Ещё
"Пусть эти деньги спасут хотя бы тебя"
"Пусть эти деньги спасут хотя бы тебя"
Любовь
Почему кажется, что за нами следят
Почему кажется, что за нами следят
Психология
Фразы родителей, превращающие детей в одиночек
Фразы родителей, превращающие детей в одиночек
Дети
Колин Ферт разводится после 22 лет брака
Колин Ферт разводится после 22 лет брака
Звёзды

Феминизм в искусстве: 5 самых громких произведений, затрагивающих проблему неравенства полов 

Феминизм в искусстве: 5 самых громких произведений, затрагивающих проблему неравенства полов
Фото: Harper’s Bazaar
Когда заходит разговор о женщинах в искусстве, большинство сразу вспоминает . Если повезет, прозвучит имя Артемизии Джентилески — художницы эпохи барокко. Фанаты русского авангарда упомянут его амазонок — например, . Но на самом деле то искусство, которое называют феминистическим, появилось только в 1960-х. Тогда-то женщины и заявили с высоты собственного роста: «Не хотим быть музами, объектами и теми, кому просто разрешили поиграть с кисточками и красками — будем художницами!» Но этот текст — не маршрут по дебрям теории, а попытка рассказать, против чего художницы-феминистки направляли свои арт-стрелы.
ПРОТИВ НАВЯЗАННОЙ РОЛИ ДОМОХОЗЯЙКИ
Марта Рослер «Семиотика кухни» (1975, видеоролик)
«Место женщины — на кухне!» — несется сквозь века одна из самых прочных патриархальных установок. Марта Рослер решила показать, что случается с женщинами, которым в роли хранительницы очага откровенно тесновато. В самой известной своей видеоработе Рослер пародирует ведущих кулинарных шоу — всегда идеальных домохозяек с непоколебимо красивыми прическами и хрустящими от крахмала фартуками.
«Семиотика кухни» начинается как самая обычная телепередача: художница завязывает фартук, берет в руки кастрюлю, достает блюдо… Кажется, она собирается готовить, но нет! Рослер по слогам озвучивает название каждого предмета у себя в руках и показывает, для чего все это нужно. Это могло бы быть пособием для будущих хозяек, если бы не раздражение и агрессия ведущей — к концу ролика она уже почти кричит. «Семиотика кухни» получилась не столько про отрицание роли хранительницы очага, сколько про невозможность женщины выбирать: а хочет ли она вообще что-то хранить?
ПРОТИВ МУЖСКИХ ИМЕН
Джуди Чикаго «Без названия» (1970, смена имени)
Когда Джуди Чикаго захотела сменить фамилию, американский закон ее немало удивил: чтобы записать в паспорт свой псевдоним, художница должна была получить письменное разрешение мужа. Чикаго решила, что с нее хватит. Сначала фамилия отца, затем — фамилия первого супруга, и теперь, когда она хочет носить свое независимое имя, ей мешают! Псевдоним «Чикаго» в паспорте все-таки появился, но художница решила сделать из этого акт искусства и разместила в журнале заявление: «Джуди Чикаго снимает с себя все имена, наложенные на нее мужчинами, и сама выбирает себе имя».
ПРОТИВ ПАТРИАРХАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ
Вали Экспорт «Из досье собачьей жизни» (1968, перформанс)
В 1969 году на улицах Вены можно было увидеть странную парочку: женщина в белом пальто вела на поводке… мужчину! Женщиной была Вали Экспорт — одна из самых ярких и даже радикальных художниц-феминисток, а роль собаки исполнял ее друг и куратор Петр Вайбель. Второе название работы — «Из личного дела неудачника» — намекает на источник вдохновения: проблемы «маленьких людей», чья жизнь в красивых современных офисах состоит из унижений и самодурства большого начальства. Но далеко не все зрители успели уловить суть перформанса — слишком дерзким было распределение ролей. Вероятно, надень Вали Экспорт поводок на себя, вопросов было бы куда меньше.
ПРОТИВ ИДЕАЛОВ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ
«Untitled Film Stills» (1977, серия фотографий)
Где-то между стахановским трудом на кулинарном фронте и усердным караулом у домашнего очага женщина должна еще и внешне оставаться идеальной — Синди Шерман такая картина мира не устраивает. В 1977 году художница сделала серию автопортретов в образах, отдаленно напоминавших героинь кино. Все персонажи были вымышленными. Но Шерман настолько тонко обыграла все существующие на тот момент стереотипы о женской красоте, что зрителям казалось, будто это отсылка к очень известным фильмам — просто они не могут вспомнить.
ПРОТИВ БЕЗНАКАЗАННОСТИ
«Ритм 0» (1974, перформанс)
Самый жесткий и жестокий перформанс Марины Абрамович. Жесткой оказалась воля художницы, а жестокими — люди вокруг. Абрамович предложила зрителям 72 разных предмета, свое тело и полную свободу действий. Каждый мог взять любую вещь и с ее помощью сделать Абрамович приятное или причинить боль. Что бы ни оказалось в руках зрителя и что бы он ни делал — художница оставалась пассивной. Ее беззащитность разжигала в людях агрессию: они резали ее одежду, втыкали шипы розы в ее тело, приставляли заряженный пистолет ко лбу… Это история о том, что грань между человеческим и зверским очень тонка и полностью стирается в условиях безнаказанности. Но, как говорится, гендер из сказки не выкинешь: «Ритм 0» — еще и жуткий рассказ о том, какой безвольной игрушкой в руках общества может быть женщина.
Видео дня. Картошка, которая может отравить
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео