Войти в почту

Фотограф Михаил Белоцерковский: На сцену меня не тянуло, но я всегда мечтал быть рядом

В последние несколько лет стало модным приобщаться к искусству: музеи, театры, выставки. История театра в России началась с так называемых «языческих постановок». Позже эти действа приобрели уже более «цивилизованный» вид. Сегодня многоликое искусство «несут в народ» как режиссеры и актеры, так и театральные фотографы. Один из таких уникальных людей рассказал в интервью «Аргументам Недели» о тонкостях своей профессии. Михаил Белоцерковский начал свою карьеру в Малом театре в качестве администратора. Ему удалось не только поработать во многих «храмах Мельпомены», но и стать их частью. В какой-то момент жизни фотокорреспондент понял, что хочет снимать все то, что происходит на сцене. И с тех пор он широко известен, как театральный фотограф и профессионал с большой буквы. За свои неполные 75 лет ему посчастливилось соприкоснуться с настоящей театральной элитой. В их число вошли всеми любимые Игорь Ильинский, Элина Быстрицкая, Игорь Костолевский, Михаил Ульянов, Олег Табаков, Леонид Каневский и многие другие. - Михаил, вы помните тот момент своей жизни, когда поняли, что хотите стать фотографом? - Ну, сказать, что отчетливо помню этот момент, не могу. Я постоянно снимал для себя и знакомых, как любитель. - В биографии говорится, что в театр вас привел актер Виталий Коняев. Расскажите, как пересеклись ваши судьбы. - В 1963 году вышел фильм «Тишина» с Виталием Коняевым в главной роли. После просмотра этой картины я захотел с ним познакомиться. И такой случай мне представился в ГУМе. Будучи в секции музыкальных товаров, я заметил стоящего там Виталия Коняева с гитарой в руках. Он обратился ко мне: «Вы умеете играть на гитаре?» Я ответил: «Да!» Хотя не умел. В разговоре я признался, что не обладаю подобным навыком, но к тому времени у нас уже установились другие отношения. Позже он позвал меня на гастроли с Малым театром в Кишинев. Там состоялось знакомство с Анатолием Колеватовым (на тот момент директор Малого театра), который предложил мне должность монтировщика декораций, а впоследствии я начал помогать уже главному администратору Борису Телевичу. - Михаил, вы неоднократно бывали на гастролях с труппой Малого театра. Расскажите самый запоминающийся момент из этого отрезка вашей жизни. - Однажды меня послали на машине в гостиницу «Октябрьская» за Элиной Быстрицкой. Я поднялся на третий этаж, постучался в дверь. Передо мной предстала женщина в белом костюме, которая в руках держала пачку сигарет и сказала, что спустится через 3 минуты. Должен сказать, что такое появление было для меня неожиданностью. Впрочем, встреча и разговор с этой актрисой стали для меня знаковыми. - Вы писали о том, что хотели снимать театр. Расскажите, какие чувства испытали, когда Евгений Цукерман дал вам в руки фотоаппарат «Canon». -К тому времени, как я получил полупрофессиональный фотоаппарат «Canon», мой опыт работы в этой сфере уже был значительным – я был вхож практически в любой театр. И когда мой приятель и хороший фотограф Евгений Цукерман подкинул идею: «А не пора ли тебе снимать то, что происходит на сцене, ведь тебя все знают?» Я подумал: «А почему бы и нет, ведь театр – это моя стихия». - Михаил, какими были ваши первые шаги в этой профессии? - Я начал посещать пресс-показы. На эти мероприятия приглашают фотографов перед премьерой спектакля. Первые мои работы были далеки от идеала, ведь я только начинал и еще мало что понимал в театральной фотографии. Благодаря подсказкам, которые мне давали такие профессионалы, как Юрий Феклистов и Анатолий Хрупов, я стал постепенно вникать в секреты данной профессии. - В вашей биографии определенное место занимает Московский Губернский театр, как вы там оказались? - Мне удалось туда попасть в первый год после его открытия. Я пришел на спектакль и, в конечном итоге, мне предложили позицию первого штатного фотографа. Для меня это явилось первым творческим опытом, о котором я вспоминаю с теплотой и благодарностью. - Михаил, в каком из театров вам было наиболее комфортно работать