«За выступлением должна крыться ваша жизнь, без пафоса и великих истин». Как заинтересовать аудиторию, если вы спикер

Что такое «хорошее выступление»? Меня часто приглашают в компании и просят «организовать мероприятие в стиле TED». И я всегда спрашиваю: «А что вы подразумеваете под этим понятием? Что вы хотите». Так что же такое стиль TED? 18 минут на каждого спикера, вдохновляющая речь, личная история, инсайт, хорошо подготовленное выступление. Но я хочу рассказать не о выступлениях в стиле TED, а об открытиях, которые я сделала за годы работы с разными спикерами. Когда мы говорим о публичных выступлениях, ко мне приходит спикер или собирается группа (я веду тренинги на тему публичных выступлений), я спрашиваю, что такое хорошее выступление? Когда вы хотите стать спикером и сделать хорошее выступление, что вы подразумеваете под этим? Оно должно удерживать внимание за счет: юмора, интерактива, полезности, личного опыта, диалога, четкости изложения мысли, эмоциональности, актуальности. Этот список примерно одинаков всегда – в любой группе. Мне пишут пять, семь, девять определений. И как только ребята все это озвучивают, я обычно говорю: «Можно идти домой. Вы все знаете про публичные выступления». Проблема заключается в том, что когда вы подготовили выступление, то не проверяете, насколько оно логично, актуально, познавательно. Фото: Unsplash По большому счету это все можно легко сделать: написать, проверить, упростить язык – все эти правила есть в любом учебнике по публичным выступлениям. Но бывает так, что все это есть, а слушать не хочется. В чем же дело? А бывает наоборот – вышел человек на сцену, бубнит себе что-то под нос по бумажке – а зал замер и слушает. Что происходит? Выглядит так, как будто бы всех этих правил по написанию выступления недостаточно. Да, действительно, есть секрет. Но для того чтобы разобраться, почему некоторые выступления хочется слушать, а некоторые – нет, нужно «забираться» глубже. Информирование и развлечение Я бы сказала, что у речи есть три основные функции. Вот первые две: информирование, развлечение. Все публичные выступления, которые сегодня есть на рынке, выполняют первые две функции. Мы все приходим на конференции для того, чтобы узнать что-то новое, полезное, и мы уже настолько ленивы, что обязательно информация должна доноситься интересным языком. Не вздумайте быть скучным, когда говорите жизненно важную для меня информацию! Обязательно развлеките меня, сделайте что-нибудь интересное – я не хочу просто так сидеть и слушать, я «уйду» в свой мобильный телефон! Есть и третья функция, она важна. Почему – поясню на личном примере. Я раньше работала в ИТ и стартапах: я была маркетологом, бегала из проекта в проект, все меняла и ходила на большое количество конференций. Я помню, сколько важной, ценной, качественной информации говорили люди. Я тогда думала, как классно он говорит – утащу презентацию, потом все подробно разберу. И что? Через полчаса я уже ничего не помнила, а презентацию так никогда и не открывала. Фото: Unsplash Часто, когда я прихожу в компании, говорю заказчикам, что тренинги не работают. Вокруг огромное количество контента, информации – но меняется ли хоть что-то по-настоящему? Люди образовываются, информируются, получают wow-эффект, но как только выходят из зала, все забывают. И я бы сказала, что этого достаточно для хорошего выступления. Но есть что-то большее – та самая третья функция. Приобщение Как-то я разговаривала с Александром Капланом, выдающимся нейрофизиологом. Мы готовили его к осеннему TEDx, но он не смог приехать. Он приезжал ко мне на подготовку в парк «Воронцовские пруды», мы садились на лавочку, кормили уток, и он мне рассказывал, как устроен мозг человека. И как-то он приезжает и говорит: «Мне кажется, вы ошиблись – я не гожусь для вашей конференции. Я посмотрел на ваших спикеров – это по большей части предприниматели, они меняют мир, а я совсем не бунтарь. Я 50 лет хожу по одним и тем же коридорам, 50 лет сажусь на один и тот же автобус на одной и той же остановке и еду в один и тот же дом – мне нечего им рассказать о своей жизни». Я заплакала: «Александр, миленький, если бы вы вышли на сцену и так сказали». Он ответил: «Ну что вы, Леночка, это вам на лавочке можно такое сказать, а на сцене люди про науку хотят слышать». Это первый пример. А вот второй: Алла Рейзис, гепатолог, 83 года. Пожилая женщина, но до сих пор работает – у нее стоит очередь из пациентов. На осеннем TEDx были действительно интересные спикеры. У всех были классные выступления: правильно выстроенные, с идеей, смыслом, интонацией, но выходит Алла Рейзис и говорит: «Сегодня я хочу рассказать вам несколько историй из жизней своих пациентов». Ничего драматичного, никакой особенной идеи, но это был единственный спикер, который поднял зал. А почему? Потому что зрители разглядели в ней человека. Они увидели ее интеллигентность, глубину, уважение к людским жизням – это редкость сегодня. Так вот, третья функция, о которой я говорю, – это приобщение. Сила слова Что такое слово по своей сути? Это – символ. Мы договорились обозначать объекты символами. Я называю объект, допустим, «слон», а в вашей голове возникает образ. И мы умеем очень быстро воспринимать