Потерянные шедевры. Как Эрмитаж пережил чёрные моменты своей истории

59 шедевров мирового значения, 350 полотен высокой художественной ценности, 2880 произведений в целом было распродано из Эрмитажа в период с 1929-го по 1934 год. Большая распродажа В конце 1920-х годов правительство СССР, испытывая недостаток в валюте для оплаты растущих долгов при покупке техники и строительстве заводов, вознамерилось пополнить бюджет за счёт распродажи вещей из музейных коллекций. В 1929 году руководство молодой Советской России принимает решение выставить на рынок то, что активно собиралось ещё Екатериной Великой и считалось культурным достоянием мирового уровня. Страна начала готовить к продаже картины из Эрмитажа. Сотрудники музея получили предписание представить список произведений искусства общей стоимостью 2 млн рублей. Вскоре было создано специальное агентство под названием «Антиквариат». Через него за рубеж весьма расторопно «уплыли» знаменитые работы Рафаэля, Рембрандта, Рубенса, Тициана, Ван Дейка, Ватто, Яна ван Эйка, Пуссена и других всемирно известных художников. Сопротивляться подобному предпринимательству в главном музее страны было некому. Работников никто не спрашивал. Так началась одна из самых позорных страниц в истории СССР - сталинская распродажа картин 1929-1934 годов. Первым покупателем стал иранский нефтедобытчик Галуст Гюльбенкян. Он подружился с руководителями государства, и те любезно предложили ему выбрать несколько полотен для покупки. Гюльбенкян с радостью откликнулся и направил свой список, куда входили, в частности, «Юдифь» Джорджоне, «Возвращение блудного сына» Рембрандта и «Персей и Андромеда» Рубенса. Та сделка не состоялась, но контакты были налажены, схема оттачивалась. Вскоре иранский магнат приобрёл 51 эрмитажный экспонат за 278 900 фунтов. Большинство проданных тогда работ сегодня хранятся в Лиссабоне в музее Гюльбенкяна. Тут потянулись и другие состоятельные покупатели. Американский банкир и коллекционер Эндрю Меллон прекрасно понимал, какие бесценные произведения искусства хранятся в русском Эрмитаже. Поэтому активно включился в распродажу. В апреле 1931 года он выкупил 21 работу за 6 654 053 доллара, а через четыре года полотна оценили в восемь раз дороже. После войны они стоили уже просто немыслимые деньги - сто миллионов долларов. Позже американец описал, с каким подобострастием сотрудники Внешторга водили его по галереям, уверяя, что «распродают всё что угодно и из любого музея. И что он волен купить любую картину или вещь на своё усмотрение». Затем Внешторг организовал несколько распродаж в Берлине и Лейпциге. Там за бесценок ушли 256 шедевров мировой живописи. Среди них - творения Рубенса, Рембрандта, Фальконе, Кранаха Старшего. Престиж страны В итоге во время сталинских распродаж страна избавилась от 2880 произведений, 48 из них - бесценны. Навсегда покинули Россию полотна Яна ван Эйка, Рембрандта, Рафаэля, Тициана. Частично была распродана коллекция фламандской и нидерландской живописи, а также другие коллекции, пожертвованные музею в прошлом известнейшими коллекционерами страны. Многие из них появились в Петербурге ещё при Екатерине II - именно она заложила основу музея мирового значения, прекрасно понимая, что собрания картин и других произведений искусства составляют престиж страны. Ну, а революционные лидеры, к сожалению, этого не осознавали. Лишь в 1934 году Политбюро распорядилось составить список шедевров Эрмитажа, не подлежащих продаже, а деятельность «Антиквариата» была признана неудачной. Прибыль от продаж не достигла и одного процента от валового дохода страны, ощутимого влияния на ход индустриализации не оказала, нанеся при этом значительный ущерб национальному культурному достоянию и международной репутации СССР. Сегодня многие произведения из собрания Эрмитажа хранятся в музеях США, Европы и Австралии. И по праву считаются жемчужинами их коллекций. Некоторые навсегда утраченные картины «Поклонение волхвов». Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов» продали в 1931 году в Национальную галерею искусств в Вашингтоне за 838 тысяч долларов. После очередных варварских торгов профессионалы не могли без слёз входить в музейные залы Эрмитажа. Хранитель Строгановского музея вспоминала, как в 1931 году приходила в музей: «Первый шаг из роскошного вестибюля, облицованного золотистым камнем, с массивными серыми колоннами, - нет «Дианы» Гудона, которая была как привет и приглашение в музей. В итальянских залах так много пустых мест, что они стали почти неузнаваемы: нет «Распятия» Чима да Конельяно, «Поклонения волхвов» Боттичелли, «Мадонны Альба» Рафаэля, «Венеры с зеркалом» Тициана - всех основных вещей, которые служили как бы вехами при изучении итальянцев. От когда-то