Немедные самоцветы: почему фонтаны на ВДНХ не должны возмущать
В этом году открылись после реставрации фонтаны "Каменный цветок" и "Дружба народов" на ВДНХ. Это вызвало общественный резонанс, людям показалось, что сооружения стали излишне яркими. Однако на самом деле фонтанам вернули их изначальный внешний вид, именно такими они были 65 лет назад, об этом РИА Недвижимости рассказали реставраторы. "Каменный цветок" Отреставрированный фонтан "Каменный цветок" вызвал волну споров в социальных сетях. Привычное сооружение неопределенных потускневших от времени цветов вдруг заиграло множеством красок. Кому-то это понравилось, а кто-то возмущался тем, что "медный" фонтан превратили "в какое-то шапито". На самом деле, в 1954 году, когда фонтан открылся, он выглядел именно так, каким его теперь воссоздали профессиональные реставраторы под контролем департамента культурного наследия столицы. Конечно, фонтан не был медным, а был цветным, как самоцветы. "Каменный цветок" – это название одного из уральских сказов сборника "Малахитовая шкатулка" Павла Бажова. Фонтан изображает сам цветок, а также переливающиеся яркими цветами уральские самоцветы. Кроме того, фонтан стал символом изобилия республик СССР. Это выразилось и в ярких цветах, и в богатстве декора и деталей. Фонтан ни разу не реставрировался более чем за 60 лет эксплуатации. Его состояние было катастрофически плохим, говорит реставратор Александр Урбанский. Все архитектурные элементы фонтана выполнены из бетона, а сверху покрыты разноцветной смальтой. "Практически все детали изнутри были полностью разрушены. Бетон настолько деградировал, что мы даже почти не пользовались молотками, потому что он легко разбирался руками. А сам цветок держался только за счет металлических стяжек, которые были сделаны в 1990 годы. Его родная внутренняя металлическая конструкция рассыпалась", – рассказывает Урбанский. Сохранить удалось только несколько небольших элементов, а все остальное – дно, борта, цветок, каскад – пришлось разбирать и переливать заново, говорит он. "Все детали восстанавливались в точности в соответствии с изначальным проектом. Для этого снималась калька с каждого элемента фонтана до того, как он был разобран. С кальки детали переносились на картон. Было сделано более 20 тысяч фотографий фонтана", – отмечает Урбанский. Также скрупулезно восстанавливались цвета смальты по немногим сохранившимся образцам. Реставраторы специально разрабатывали технологию производства смальты под исторические цвета. Натуральная смальта практически не сохранилась. Например, на первом каскаде фонтана, который выглядит как чешуя, осталось только 6 или 7 элементов, на них сохранились остатки исторической смальты. "Дружба народов" Возмущали общественность и "излишне блестящие" фигуры женщин фонтана "Дружба народов". В случае с этим фонтаном ситуация аналогичная: от оригинального покрытия из сусального золота спустя более 60 лет после открытия фонтана почти ничего не осталось. Люди видели раньше не золото, а подложку под золото. Блестящие, более яркие, по-настоящему золотые скульптуры, которые открылись после профессиональной реставрации, смутили людей. "Подложка под золото выполняется в желтом цвете. Покрытие из сусального золота с 1954 года сохранилось только фрагментарно, эти частички сливались с подложкой. Со стороны казалось, что фигуры золотые", – объясняет заместитель гендиректора реставрационной мастерской "Наследие", которая занималась реставрацией фонтана, Дмитрий Стадник. В ходе реставрации эти фигуры впервые за историю фонтана были демонтированы и отправлены в мастерскую для полного обновления. "Сначала мы очистили скульптуры от сусального золота, потом сняли подложку и основу, на которое оно кладется. Так нам открылась бронзовая поверхность скульптур, стало видно состояние фигур, а также утраты. На каких-то из скульптур были трещинки, на каких-то не хватало небольших деталей", – рассказывает Стадник. Когда скульптуры восстановили, их заново покрыли основой, а затем сусальным золотом. После их вернули на отреставрированные гранитные постаменты. "Реставрация этого памятника важна еще и потому, что в пластике фигур, лиц этих скульптур запечатлена рука мастеров того времени. Сейчас таких мастеров осталось очень мало, поэтому это и есть наше наследие. Современные мастера учатся на таких работах", – заключает Стадник. И не только культура В плачевном состоянии до реставрации находилась не только архитектурная составляющая фонтанов, но и вся инженерия. "Мы полностью реконструировали оба фонтана с инженерной точки зрения, это были глобальные проекты. Пришлось поменять буквально все, начиная от коммуникаций, включая электрику, и заканчивая струйным дизайном, форсунками, насадками", – рассказывает инженер участка "Гормост-Фонтаны" ГБУ "Гормост" Павел Волков. Объекты культурного наследия всегда сложнее реконструировать, чем обычные фонтаны, продолжает собеседник агентства. Поскольку современную технику нужно подстраивать под проект давних лет. Также инженерам было довольно сложно подобрать освещение, поскольку с 1954 года технологии значительно изменились. Теперь фонтаны на ВДНХ внешне выглядят точно так, какими их задумывали разработчики в прошлом веке. Современная же инженерия находится под фонтанами и скрыта от глаз зрителей, отмечает Волков. Под фонтаном "Каменный цветок" в техническом помещении тоже красиво, поскольку из-за разноцветных стекол создается соответствующее освещение, а трубы расположены так, что сами напоминают цветок. Впрочем, по словам Волкова, примерно так же расположены трубы под всеми фонтанами. "Самое интересное в нашей работе – это завершающая наладка оборудования. Ты самый первый человек, который видит, как все это оживает, как превращается из простого нагромождения труб, кабелей и электрощитов в фонтан. Впечатления даже сложно описать, это грандиозно", – делится впечатлениями Волков. Еще на полвека Реставраторы и инженеры рассчитывают, что после реставрации фонтаны спокойно простоят еще не менее 50 лет. Но для того чтобы внешний вид фонтанов оставался таким же с эстетической точки зрения, за сооружениями необходимо регулярно ухаживать по всем правилам, подчеркивает Урбанcкий. "В частности, внешнее убранство, все элементы нужно несколько раз в год обрабатывать специальными химическими составами. Для эксплуатирующей организации разработан специальный регламент, но лучше, если за памятниками будут следить и реставраторы", – заключает он.