«Мне проще танцевать, чем говорить». Дмитрий Дерябин 30 лет посвятил сцене

2019 год для солиста балета Омского музыкального театра Дмитрия Дерябина стал юбилейным в прямом смысле этого слова: артисту исполнилось 50 лет, 30 из которых он посвятил сцене. Он рассказал корреспонденту «АиФ в Омске», что балет взял от спорта, почему омичи предпочитают классическую хореографию современной и зачем артистам нужна история. Исполнить чужую мечту Светлана Казанцева, «АиФ в Омске»: Дмитрий Анатольевич, вы приехали в Омск 32 года назад, в 1987-м. Город стал для вас родным? Дмитрий Дерябин: Да, безусловно. Я почти омич, сибиряк, хотя родился и вырос в Перми. - Вы 30 лет посвятили Омскому музыкальному театру. Чем он вас привлёк? - Для меня это серьёзная дата. Театр за столько лет стал родным, мы одно целое. А привлёк он меня интересным репертуаром и дружным коллективом. Мы дружили семьями, отдыхали вместе, поддерживали друг друга. - Как получилось, что выбрали сферу искусства, а не пошли в космонавты, инженеры, строители? - Балет изначально не был моим выбором. Как любой мальчишка, я был совершенно далёк от танцев, тем более классических. Заниматься балетом хотела мамина тётушка. У неё не получилось осуществить мечту, поэтому в балет отдали меня. Вот такой «родительский произвол»... Хотя я не жалею, что стал артистом балета: танец - это жизнь. Сестра в своё время тоже поступала в хореографическое училище, но её не взяли. - Верно, что для поступления в хореографическое училище нужны особые физические данные... - Совершенно верно: приёмная комиссия строгая, специалисты проверяют прыжок, растяжку, стопу, длину ног - для балета это важно. Но самое интересное, что я до этого вообще никогда не танцевал. - Классический танец сложен в исполнении - у балерин в основном идёт работа на пальцах. А какая подготовка должна быть у танцовщиков? - У мужчин это прыжковые вариации, высокие поддержки и дуэтный танец. Для этого нужна хорошая физическая подготовка. Не все могут выдержать такую нагрузку. Балет требует ежедневной работы, в этом вся сложность. При пропуске занятий начинает существенно страдать техника исполнения. Если пропустил день, огрехи видны тем, кто с тобой непосредственно работает, два дня пропуска заметны театральной труппе, через неделю без нагрузки появляются ошибки, которые видны зрителям. Так что для поддержания формы нужно ежедневно стоять у станка и отрабатывать элементы. Путь в премьеры - Сколько партий исполнили за свою сольную карьеру и какие из них самые любимые? - Партий было много. Значимой для меня стала партия Студента в спектакле «Анюта, именно с этого балета началась моя сольная карьера. Затем опричник Кирибеич в «Песне про купца Калашникова» и Швабрин в балете «Капитанская дочка». Это мои первые серьёзные характерные роли, после которых я стал осознанно, кропотливо относиться к характерам своих сценических героев. В балете сильна эмоциональная составляющая - мы вживаемся в образ, доносим его до зрителя, а не просто совершаем прыжки, вращения и поддержки». - За партию Колчака в балете «Апофеоз» вы стали лауреатом премии Омского областного фестиваля-конкурса «Лучшая театральная работа» в номинации «Творческая удача года». Как это было? - Это случилось в 2007 году. Балет «Апофеоз» - авторский спектакль московского хорео­графа Юрия Пузакова, в основе которого лежит реальная история нашей страны, история личной жизни и любви адмирала Колчака. Было интересно работать над созданием образа военачальника с сильным характером. - У вас были зарубежные гастрольные туры с Омским музыкальным театром. Как вас принимали зрители? - Принимали, конечно, хорошо. Но некоторые моменты у нас самих вызвали недоумение. К примеру, в Китае не приняты долгие аплодисменты артистам - не более двух хлопков. Нам аплодировали довольно долго, сами китайцы были этим удивлены. Но если