Фотограф Михаил Белоцерковский: На сцену меня не тянуло, но я всегда мечтал быть рядом 

Фотограф Михаил Белоцерковский: На сцену меня не тянуло, но я всегда мечтал быть рядом
Фото: Аргументы Недели
В последние несколько лет стало модным приобщаться к искусству: музеи, театры, выставки. История театра в России началась с так называемых «языческих постановок». Позже эти действа приобрели уже более «цивилизованный» вид. Сегодня многоликое искусство «несут в народ» как режиссеры и актеры, так и театральные фотографы.
Один из таких уникальных людей рассказал в интервью «Аргументам Недели» о тонкостях своей профессии.
Михаил Белоцерковский начал свою карьеру в Малом театре в качестве администратора. Ему удалось не только поработать во многих «храмах Мельпомены», но и стать их частью. В какой-то момент жизни фотокорреспондент понял, что хочет снимать все то, что происходит на сцене. И с тех пор он широко известен, как театральный фотограф и профессионал с большой буквы.
За свои неполные 75 лет ему посчастливилось соприкоснуться с настоящей театральной элитой. В их число вошли всеми любимые Игорь Ильинский, , , , , и многие другие.
— Михаил, вы помните тот момент своей жизни, когда поняли, что хотите стать фотографом?
— Ну, сказать, что отчетливо помню этот момент, не могу. Я постоянно снимал для себя и знакомых, как любитель.
— В биографии говорится, что в театр вас привел актер . Расскажите, как пересеклись ваши судьбы.
— В 1963 году вышел фильм «Тишина» с Виталием Коняевым в главной роли. После просмотра этой картины я захотел с ним познакомиться. И такой случай мне представился в ГУМе. Будучи в секции музыкальных товаров, я заметил стоящего там Виталия Коняева с гитарой в руках. Он обратился ко мне: «Вы умеете играть на гитаре?» Я ответил: «Да!» Хотя не умел. В разговоре я признался, что не обладаю подобным навыком, но к тому времени у нас уже установились другие отношения. Позже он позвал меня на гастроли с Малым театром в Кишинев. Там состоялось знакомство с Анатолием Колеватовым (на тот момент директор Малого театра), который предложил мне должность монтировщика декораций, а впоследствии я начал помогать уже главному администратору Борису Телевичу.
— Михаил, вы неоднократно бывали на гастролях с труппой Малого театра. Расскажите самый запоминающийся момент из этого отрезка вашей жизни.
— Однажды меня послали на машине в гостиницу «Октябрьская» за Элиной Быстрицкой. Я поднялся на третий этаж, постучался в дверь. Передо мной предстала женщина в белом костюме, которая в руках держала пачку сигарет и сказала, что спустится через 3 минуты. Должен сказать, что такое появление было для меня неожиданностью. Впрочем, встреча и разговор с этой актрисой стали для меня знаковыми.
— Вы писали о том, что хотели снимать театр. Расскажите, какие чувства испытали, когда Евгений Цукерман дал вам в руки фотоаппарат «Canon».
-К тому времени, как я получил полупрофессиональный фотоаппарат «Canon», мой опыт работы в этой сфере уже был значительным — я был вхож практически в любой театр. И когда мой приятель и хороший фотограф Евгений Цукерман подкинул идею: «А не пора ли тебе снимать то, что происходит на сцене, ведь тебя все знают?» Я подумал: «А почему бы и нет, ведь театр — это моя стихия».
— Михаил, какими были ваши первые шаги в этой профессии?
— Я начал посещать пресс-показы. На эти мероприятия приглашают фотографов перед премьерой спектакля. Первые мои работы были далеки от идеала, ведь я только начинал и еще мало что понимал в театральной фотографии. Благодаря подсказкам, которые мне давали такие профессионалы, как  и Анатолий Хрупов, я стал постепенно вникать в секреты данной профессии.
— В вашей биографии определенное место занимает Московский Губернский театр, как вы там оказались?
— Мне удалось туда попасть в первый год после его открытия. Я пришел на спектакль и, в конечном итоге, мне предложили позицию первого штатного фотографа. Для меня это явилось первым творческим опытом, о котором я вспоминаю с теплотой и благодарностью.