первоклассного собрания Рембрандта не осталось и половины. Если говорить о количестве, то в Эрмитаже ещё сотни и сотни картин, но это далеко от того, что было до революции. Музей стал похож на магазин». «Пир Клеопатры». Джованни Баттиста Тьеполо Большое полотно размером 2х3 метра создано мастером в 1740-е годы. Первым покупателем стал польский король Август III. После смерти монарха его коллекцию приобрела Екатерина II. В 1931 году работу Тьеполо выставили на Лондонском аукционе, её купила Национальная галерея Виктории в Мельбурне. Два года «Пир Клеопатры» морем перевозили в Австралию, и сегодня это произведение - одно из самых драгоценных экспонатов континента. «Мадонна Альба». Рафаэль Санти Художник создал её в 1511 году, когда находился в зените творческих сил, она считается одним из самых знаменитых полотен мастера. В XVI-XVII вв. переходила из рук в руки, пока в 1836 году Николай I не распорядился приобрести шедевр в коллекцию Императорского Эрмитажа, что и было сделано за 14 тысяч фунтов стерлингов. В течение столетия «Мадонна Альба» считалась главным экспонатом музея. С началом печально известных распродаж «Мадонна» ушла за 1,1 млн долларов к американскому магнату Эндрю Меллону и была первым музейным экспонатом, оценённым в такую крупную сумму. Сегодня творение Рафаэля хранится в Вашингтонской национальной галерее искусств, где оценивается как самое значительное произведение художника из числа находящихся в США. В 2004 году «Мадонна Альба» на короткое время вернулась в Россию и экспонировалась в стенах Эрмитажа. «Святой Георгий и дракон». Рафаэль Санти Полотно написано во время первого флорентийского периода Рафаэля в 1504-1506 годах - художнику было чуть более 20 лет. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело. Изначально картина принадлежала английскому королю Карлу I, а в Россию попала в 1772 году благодаря приобретению Екатериной II коллекции Кроза. Была продана Эндрю Меллону в два раза дешевле «Мадонны Альба» - за 1,25 миллиона рублей или за 745 тысяч 500 долларов. С 1931 года выставляется в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. «Венера перед зеркалом». Тициан Вечеллио Картина написана в середине XVI века. Тициан высоко ценил её и не хотел никому продавать - она пробыла в его доме до конца жизни живописца. Затем в течение почти трёх веков шедевр оставался в собственности семьи Барбариго. В 1850 году при содействии русского консула Александра Хвостова собрание картин Барбариго приобретено Николаем I для музейной коллекции Эрмитажа. «Венеру перед зеркалом» поместили в один из итальянских кабинетов Нового Эрмитажа, где она находилась вместе с другим известным творением Тициана - «Кающейся Марией Магдалиной». В апреле 1931 года полотно приобрёл Эндрю Меллон, и с 1937 года оно хранится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Диптих «Распятие» и «Cтрашный суд». Ян ван Эйк Фламандский живописец XV века считается одним из лучших художников своего времени. Картина-диптих «Распятие» и «Страшный суд» - ранний пример станковой живописи Северного Возрождения. Шедевр известен сложной и подробной иконографией, а также высоким техническим мастерством исполнения. Он выполнен в миниатюрном формате: панно имеют всего 56,5 см в высоту и 19,7 см в ширину. Диптих, вероятно, был сделан по заказу, для личных молитв и частного владения. В 1933 году приобретён у Эрмитажа американским Метрополитен-музеем. После распродаж 30-х годов в главном музее страны картин Яна ван Эйка больше не осталось. «Благовещение».​ Дирк Баутс Баутс создал «Благовещение» между 1465-м и 1470 годами. Для стиля художника характерны тщательная проработка деталей и умелое использование светотени. В его работах присутствует скрытый драматизм, хотя внешне интерпретация Боутсом даже самых трагических сюжетов представляется бесстрастной. Творение нидерландца было продано одним из первых в 1929 году. Его покупателем опять же стал нефтепромышленник Гюльбенкян. Он приобрёл шедевр за 49 тысяч фунтов стерлингов. Хранится в музее Лиссабона. «Портрет Елены Фурман». ​Питер Пауль Рубенс Елена Фурман, вторая жена великого нидерландца, стала для Рубенса ожившей мечтой, воплощением истинной женской красоты и огромного счастья всепобеждающей любви. Почти всё лучшее написанное художником в последнее десятилетие его жизни освещено этим чувством. Она была настоящей музой живописца и родила ему пятерых детей. «Портрет Елены Фурман» был куплен Галустом Гюльбенкяном за 55 тысяч фунтов стерлингов. Надо отметить, что этот нефтяной магнат обладал удивительным умением приобретать шедевры искусства за низкую цену. Сейчас картина хранится в музее Гюльбенкяна в Лиссабоне.

Потерянные шедевры. Как Эрмитаж пережил чёрные моменты своей истории
© АиФ Санкт-Петербург