Проверено на себе
Звёзды
Психология
Еда
Счет
Любовь
Здоровье
Тесты
Красота

Куратор галереи Тейт — о пяти правилах хорошей выставки в эпоху новой этики

Марина Анциперова поговорила с куратором современного и новейшего британского искусства в галерее Тейт Эленой Криппой о том, как мировые музеи принимают новые нормы, поддерживают неизвестных художников и пытаются заинтересовать аудиторию через соцсети.
Куратор галереи Тейт — о пяти правилах хорошей выставки в эпоху новой этики
Фото: Strelka MagazineStrelka Magazine
Куратор Британской галереи Тейт Элена Криппа. Источник: henitalks.com
«Главное в выставке — это произведения искусства. А задача куратора — создать такие конфигурации предметов, которые будут взаимодействовать друг с другом в рамках одного пространства, создавать из общности этих значений и ощущений какой-то общий поэтический дискурс. Важно думать о том, как наш посетитель будет находиться в пространстве, смотреть на разные произведения искусства. Этим профессия куратора отличается от профессии хранителя. Мы дирижируем опытом, но для этого нужно уметь придумывать истории, которые поразят наше воображение и создадут ощущение путешествия через музей.
Я всегда думаю о своей ответственности — как этической, так и эстетической. А ещё верю, что всё, что ты делаешь искренно, оказывается важным. Иногда понимаешь это сразу, иногда нет. Например, выставка художников Лондонской школы (для Тейт она была расширена и включала отдельный зал, посвящённый женщинам-художникам) оказалась очень важна для молодых женщин.
Я верю, что нужно доверять своей интуиции. Если будешь слишком сомневаться и переживать, то не сможешь вытащить хорошую историю. А ещё забавно, что каждый раз, когда я заканчиваю работать над выставкой, то обещаю себе, что следующая будет проще. Но так не бывает: каждому следующему проекту, который значит так же много, ты отдаёшь всего себя — а это же всё, что у тебя есть.
Помнить о женщинах и географическом разнообразии
Источник: a.canvas.of.light / flickr.com/jhlau
Главная цель, которую мы преследуем вместе с директором Тейт, — разнообразие. То искусство, которое мы выставляем, должно быть отражением общества. Половина населения — женщины, и выдающихся художников среди них, я уверена, не меньше, чем среди мужчин. Нас так долго учили думать только о художниках-мужчинах, что теперь неплохо бы пересмотреть наши представления об истории и более внимательно отнестись к современной ситуации.
Вопрос не в том, чтобы быть политически корректным. Нам нужно правильно отражать реальность.
Важно представлять разнообразие и в смысле географии, показывать разнообразие нашей культуры. Так много знаменитых художников приехали в Лондон из Индии, Гаваны, со всего мира, и многие остались работать здесь и стали влиятельными. Но почему-то никто из них не вписан в канон наравне с белыми британцами, и большинство усилий кураторов тратится сейчас на то, чтобы восстановить справедливость.
Вовлекать публику
Ретроспективная выставка Фрэнка Боулинга в Британской галерее Тейт. Источник: Matt Greenwood / Tate Photography 2019
Ещё один важный момент связан с вовлечением публики. Ценность экспертизы — а я верю, что эксперты до сих пор играют важную роль, — не отменяет то, что мы всё больше вовлекаем обычных людей в жизнь музея. Скорее это помогает установить диалог.
Мы работаем с местным сообществом и с сообществом в более широком смысле слова — с людьми, которые вовлечены в работу музея через интернет и социальные медиа. Но это не значит, что желание публики для нас закон. Под свою ответственность мы принимаем решения, но этот выбор, как и многие другие моменты жизни музея, должен подразумевать обсуждение с сообществом.
Один из этажей Тейт называется Tate Exchange — его работа завязана с тем, чтобы приглашать художников и кураторов из других институций и создавать события для публики. Мы много экспериментируем, думаем, что работает, а что нет. Но главная наша задача, конечно, заботиться о коллекции музея, о том, чтобы создавать контекст, в котором люди смотрели бы эту коллекцию с удовольствием.
Социальные медиа изменили наш мир и множество аспектов социальной жизни. Люди ждут быстрого вовлечения в ту или иную реальность, немедленного удовлетворения интереса. С одной стороны, наш опыт подтверждает эффективность социальных медиа. C другой — важно не забывать, что социальные медиа не могут дать нам важный опыт, переживание, которое случается в момент, когда ты находишься перед картиной.
Картины, которые показывает нам Facebook, имеют мало общего с настоящей работой. И часто это означает, что люди захотят прийти в музей.
Показывать не только известных художников
Источник: Artur Salisz / flickr.com/asalisz
Взаимодействие музеев и галерей, поиск финансирования — огромная проблема сегодня. Музеям приходится зарабатывать самостоятельно существенную долю бюджета прежде всего для того, чтобы устраивать временные выставки. Финансовый аспект, кстати, сильно влияет на то, как выставки выглядят внешне.
Проблема ещё в том, что неизвестных художников не поддерживает пресса. Именно поэтому у вас возникает ощущение, что по всему миру показывают одни и те же выставки, одни и те же имена.
Меня восхищает в художниках та самоотверженность, с которой они отдают себя своему делу. Со своими произведениями у них возникает особая связь. Мы как кураторы должны сделать всё, чтобы эта связь стала более заметной Поэтому между куратором и художником часто бывают очень близкие отношения. Чтобы описать работу так, чтобы она стала понятной, значимой и заметной, ты должен в неё влюбиться.
не судить художников слишком строго
Выставка All Too Human: Bacon, Freud and a Century of Painting Life в Британской галерее Тейт. 2018 год. Источник: Joe Humphrys / Tate Photography
Я сама не то чтобы хороший или плохой человек, я просто человек. Я никогда не буду утверждать, что всё, что я делаю, — это хорошо, что все мои поступки в течение дня правильные. Пикассо ужасно вёл себя с женщинами, но делало ли это его плохим человеком? Он боролся за мир, имел активную позицию относительно коммунизма и социализма. Мне кажется неправильным нанизывать всё на одну линию — каждый раз куратор должен выбирать, какую историю он хочет рассказать именно сейчас, и всегда есть разные способы смотреть на проблему.
Думать о будущем
Триптих. . 1944–1988 годы. Источник: Tate Britain / The Estate of Francis Bacon
Как институция мы не занимаемся популярной культурой, уличным искусством. Но не надо из-за этого считать нас снобами. Просто в музее мы собираем fine art, „изящные искусства“. Проблема в том, что понятие изящных искусств сейчас расширяется, и мы даже не можем представить, что этот термин будет включать в себя в будущем. Но не судите нас строго, ещё двадцать лет назад у Тейт не было и фотографий.
Для уличного искусства, как мне кажется, главный вопрос заключается в том, что будет, если такого рода искусство появится в музее? Что будет, если мы снимем работу Бэнкси со стены и поместим в стены институции?
Кстати, Британский музей недавно приобрёл работу Бэнкси, что спровоцировало большую дискуссию. Что будет дальше, я не знаю, но это точно важный прецедент».