— Михаил, в каком из театров вам было наиболее комфортно работать в качестве фотографа?
— Не могу сказать, что в каком-то конкретном театре было лучше или хуже. Но, как я уже говорил, первым стал Губернский театр, и на тот момент опыт еще не был мной наработан. Вторым стал Московский областной театр юного зрителя, это была интересная профессиональная школа. И третьим стал Московский областной театр драмы и комедии, где я работаю уже более 2 лет. В этом месте своя особенная атмосфера, преданный зритель, что очень располагает к творчеству. Там у меня прошла первая выставка, где были представлены фотографии, накопленные мной за время работы во многих московских театрах.
— Скажите, планируете ли вы еще выставки в ближайшее время?
— В связи с моим 75-летием мне предложили сделать очередную экспозицию своих работ. Она пройдет в моем театре, где будут показаны кадры исключительно из репертуара Ногинского театра. Я уже начал подборку фотографий, и в этом мне помогает Анатолий Хрупов (в свое время один из лучших корреспондентов журнала Советский Союз). Он отсеивает неудачные снимки.
— Вам никогда не хотелось стать актером?
— Нет! Я четко понимал, что это не моё. Мне нравилось именно фотографировать, запечатлевать моменты, а самое важное — находиться в творческой среде. Я хотел почувствовать их окружение и скорее стать соучастником этой истории.
— Театр советского времени и настоящего: будоражат ли они также вашу душу, как и тогда, когда вы в первый раз увидели спектакль на экране телевизора «КВН 49»?
— Да, один из первых увиденных мной спектаклей был поставлен в театре «Кабуки». Я спрятался за ширмой линзы, которая увеличивала экран телевизора, и не мог от него оторваться.
Советский театр и российский –это две большие разницы, на мой взгляд. Их сложно сопоставить, потому что известные постановки прошлого с сегодняшними сравнить невозможно. Сейчас режиссеры работают не так, как раньше.
— Михаил, можете ли вы смотреть спектакль, как зритель, или все же быть в роли фотографа привычнее?
— Мне тяжело смотреть спектакли без фотоаппарата — по привычке мои руки постоянно его ищут. Ибо как только видишь удачный момент во время действа, его нужно ухитриться «поймать», а для этого необходима камера.
— У всякого художника должна быть своя муза, которую приятнее всего снимать, были ли у вас такие люди?
— Однозначно сказать сложно. Моя муза — это мой сын. Костю, которому уже 12 лет, я постоянно фотографирую. Когда он позволяет, конечно, что в принципе происходит довольно часто.
— Театральная публика в основном состоит из женщин. Мужчины, если и приходят на спектакли, то чаще всего на этапе конфетно-букетного периода. Почему мужчины не любят ходить в театр?
— Мужчин больше увлекает спорт, наверное. Действительно, довольно редко можно увидеть, как в театр приходят два друга, чаще — женщина с мужчиной, либо женщина с подругой. В мои времена поход театр был праздником, и, когда я был маленьким и впервые увидел с классом детский спектакль, мне так понравилось, что я окончательно влюбился в этот вид искусства.
— В связи с профессией вы пересмотрели не одну сотню спектаклей. Есть ли в числе постановок «фавориты», которые можно неоднократно пересматривать?
— Я очень люблю постановку «Добрый человек из Сезуана» в Пушкинском театре. В Вахтанговском театре — «Царь Эдип». В моем Московском областном театре драмы и комедии в числе любимых спектакли «Чайка» и «Свадьба». А вообще, мне больше нравится классический театр.
— Ваша любимая цитата: «Относись к окружающим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Вы применяете на практике это высказывание?
— По моему мнению, без этого ничего не получится. Нужно относиться хорошо и уважительно друг к другу. Ведь только доброта спасет этот мир.
— Какое напутствие вы могли бы дать начинающим фотографам?
— Фотографировать как можно больше и не ограничивать себя одной темой, стараться охватить все сферы жизни. Снимать: репортажи, пейзажи, портреты, юмор и обязательно запечатлевать детей, ибо их взгляд никогда не обманет, он всегда искренен.
Видео дня. Что будет, если каждый день есть мед
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео