Ещё

Соитиро Фукутакэ: «Искусство — оружие эффективнее любых медиа» 

Фото: АртГид
Соитиро Фукутакэ сделал состояние, унаследовав долю в образовательном бизнесе и издательском деле. Более 30 лет назад он перебрался из Токио на острова Внутреннего Японского моря и затеял художественный проект, превратившийся со временем в уникальный арт-парк Benesse Art Site Naoshima — целую систему музеев и объектов под открытым небом. Созданные известнейшими архитекторами и художниками (большую часть зданий построил друг Фукутакэ Тадао Андо), они сконцентрированы на трех островах в префектуре Окаяма — Наосиме, Тэсиме и Инудзиме. Здесь представлена одна из лучших в мире коллекций современного искусства. В отеле-музее Benesse House на Наосиме висят Джексон Поллок, , Сай Твомбли, , Жан-Мишель Баскиа и , отдельно расположен Les Archives du Cœur — архив сердечных ритмов, сесть инсталляций Кристиана Болтански, с 2008 года записывающего сердцебиения людей по всему миру (там же можно сделать для архива запись биения собственного сердца).
. Les Archives du Cœur. С 2008 (продолжающийся проект). Фрагмент инсталляции. Courtesy Benesse Art Site Naoshima
На Тэсиме архитектор сделал музей на холме, напоминающий по форме растекшуюся каплю. На Наосиме для пяти картин Клода Моне из серии «Нимфеи» Андо в 2004 году выстроил Художественный музей Титю (буквально — «музей в земле»), пространства которого большей частью находятся ниже уровня земли и в то же время позволяют рассмотреть полотна при падающем сверху рассеянном естественном свете. Чтобы добраться до Титю из Токио, надо потратить четыре часа.
Соитиро Фукутакэ. Courtesy Benesse Art Site Naoshima
: Как получилось, что вы забрались так далеко?
Соитиро Фукутакэ: У моего отца был проект детского пансионата на острове Наосима. В 1986 году отец внезапно умер, ему было 70 лет. После его смерти я вернулся в Токио, но через полтора года снова приехал на родину, в префектуру Окаяма, унаследовал его бизнес и продолжил проект. Я объехал все острова на яхте (это было мое хобби) и всюду обнаружил следы присутствия современного общества. На Наосиме и Инудзиме когда-то работал медеплавильный завод и стояли брошенные цеха. На Тэсиме была свалка промышленных отходов — 900 тысяч тонн мусора (хотя уже тогда острова Внутреннего Японского моря были признаны национальным парком, они получили этот статус даже раньше горы Фудзи). Я был потрясен. И решил с этим бороться. Представил себе, что Токио, город чрезмерно модернизированный, с немыслимой концентрацией людей — мой виртуальный враг. Чтобы бороться с врагом, нужно было оружие. И я решил, что лучшее оружие — современное искусство.
И. М. : Большинство людей все равно живут в городах, они не увидят Наосиму.
С. Ф: У меня не было цели показать им современное искусство, я хотел спасти страдающие острова. Спасти это место силами современного искусства. А тот, кто захочет посмотреть, приедет и увидит.
И. М. : Вы до сих пор не разочаровались в вашем оружии?
С. Ф. : Наоборот. Я постоянно убеждаюсь, что искусство — оружие эффективнее любой литературы и любых медиа.
И. М. : Но не японское искусство.
С. Ф. : Не из Токио. Я решил сотрудничать с Тадао Андо, который в то время жил в Осаке. Но вы, наверное, знаете, Тадао Андо — западный человек. Мы начали совместную работу и очень много спорили, ни один его проект не был принят сразу. Но я никогда не утверждаю первый вариант — в дискуссиях проект развивается, рождается доверие.
И. М. : Сколько всего зданий построил Тадао Андо на островах?
С. Ф. : Не помню точно, семь или восемь.
И. М. : Ваша коллекция в каком-то виде уже существовала тогда?
С. Ф. : Нет, практически ничего не было.
Уолтер де Мария. Time/Timeless/No Time. 2004. Вид инсталляции в Художественном музее Титю, Наосима. Courtesy Benesse Art Site Naoshima
И. М. : Моне и Джакометти вы купили позже?
С. Ф. : Гораздо позже. Чтобы собрать своих Моне, я потратил 22 года. На самом деле в нашей семье уже было какое-то собрание — Ренуар, Матисс. У отца еще были работы Ясуо Куниёси, который считается японским художником, но вообще, конечно, был американским, он приехал из Японии в США в начале XX века.
И. М. : Раз