При открытии вклада банки начали делать запросы в БКИ. Это может навредить кредитной истории вкладчика

Клиенты банков жалуются на форумах на то, что при открытии вклада или дебетовой карты кредитные организации стали посылать запросы в бюро кредитных историй (БКИ). Клиентам дают анкеты с уже включенным согласием на проверку по БКИ, а при отказе – не открывают вклад. Главная причина, по которой банки это делают – планы по продаже кредитных продуктов клиентам. Это может быть продажа через cross-sale (то есть, присылают кредитную карту письмом), а может быть обзвон клиентов с предложением о кредите. Среди банков, которые замечены в таком поведении, отметили Райффайзенбанк, «ФК Открытие», Альфа-банк и Почта-банк. Почти во всех из них сообщили, что действительно делают запросы в БКИ, но клиент вполне может отказаться от этого или отозвать свое согласие. В «ФК Открытие» сообщили «Коммерсанту», что согласие нужно для последующего предложения клиентам кастомизированных кредитных продуктов (подходящих под запросы конкретного клиента). Клиенты недовольны такой политикой банков по двум причинам: не каждый хочет впоследствии получать предложения кредитных продуктов; из-за массовых запросов банков в БКИ снижается скоринговый балл. Именно вторая причина является более существенной. Например, по правилам Объединенного кредитного бюро после 12 запросов в течение года по одному клиенту без предложения ему кредитных продуктов, скоринговый балл снижается. При массовых запросах (5-6 за неделю) БКИ тоже делает вывод о недобросовестности клиента. Как именно банки будут использовать согласие клиента и сколько раз обращаться в БКИ – неизвестно. Только в Альфа-банке сказали, что их обращения в БКИ не влияют на скоринговый балл. Представители рынка негативно оценили сложившуюся ситуацию. Например, заместитель председателя правления банка «Ренессанс Кредит» говорит, что согласие на запрос в БКИ – дело добровольное и без него банк не вправе отказывать в открытии счета или карты. В Центробанке не видят проблемы в ситуации, так как регулируют, как правило, вопросы по навязыванию платных услуг. При этом в ведомстве тоже считают, что согласие на запрос в БКИ должно быть исключительно добровольным.

При открытии вклада банки начали делать запросы в БКИ. Это может навредить кредитной истории вкладчика
© Банки Сегодня