в качестве фотографа? - Не могу сказать, что в каком-то конкретном театре было лучше или хуже. Но, как я уже говорил, первым стал Губернский театр, и на тот момент опыт еще не был мной наработан. Вторым стал Московский областной театр юного зрителя, это была интересная профессиональная школа. И третьим стал Московский областной театр драмы и комедии, где я работаю уже более 2 лет. В этом месте своя особенная атмосфера, преданный зритель, что очень располагает к творчеству. Там у меня прошла первая выставка, где были представлены фотографии, накопленные мной за время работы во многих московских театрах. - Скажите, планируете ли вы еще выставки в ближайшее время? - В связи с моим 75-летием мне предложили сделать очередную экспозицию своих работ. Она пройдет в моем театре, где будут показаны кадры исключительно из репертуара Ногинского театра. Я уже начал подборку фотографий, и в этом мне помогает Анатолий Хрупов (в свое время один из лучших корреспондентов журнала Советский Союз). Он отсеивает неудачные снимки. - Вам никогда не хотелось стать актером? - Нет! Я четко понимал, что это не моё. Мне нравилось именно фотографировать, запечатлевать моменты, а самое важное – находиться в творческой среде. Я хотел почувствовать их окружение и скорее стать соучастником этой истории. - Театр советского времени и настоящего: будоражат ли они также вашу душу, как и тогда, когда вы в первый раз увидели спектакль на экране телевизора «КВН 49»? - Да, один из первых увиденных мной спектаклей был поставлен в театре «Кабуки». Я спрятался за ширмой линзы, которая увеличивала экран телевизора, и не мог от него оторваться. Советский театр и российский –это две большие разницы, на мой взгляд. Их сложно сопоставить, потому что известные постановки прошлого с сегодняшними сравнить невозможно. Сейчас режиссеры работают не так, как раньше. - Михаил, можете ли вы смотреть спектакль, как зритель, или все же быть в роли фотографа привычнее? - Мне тяжело смотреть спектакли без фотоаппарата – по привычке мои руки постоянно его ищут. Ибо как только видишь удачный момент во время действа, его нужно ухитриться «поймать», а для этого необходима камера. - У всякого художника должна быть своя муза, которую приятнее всего снимать, были ли у вас такие люди? - Однозначно сказать сложно. Моя муза – это мой сын. Костю, которому уже 12 лет, я постоянно фотографирую. Когда он позволяет, конечно, что в принципе происходит довольно часто. - Театральная публика в основном состоит из женщин. Мужчины, если и приходят на спектакли, то чаще всего на этапе конфетно-букетного периода. Почему мужчины не любят ходить в театр? - Мужчин больше увлекает спорт, наверное. Действительно, довольно редко можно увидеть, как в театр приходят два друга, чаще – женщина с мужчиной, либо женщина с подругой. В мои времена поход театр был праздником, и, когда я был маленьким и впервые увидел с классом детский спектакль, мне так понравилось, что я окончательно влюбился в этот вид искусства. - В связи с профессией вы пересмотрели не одну сотню спектаклей. Есть ли в числе постановок «фавориты», которые можно неоднократно пересматривать? - Я очень люблю постановку «Добрый человек из Сезуана» в Пушкинском театре. В Вахтанговском театре – «Царь Эдип». В моем Московском областном театре драмы и комедии в числе любимых спектакли «Чайка» и «Свадьба». А вообще, мне больше нравится классический театр. - Ваша любимая цитата: «Относись к окружающим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Вы применяете на практике это высказывание? - По моему мнению, без этого ничего не получится. Нужно относиться хорошо и уважительно друг к другу. Ведь только доброта спасет этот мир. - Какое напутствие вы могли бы дать начинающим фотографам? - Фотографировать как можно больше и не ограничивать себя одной темой, стараться охватить все сферы жизни. Снимать: репортажи, пейзажи, портреты, юмор и обязательно запечатлевать детей, ибо их взгляд никогда не обманет, он всегда искренен.

Фотограф Михаил Белоцерковский: На сцену меня не тянуло, но я всегда мечтал быть рядом
© Аргументы Недели