреза картона) — они дают ее бесплатно всем желающим. Мы сделали очки и сами не поверили: мы давно читали об этой технологии, видели в кино, но никогда — в реальной жизни! Так мы зацепились за эту идею». Идея была монетизирована, однако, как рассказал основатель компании, в процессе эволюции бизнеса стало очевидно, что просто продавать очки виртуальной реальности не так интересно. И появилась лаборатория полного цикла, где разработчики начали создавать виртуальное наполнение для таких очков — приложения в дополненной реальности, виртуальной реальности, видео 360 градусов. «То есть мы создали экосистему — мы разрабатываем инструменты для погружения в виртуальную реальность, новые решения, различный софт и ПО», — рассказывает Игорь. Компания стала активно развиваться. «Мы думали, что основным рынком таких очков будет B2C, но оказалось, что это рынок В2В — крупные компании, в числе которых сеть «Дикси», «Бургер-Кинг», телеканал «2х2» и другие. Они стали заказывать большие партии таких очков», — говорит основатель компании. Для одного из таких заказов Boxglass потребовалось найти в Москве помещение. «Мы воспользовались Порталом Бизнес-навигатора МСП для поиска помещения под производство, — рассказывает Игорь. — В дальнейшем этот интернет-ресурс помогал нам не раз. Он работает в формате "одного окна": зашел на сайт — и сразу можешь несколько своих потребностей закрыть, получить ответы на интересующие вопросы, в том числе найти новые рынки сбыта, проверить контрагентов, проанализировать спрос и предложение в пределах выбранной локации». Сейчас лаборатория Boxglass, по словам предпринимателя, занимается в основном разработкой комплексных тренажеров. «За год мы разработали три тренажера — на базе тех тренажеров, которые уже есть для спортсменов, мы создали соответствующую виртуальную среду», — отмечает Игорь. Первый — тренажер для горнолыжников с погружением в виртуальную реальность. Человек надевает шлем и оказывается на горнолыжном спуске. При этом под ним находится физический тренажер, который смещается вправо и влево, как объект в виртуальной реальности. Вторым стал тренажерный комплекс по биатлону, с помощью которого можно пробежать трассу в виртуальной реальности. «Последним продуктом мы особенно гордимся — это тренажер по фехтованию в виртуальной реальности. Как оказалось, это первый подобный тренажер в России», — рассказал предприниматель. «Главное, для чего мы это сделали, — чтобы привлечь молодое поколение к этому виду спорта, — добавляет Игорь. — Молодежь у нас все чаще увлекается киберспортом, а реальный спорт теряет свои позиции. И мы создали гибрид киберспорта и классического спорта — ребенок занимается в виртуальной реальности, при этом он управляет реальной шпагой и тренирует свои мышцы». Горнолыжному тренажеру, как рассказал предприниматель, в компании нашли еще одно весьма полезное применение. «Мы адаптировали этот тренажер под детей с ДЦП. Таким детям сложно дается координация мыслей и действий. Наш тренажер, погружая их в виртуальную реальность, помогает мозгу работать немного иначе и лучше усваивать информацию. Мы даже проводили соревнования среди детей, и родители отмечали хороший эффект от разминки перед соревнованиями с использованием очков виртуальной реальности. Ну и, кроме того, детям такие новшества очень интересны», — поделился он. Компания продолжает вести исследования в этом направлении. «Мы хотим разрабатывать полноценные комплексы, потому что уверены, что иммерсивность этой технологии способна очень позитивно и эффективно влиять на реабилитационные процессы», — говорит Игорь. Кроме того, в Удмуртии при поддержке Boxglass была открыта федерация современного пятиборья (плавание, фехтование, конкур и бег, совмещенный со стрельбой). «Там мы совмещаем со спортом наш опыт IT-компании, — отметил собеседник. — Первый блин не получился комом, вышло все очень даже удачно». Продукция Boxglass реализуется не только в Удмуртии, но и в других регионах — в основном это крупные города: Москва, Петербург, Казань. При этом сердце компании — лаборатория, где разрабатываются