Абрикосы с колёс. Безопасно ли покупать продукты с автолавок?

Семерых уличных торговцев-нелегалов за два дня поймали на минувшей неделе челнинские полицейские. Так, на ул. Орловская они обнаружили импровизированную автолавку, у дома 10/07 посёлка ГЭС – «левый» автофургон. Нарушение и наказание Ни у кого из семи челнинских «продавцов» документов о безопасности провизии не было. Штрафы за это они заплатят небольшие - от 500 до двух тысяч рублей по ст. 14.1. ч.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без госрегистрации в качестве юрлица». С начала года управление административно-технической инспекции (УАТИ) автограда выписало таких штрафов на 1 086 500 рублей, составило 1 114 протоколов об административных правонарушениях. Мест несанкционированной торговли становится всё больше, признаёт начальник УАТИ Челнов Айрат Насыбуллин. Оно и понятно: 1 тыс. рублей – разве ж это наказание? В итоге одновременно с 71 законным местом нестационарной торговли в Челнах действуют ещё 57 нелегальных мест. В Казани почти 900 мест для передвижной торговли и общепита, но и нелегальных точек хватает. Они есть и в бойких местах, и в тихих переулках, и во дворах. Так, неподалёку от рынка в двух кварталах от Деревни Универсиады ежедневно торгуют с пяти-шести грузовых фургонов и легковушек. Предлагают творог, масло из Лаишевского района, индюшатину из Зеленодольского района, а также из Удмуртии, овощи-фрукты из Пестрецов. Все продавцы в один голос твердят, что исправно платят аренду за место. Но из пяти автолавок документы о качестве продукции нашлись только у одной. Продавец индюшатины по первому требованию предъявил сертификаты соответствия качества Таможенного и Евразийского союзов, ветеринарное свидетельство. По его словам, стоять весь день за прилавком не приходится: забитую ночью птицу раскупают утром за считанные часы. Ещё один признак легальности ‒ табличка с названием предприятия, чьей продукцией он торгует. На машинах нелегалов никаких аншлагов нет, а сертификаты качества они «забывают» дома. Пользуются тем, что документы на продукцию у уличных торговцев люди почти не спрашивают. У народа свои критерии качества. «Наш любимый нелегал» Стоило журналисту «АиФ Регион» обнаружить в одном из дворов нелегальный грузовой фургон, торгующий картошкой, черешней, абрикосами, местные жители кинулись защищать продавца всем миром. «Он каждый день привозит нам вкусные свежие овощи и фрукты, ‒ горячо оправдывал продавца мужчина, представившийся Рустемом. ‒ В магазине они как будто пластмассовые, ведь товар туда завозят обычно раз в неделю. Вы хотите, чтобы везде остались только сетевые магазины и моллы, в которых даже поторговаться нельзя?» Сам продавец признался, что закупается на казанском оптовом рынке. Проверяющие уже несколько раз отбирали у него весы и товар. Мол, устал от них бегать. Рад бы торговать на легальном месте, но почему-то получить разрешение в мэрии не удаётся. Ведь такие места разыгрываются на аукционе: чем бойчее место, тем дороже. Предпринимателю со скромным капиталом выиграть такой аукцион непросто. Приходится ездить по дворам. В итоге, даже если товар безопасный, всё равно будешь нелегалом. «Торговля с машин должна быть санкционированной – то есть в разрешённых, специально предусмотренных для этого местах, на рынке, ‒ настаивает руководитель Роспотребнадзора по РТ Марина Патяшина. ‒ Ни в коем случае не стоит покупать продукты питания вдоль дорог. Это явно несанкционированная торговля. А значит, эта продукция вызывает вопросы по качеству и безопасности». Требования безопасности зависят от вида продукции. Если продукция скоропортящаяся, то крайне сомнительно, что требования безопасности соблюдаются при торговле с машин. Температура хранения для такой продукции должна быть как минимум плюс 2, плюс 4, то есть необходим холодильник. Продажа на солнцепёке с витрины фургона явно не обеспечивает условий для сохранения этого продукта. А значит, покупать его крайне опасно для здоровья. «Поэтому в машинах, торгующих мясом, молоком, конечно же, должны быть холодильники, ‒ говорит Патяшина. ‒ Покупатель имеет право запросить документы, подтверждающие качество, безопасность продукции, содержащие данные о стране происхождения. Если у предпринимателя есть документы, он вам в любом случае их предоставит». Кнут и пряник По словам Патяшиной, рынки проверяются санитарными врачами в основном по жалобам покупателей. Если есть претензии к условиям хранения, качеству такой продукции, санитарные врачи вначале рекомендуют обратиться к самому продавцу. Написать ему претензию о том, что он продал некачественный товар и предложить вернуть деньги. Если проблема решается в добровольном порядке, жалоба в контрольно-надзорные органы чаще всего уже бывает не нужна. В противном случае надо обратиться в Роспотребнадзор для проведения проверки. В Казани оснований для тотальных проверок пока, видимо, нет. А в Челнах, помимо кнута, решили пустить в ход и пряники. Наряду с рейдами объявить дополнительные аукционы для того, чтобы предприниматели могли узаконить свою деятельность. Эту идею предложил руководитель исполкома Челнов Ринат Абдуллин. Ем глазами "Почему бы не купить с машины овощи, фрукты, зелень, если у них хороший вид, - задается вопросом краевед, журналист, блогер Лев Жаржевский. - Вот мясо с машин я бы поостерёгся брать, потому что нет гарантии, что его осматривали, тщательно проверяли. Мясо стараюсь приобретать охлаждённое, а не замороженное. В замороженном виде покупаю только полуфабрикаты. Фарш покупаю только в проверенных, культурных местах, где машина делает его прямо при тебе. На мой взгляд, больше шансов приобрести качественный товар в сетевом магазине. Там есть специальные условия хранения, проверки. Хотя абсолютной гарантии нет нигде. Недавно в одном и том же магазине делал покупки для бульона. Взял превосходную говяжью голяжку, а вот купленные вместе с ней два лотка супового набора оказались несвежие. Для меня главные критерии качества ‒ хорошая выкладка товара и аккуратный, услужливый продавец, который покажет товар со всех сторон. У меня есть несколько «своих» продавцов. На одном рынке ‒ «свинотница» Ирина, которая знает мои вкусы и подбирает именно ту грудинку с косточкой, что меня устроит. На другом рынке бешеным успехом пользуется «моя» продавщица солёностей. У её товара всегда превосходный вид и запах". Председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев: ‒ Думаю, будущее за торговлей с машин, это перспективное дело. Но использовать необходимо только стандартные машины, оборудованные холодильниками. У продавцов должны быть медицинские книжки. Только при соблюдении всех этих условий торговля будет соответствовать требованиям санитарно-гигиенической безопасности, не приведёт к отравлениям. Взаимоотношения с мэрией, получение мест для торговли с машин – следующий и тоже непростой вопрос. Но всё равно такая торговля будет развиваться. Президент РТ Рустам Минниханов: ‒ Мы иногда пытаемся показать, какие у нас некоторые главы районов хорошие и как предприниматели любят их. Но предприниматель никогда не будет любить власть! Это мы, власть, должны любить предпринимателей. Это люди, которые хотят работать и заработать денег, готовы идти ради этого на риск. Мы должны быть рядом. Не быть просто начальниками, надзорными органами, а гордиться этим людьми – предпринимателями. Самое главное ‒ мы сами должны измениться, Не просто выслушивать проблемы, а помогать их решать, создавать такую среду.

Абрикосы с колёс. Безопасно ли покупать продукты с автолавок?
© АиФ Казань