говорить в целом о русском балете, за рубежом он очень ценится - российские балетные школы держат высокую планку. - Не каждому дано стать солистом балета. Какими качествами нужно обладать, чтобы дорасти до премьера? - Нужны подходящие физические данные, хорошие профессиональные навыки, желание трудиться, развиваться и толика удачи. Ещё одна фишка: на сцену нельзя выходить без настроения. Чтобы оно было, нужно заранее настраиваться на спектакль. Театр не кино, в нём нет дублей - артист с первого раза должен выйти и отработать на 100%, чтобы зритель проникся игрой и пришёл ещё не раз. - Партии бывают разной сложности исполнения, многое зависит от музыки. Складывается впечатление, что балетная партия - это математическая задача: вступление должно пройти из определённого места сцены, с определённого такта, для этого их надо отсчитывать... - На самом деле не так всё сложно. Кто-то считает такты, а я их слышу и точно знаю, когда нужно вступать. В хореографическом училище этому учат. Спорт и танец совместимы - Какой балет больше любят омичи: современный или классический? - Омский зритель предпочитает классику - она кажется более понятной. - Современный балет сильно отличается от классического? - Отличия, безусловно, есть. Во-первых, разные комбинации движений; во-вторых, иная структура спектакля. Классический балет имеет жёсткую структуру: вариации, па-де-де, антре и т. д., должен быть регламентированный набор элементов. В современных спектаклях такого нет - как правило, это определённая сюжетная линия, насыщенная событиями и рассказанная языком танца. - Насколько сейчас популярен балет у молодёжи? - Он непопулярен. Мальчики не желают заниматься хорео­графией, отдавая предпочтение брутальным видам спорта: хоккею, восточным единоборствам, боксу, хотя в современном балете активно используются и спортивные элементы. - Они не желают танцевать классику? - Мужчина в балете - особая тема. Как 10-летнему мальчику объяснить, зачем ему нужно заниматься балетом? В его понимании балет существует только для девочек и мальчику там делать нечего. Ну и детское неприятие не таких, как все, никто не отменял. Если ребёнок занимается чем-то необычным в понимании сверстников, дразнилки ему обеспечены. Не каждый может выдержать такой прессинг. - Чем отличается балет от спорта? - В физическом плане отличий не так много. Там и там идёт работа на качество и результат, но в балете сильна эмоциональная составляющая - мы вживаемся в образ, доносим его до зрителя, а не просто совершаем прыжки, вращения и поддержки. - А ещё спорт и балет одинаково травмоопасны... - Да, травмы бывают часто, потому мы и уходим на пенсию через 20 лет. К слову, спортсмены завершают карьеру ещё раньше. - Вы продолжаете свою творческую деятельность, помимо этого работаете педагогом-­репетитором, тренируете молодых артистов. Бывают случаи, когда ребята что-то делают не так? - Как меня учили мои педагоги, никогда нельзя устраивать разбор полётов во время спектакля. Артисты очень ранимы, и замечаниями можно сбить настрой, после чего человек просто не сможет выйти на сцену и доиграть. - У вас плотный график работы: репетиторство, собственные репетиции, спектакли. Как вы отдыхаете? - Смотрю исторические фильмы, киноленты о Великой Отечественной войне. Не устаю восхищаться силой духа нашего народа. Такие фильмы заставляют по-новому взглянуть на жизнь и отношения между людьми, ценить их, выставлять жизненные приоритеты. - Ваша супруга имеет отношение к театру? - Самое прямое. Она работает в Омском музыкальном - начальник костюмерного цеха и по совместительству Снегурочка. (Улыбается.) 30 лет на новогодних театральных концертах выступает в этой роли. - А вы «дедморозите»? - Нет, Дед Мороз не моё амплуа. Мне проще танцевать, чем говорить.

«Мне проще танцевать, чем говорить». Дмитрий Дерябин 30 лет посвятил сцене
© АиФ-Омск