продукты, — находится в Ижевске. «Исторически так сложилось, что в Удмуртии сильная математическая база, — рассказывает Игорь. — Во времена Второй мировой войны Бауманская академия была эвакуирована в Ижевск, а после войны часть специалистов осталась в Ижевске — так у нас открылся Ижевский государственный технический университет. У нас в республике самое большое количество предприятий оборонно-промышленного комплекса — 12, инженерная база у нас исторически сильная, плюс хорошие разработчики, поэтому мы стремимся сохранять баланс между ценой и качеством и держим всю площадку в Ижевске». Власти республики, по словам предпринимателя, поддерживают прогрессивные начинания компании. «У нас достаточно молодое, активное правительство под руководством Александра Бречалова (глава Удмуртской Республики), оно предоставляет такую "песочницу", где можно протестировать разные нововведения, и создают для этого условия, — рассказывает Игорь. — Например, разработку для фехтования мы сначала опробовали на наших ребятах. Им понравилось! И родители отмечают, что детей это по-настоящему увлекает. На какую еще секцию ты можешь прийти, чтобы бесплатно и с пользой поиграть в виртуальной реальности? По словам президента любительской федерации фехтования, с которым мы общались на Петербургском экономическом форуме, в этом плане мы на два шага впереди». Дальнейшее развитие компании, по словам предпринимателя, должно пойти в трех направлениях. Первое — тренажеры. «Мы продолжим разрабатывать различные тренажеры, улучшать их, дорабатывать в сотрудничестве с профессиональным спортивным сообществом», — рассказывает Игорь. Второе — образовательная сфера. «В нацпроекте "Образование" одним из ключевых пунктов является внедрение технологии виртуальной и дополненной реальности в образовательный контент для детей. Здесь мы тоже не стоим на месте: разрабатываем boxglass education — технологию обучения в школе с помощью виртуальной и дополненной реальности. Например, это 20 телефонов и 20 очков виртуальной реальности и WiFi-роутер, который создает локальную сеть в классе. Учитель указывает на планшете, ученики видят это в виртуальной реальности. Это не картинки из будущего, это уже наше настоящее, и как раз от таких компаний, как наша, зависит то, как будет развиваться данное направление. Крупного игрока на рынке виртуальной и дополненной реальности в России нет, поэтому такие стартапы, как наш, сейчас действительно творят историю в плане образования. Это здорово, когда твои действия, твои решения могут повлиять на судьбу страны в перспективе, скажем, 20 лет», — говорит предприниматель. На Западе, по его словам, дети уже обучаются с помощью этой технологии. Google разработал новую программу, которая фактически меняет формат обучения: ребенок является не учеником, а исследователем — он исследует этот мир. «И это правильно, потому что учиться можно долго, но важнейшую роль в жизни играет релевантный опыт. И детям это более интересно — ребенка можно погрузить в абсолютно любую среду, от строения атомов до строения организма и вселенной. Важно, чтобы у наших детей тоже была такая возможность», — говорит Игорь. Третье направление — оборонный сектор. «Так как мы находимся в республике, являющейся лидером по числу предприятий оборонного комплекса, мы активно работаем с ними с целью внедрения новых технологий в производственные процессы», — рассказывает предприниматель. Сейчас, по его словам, оборонные предприятия работают над диверсификацией производства в сторону гражданской продукции — технологии есть, необходимо лишь интегрировать их в гражданское производство. А производить предприятия могут многое — от кофеварок и роботов-пылесосов до электромотоциклов. «Мы взаимодействуем с отделами маркетинга, работая над улучшением презентационной стороны такой продукции, чтобы, например, можно было навести на рекламную раздатку смартфон и увидеть 3D-модель продукции с информацией и голосовым сопровождением, — рассказывает он. — Наша цель — не просто показывать виртуальную реальность саму по себе, мы хотим совмещать ее с реальными объектами и целями».