«За носки с Пушкиным и Есениным нам пообещали место в аду»
Екатеринбургский дизайнер Сергей Тонков выпустил коллекцию носков «Общество юных поэтов» с выдержками из великих. Цитаты разные: от стеснительно-намекающего «Одинокий и пьяный» и «Молодая, красивая дрянь» до дерзкого «Позволь мне сзади» и «Пей, выдра, пей». Тем временем сам автор не считает, что в этом есть что-то провокационное. «Ну а что такого? — спрашивает он. — Ведь светочи русской словесности тоже были не ангелы, частенько описывали свои пьяные любовные похождения при помощи обсценной лексики. Мы лишь раздвинули узкие рамки познаний о героях школьной программы!» — Сергей, цитаты великих — и на носках... Как вам это пришло в голову? — Вообще, идея не нова: у нас уже были носки с росчерком и автопортретом Пушкина и цитатами из Сергея Довлатова, Иосифа Бродского и Федора Достоевского. Так как они пользовались довольно большой популярностью, мы решили развить эту историю, и вот в какую сторону... В последнее время в прессе стало модно ругать молодых исполнителей за чрезмерное употребление ненормативной лексики. Мол, как так можно, в наши годы такого не было. Мне показалось это несправедливым, потому что я изучал поэзию и Серебряного, и Золотого веков русской поэзии и знаю, что в ней есть стихи не только о высоком и прекрасном, но и вещи наподобие тех, что сегодня возглавляют музыкальные чарты. Те же Есенин и Пушкин были далеко не ангелами! — Вы говорите о молодых исполнителях. Кого именно вы имеете в виду? — Например, историю, которая случилась несколько лет назад с группой «Кровосток». Суд запретил распространять тексты ее песен из-за обилия обсценной лексики и чрезмерной жестокости, тогда как поклонники, наоборот, говорили об их литературности и злободневности. Ни в коем случае не хочу сравнивать ничьи способности к стихосложению, но светочи русской поэзии XIX-XX веков точно так же писали о своих пьяных любовных похождениях, используя при этом обсценную лексику. Так что матерный рэп существовал давно, и если бы эти стихи сейчас читали Фараон или Фэйс с Оксимироном, в их адрес шел бы такой же негатив. — Сергей, а были цитаты, которые вам очень хотелось взять, но вы побоялись? — Понятно, что можно было взять и что-то из творчества Ивана Баркова, который очень любил низменные темы, и что-то из Николая Языкова, но мы не стали. Были сомнения и по поводу напечатанного. Например, фразы «Святой угодник...» из эпиграммы Пушкина. Не воспримут ли ее, как бы помягче выразиться, на свой счет особо чувствительные граждане? Но мы подумали и решили, что ничего страшного. То же самое было с надписью «Чувство сука» из Марины Цветаевой. Правильно ли нас поймут, ведь в данном случае подразумевается совсем не собака, а сук, ветка, и те грустные мысли, которые появлялись у некоторых поэтов в определенные моменты жизни. В итоге мы решили мыслить именно в контексте глубинных анализов! — Не боитесь претензий со стороны потомков того же Есенина? — А мы никаких законов не нарушаем! Поэтому — нет. Конечно, они могут оскорбиться и сказать, что носки — это какой-то совсем низменный продукт, недостойный быть произведением искусства, но мы к такому уже привыкли. Чуть ли не под каждой новостью о нашей коллекции мы читаем, что достигли самого дна и нам осталось заняться лишь тампонами, трусами и презервативами. А искусство — это удел элит. Искусство — это в музее! Но я так не считаю. Даже Казимир Малевич, как мне кажется, — и тот был бы совсем не против того, чтобы увидеть свои картины на наших носках. Он бы лично поучаствовал в разработке коллекции! Да и Пушкин с Есениным тоже вряд ли бы отказались, поэтому если у их родственников возникнут какое-то недовольство, мы просто вежливо попросим их поменять свое мировоззрение. — А не хотели бы вы напечатать носки с цитатами из современных авторов? Например, Сергея Шнурова, чтобы еще больше «подерзить»? — У нас нет цели подерзить и хайпануть, потому что провокация — это не лучший способ привлечь к себе внимание. К тому же мы продаем не носки, а некую историю, возможность выразить свои чувства. А если говорить про музыкантов, то мы с ними уже сотрудничали. Например, с «Animal ДжаZ» и «Мумий Тролль». Илья Лагутенко с удовольствием носит носки с символикой своей группы. — Вы сказали, что коллекция выпущена всего пару дней назад. А как реагирует народ? — По-разному. В основном нормально, но некоторые уже пишут, что нам уготовано место в аду. И вообще, как мы посмели так поступить с иконами поэзии! Но это ничего. Мы-то знаем, что принесли в этот мир что-то классное!