Константин Райкин: Если спектакль прошел хорошо, то и жизнь идет не напрасно

8 июля народный артист РФ, художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин отмечает день рождения. Лучшим подарком себе артист считает хорошо сыгранный спектакль. Наш театральный обозреватель побеседовала с Константином Аркадьевичем накануне события. - Константин Аркадьевич, слышала, что вы приступили к репетиции малоизвестной пьесы Островского? - Да, мы начали репетировать пьесу «Шутники», которую ставит режиссер Евгений Марчелли. Я там сыграю одну из ролей. - Чем вам интересна эта пьеса и ваша роль? - Александр Николаевич Островский – великий драматург, к которому я постоянно, так или иначе, возвращаюсь. В том числе, и в стенах института. Я преподаю вот уже более 45 лет. И Островский последние двадцать с лишним лет – это обязательный автор, через которого методом «полного погружения» у меня проходят все студенты, будущие артисты. Так или иначе, я постоянно возвращаюсь к этому великому драматургу, и как постановщик, и как актер. У меня есть правило: я никогда не играю в тех спектаклях, которые ставлю сам. А так как в данном случае, я играю, то спектакль ставит кто-то другой. Пьесу «Шутники» знаю очень давно, люблю, и всегда хотел сыграть ту роль, которую сегодня репетирую. Это - тем более интересно, что пьесу эту у нас мало кто знает. Я замечаю, что люди вообще мало знают Островского: сейчас уровень культуры довольно низкий, люди мало осведомлены. Но рассказывать про свою роль в спектакле не буду: не люблю говорить заранее про то, чего еще не сделал. Пусть лучше наши зрители придут, и сами все увидят. Спектакль мы планируем выпустить в конце этого года. - А почему все-таки Островский? Вам кажется , что сегодня именно его слово прозвучит особо остро и актуально? - В свое время в моей жизни начался период, ознаменованный влюбленностью в этого драматурга. Этот период у меня лично начался достаточно поздно и благодаря Петру Наумовичу Фоменко: я посмотрел несколько его спектаклей, которые меня буквально пронзили, перепахали. И понял, что Островский - совсем не такой драматург, каким я его когда-то представлял себе, думая, что знаю его. То, что я увидел, было откровением про жизнь, абсолютным попаданием в суть российского характера и вообще в российскую суть – в ситуацию, в человеческие, социальные проблемы. Островский - острейший автор, его пьесы несут огромные возможности и подарки для всех артистов. И я думаю, что может быть, даже очень и не плохо, что та пьеса, над которой мы сегодня работаем, плохо известна широкой публике. - Я думаю, что это все-таки зависит от конкретного воспитания в семье. Если родители читают, то и дети подтягиваются. В моем окружении есть читающие дети… - Но вы много знаете таких семей? Я ведь говорю об явлении в массовом масштабе - Ну, а какой он – ваш сегодняшний зритель, и каким бы вы его хотели видеть? - Себе подобным. В том смысле, что я хочу видеть понимающего зрителя, который сложно мыслит, сложно ощущает, который не агрессивен к непривычному. Который толерантен и может ощущать и воспринимать свежее, незнакомое не враждебно, а с интересом. - Какой подарок вы бы хотели получить на день рождения? - Я хотел бы, чтобы сегодняшний спектакль прошел хорошо. Потому что моя жизнь идет под знаком того, как прошел вечером спектакль. Если спектакль прошел хорошо, то, значит, и жизнь идет не напрасно. Если прошел плохо, то тогда я думаю, а зачем я жил вообще. Вот такая прямая зависимость от сегодняшнего дня. Театр – это искусство настоящего времени. Каков спектакль сегодня – таков и твой театр сегодня. Таков и ты сегодня – его художественный руководитель. Я не понимаю отвлеченного понятия « великий театр». Он велик, если сегодня вечером его артисты сыграли спектакль замечательно, уникально. Тогда он, может, и действительно великий. Смысл моей жизни, как артиста - в том, чтобы спектакль шел хорошо. И это - безо всякого пафоса. Редакция газеты "Вечерняя Москва" присоединяется ко всем поздравлениям, звучащим сегодня в адрес Константина Аркадьевича и желает ему творческих успехов, долгих лет жизни и большого человеческого счастья.

Константин Райкин: Если спектакль прошел хорошо, то и жизнь идет не напрасно
© Вечерняя Москва