и символы, и образы, которые за ними стоят. Но есть еще кое-что. Например, вы изучаете лидерство: ходите на тренинги, курсы, читаете книги. И знаете о лидерстве все: как это выглядит, что должно сопутствовать, какие нужны качества. А если сюда зайдет настоящий лидер и будет пять минут говорить с вами о птичках – вы узнаете о лидерстве больше, чем за всю свою жизнь. Как так? Дело в том, что в основе этого процесса лежит эмпатия – умение понять то большее, что стоит за образом или символом. Фото: Unsplash Что хотел сказать Есенин в своем стихотворении «Гой ты, Русь моя родная»? Ну, в общем-то, ничего нового, полезного или интересного. Он стоял перед этой деревней и испытывал глубочайшее эмоциональное потрясение. Поэт переживал то, что словами выразить нельзя. Но он попытался. И теперь вы, читая это (или любое другое выдающееся стихотворение), через слова приобщаетесь к тому, что испытывал автор. Слово – это такое же искусство, как и любое другое. Три уровня подготовки к выступлению Дилетанты. Ремесленники Искусство. Дилетанты – это те, кто не знает науки речи. К ремесленникам я отношу тех, кто знает, что такое риторика, тезисы, антитезисы, интонация и все прочее. А вот с искусством сложнее. Возьмем Моцарта. Многие люди могут сыграть его произведения, но они от этого Моцартами не становятся. Потому что Моцарт – это не пианино и не выступление. Это то, что он выражает через инструмент. Тогда наука в области публичных выступлений – то же пианино. Ваше тело, голова, рот, ум – инструменты, с помощью которых вы можете выразить то, что у вас внутри. Вы должны уметь пользоваться своими инструментами – тогда это будет ремесло. А искусством оно станет тогда, когда к инструменту добавится творческая составляющая. Знаете, когда случаются самые лучшие выступления? Когда никого нет. Когда мы сидим один на один с человеком, и он говорит то, что думает. Цель Даже не владея искусством речи, не зная науки и риторики, вы можете сделать свое выступление эффективным. Знаете когда? Когда точно знаете свою цель. Я прихожу в компанию и спрашиваю, зачем они хотят сделать конференцию и потратить на это полтора миллиона долларов, вывозя полторы тысячи человек в другой город. Вот стандартный ответ: «Мы хотим их вдохновить и мотивировать». Да ладно! На самом деле, они просто хотят, чтобы те работали лучше. Цель конференции – это реальность. Какие цели чаще всего преследуют выступающие? Они хотят что-то продать или получить пиар, но пытаются это завуалировать. Вспомните, сколько раз вас обманывали, когда говорили что-то мотивирующее, в то время как на самом деле хотели что-то продать? Ни разу – вы сразу четко понимаете истинные цели выступающего. Но если вы вышли на сцену и знаете, что слово – это инструмент, и хотите, чтобы в жизни другого человека что-то изменилось, то вам уже не нужна никакая наука – хоть лезгинку танцуйте! Вы просто сделаете все, чтобы повлиять на ваших слушателей. Даже если вы боитесь выступать, встаньте в уголочке и начните рассказывать. Каждое ваше слово будет пронизано здравым смыслом, жизнью, проблемой, и не будет места никакой манипуляции. Ваша цель должна совпадать с тем, что вы говорите. Тогда люди полюбят вас. Проблематика Когда вы выступаете, то у вас должно быть четкое понимание цели (что вы хотите сказать) и проблематики (что вы хотите изменить). Вы должны спросить себя, какую проблему вы решаете, что вам не нравится, что и почему происходит не так? И подумать, действительно ли она есть, или только вам что-то не нравится? Дальше нужно найти решение этой проблемы. И часто бывает так, что на этом моменте многие начинают фантазировать: оперировать знаниями и фактами, которых нет. И выступление превращается в загугленный научный доклад. Фото: Unsplash На самом деле, этого не нужно. Я часто прошу спикеров рассказать о том, что и почему их действительно волнует, – вот тут и случаются самые интересные речи. Но иногда бывает так, что проблема есть, а решения нет. Это – не повод не выйти на сцену. Можно рассказать о том, что все ужасно, но никто не знает, как исправить, – предложите вместе найти решение, потому что это важно. Вывод Самая главная мысль, которую я хочу донести, – неважно, как вы будете стоять на сцене, – за выступлением должна крыться ваша жизнь, без пафоса и великих истин, которые должны перевернуть мир! Выйдите и просто скажите, что не знаете, получится этот проект или нет, потому что это – правда! Но вам кажется, что это здорово и важно, и вы хотите, чтобы это случилось. Некоторые высказывания приведены не дословно в целях благозвучия и сохранения контекста. Материалы по теме: «Самое страшное, когда тебя останавливают еще на подводке». 6 историй о провальных питчах Семь лайфхаков, которые помогут перестать нервничать перед выступлениями Не выступаете в качестве спикера на бизнес-ивентах? Тогда можете забыть об успешной карьере За час до выступления я репетировал спич десять раз. Как подготовиться к питчу? Хотите, чтобы выступление запомнилось всем? Поможет обычный карандаш или маркер Фото на обложке предоставлено пресс-службой «Стартап Академии СКОЛКОВО»

«За выступлением должна крыться ваша жизнь, без пафоса и великих истин». Как заинтересовать аудиторию, если вы спикер
© RB.ru