Бесценные коллекции Морозова и Щукина в Эрмитаже и ГМИИ Пушкина

Они жили по соседству, собирали работы Матисса и Пикассо и во многом опередили свое время. Предприниматели Щукин и Морозов в 20 веке были коллекционерами самого «непонятного» искусства. Они могли позволить себе платить огромные суммы за полотна тогда еще непопулярных художников. Судьбы этих собраний достойны отдельного фильма. Две такие разные коллекции после революции стали экспонатами музея Нового западного искусства, а после войны их разделили. Часть отправилась в Эрмитаж, другая – в Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Никто уже и не думал увидеть по отдельности собрания коллекционеров. Но спустя 70 лет это стало возможным. Сейчас всю коллекцию Морозова можно увидеть в Эрмитаже, а Щукина – в музее Пушкина. Сколько бы сегодня стоили эти уникальные собрания? Какие шедевры принадлежали вдумчивому Морозову, а какие импульсивному Щукину – в репортаже корреспондента телеканала «МИР 24» Валентины Бекшаевой. Впечатления от картины «Сирень на солнце» у зрителей были такими сильными, что у Осипа Мандельштама родился стих и ясно почему. Это было первое полотно Клода Моне, и в целом первая картина импрессионистов, которую привезли в Россию. Сделал это – русский коллекционер Сергей Щукин в 1897 году. «Сергей Щукин собирал только шедевры. Практически лучшие вещи главных художников конца XIX начала XX века собраны этим уникальным коллекционером. Мы собрали вместе 150 вещей, на самом деле их больше 250», – говорит директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Марина Лошак. Начал Щукин с Клода Моне, а следующими весомыми его приобретениями стали полотна Сезанна и Гогена. Сегодня цены на картины Гогена могут достигать 300 млн долларов. В коллекции Щукина – знаменитые «Голубые танцовщицы» Дега. Но настоящей любовью для него стали Матисс и Пикассо. Даже музей Матисса в Ницце не обладает подобными шедеврами. 36 первоклассных полотен художника были приобретены Щукиным. Среди них известные «Танец» и «Музыка». Тогда коллекционер отдал за них 27 тысяч франков, тем самым помог Матиссу стать материально независимым. «Эти произведения попали во всю мировую художественную литературу, во все учебники. Это знаковые полотна для его творческого процесса, для его биографии. Матисс на сегодняшний момент стоит порядка 80 млн долларов», – отметила эксперт научно-исследовательской экспертизы имени П.М. Третьякова Екатерина Пономаренко. Что касается Пикассо, в коллекции Щукина было 53 его полотна. Среди них «Любительница абсента», «Старый еврей с мальчиком» и полотно периода раннего кубизма – «Женщина с веером». Сегодня на аукционах Пикассо уходит с молотка не дешевле 100 млн долларов. По самым скромным подсчетам экспертов, вся коллекция Сергея Щукина стоит 10 млрд долларов. Братья Морозовы, в частности Иван Абрамович, собирал свою коллекцию совсем не так, как Сергей Щукин. Если тот полагался на свое чутье, выбирал импульсивно, то Морозов был расчетлив и обращался за консультацией к друзьям. Например, шедевр Ван Гога «Красные виноградники в Арле» он купил по совету российского живописца Валентина Серова. «Самое главное отличие Щукина и Морозова: Щукин – это Матисс, Морозов – это Бонар и Дени. Сейчас мы воссоздали почти точно музыкальный салон. Можно видеть и ощущать то, как это выглядело в доме Морозовых. Напомню, что все картины были наклеены на стены», – подчеркнул директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Белый зал в московском особняке Морозовых украшало творение Мориса Дени. В 1907 году Иван Абрамович договорился с художником о создании цикла живописных панно для столовой. Сюжетом стали истории Психеи. Доподлинно известно, что за французскую часть собрания Морозов заплатил 1,4 млн. «Конечно, это была огромная сумма. Об Иване Абрамовиче во Франции говорили как о русском, который не торгуется. Одной из самых дорогих картин в его коллекции был «Ребенок с кнутиком» Ренуара. Она стоила 42 тысячи франков. Для примера – картину «Арлекин и его подружка» Пикассо Морозов купил за 300 франков, а все убранство музыкального салона, все 13 картин в сумме, за 70 тысяч франков», – рассказала научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Ольга Леонтьева. В коллекции Морозова был и Моне, и Ренуар. Сегодня «Портрет актрисы Жанны Самари» считается жемчужиной коллекции. Самая дорогая картина Ренуара, проданная на аукционе в 1990-х годах, стоит 78 млн долларов. Собрание работ Сезанна тоже внушительное – лучший натюрморт «Персики и груши» и пейзаж «Гамар». Пикассо у Морозова было мало, зато что это за картины! Уникальный кубистический «Портрет Амбруаза Воллара» и знаменитая «Девочка на шаре». Ее Морозов приобрел за 16 тысяч франков. А чего стоит «Кафе в Арле» Поля Гогена! Сегодня вся коллекция братьев Морозовых может оцениваться в несколько миллиардов долларов. Морозов представлял французскую живопись как эволюцию, Щукин - как революцию, говорят эксперты. Их могут сравнивать бесконечно, но очевидно, что именно они собрали уникальные коллекции мирового искусства, которые за сто с лишним лет стали бесценными музейными экспонатами.

Бесценные коллекции Морозова и Щукина в Эрмитаже и ГМИИ Пушкина
© Мир24