Ещё
Насколько опасны стиральные порошки
Насколько опасны стиральные порошки
Дом и сад
Голливудская дива нашла престарелого мужа
Голливудская дива нашла престарелого мужа
Звёзды
"Оттаскал так, что соседи косо смотрят"
"Оттаскал так, что соседи косо смотрят"
Форум
10 основных признаков порчи
10 основных признаков порчи
Психология

Несгибаемые русские женщины: сцена как дом памяти 

Несгибаемые русские женщины: сцена как дом памяти
Фото: Аргументы Недели
Когда от меня требуют дать навигацию по театрам (что посмотреть?), я теряюсь, мало ли какой вкус у того-иного зрителя. И всё-таки премьеру «Московского хора» в постановке режиссёра в Театре имени Маяковского можно назвать событием. Не планетарного масштаба, конечно. Но на фоне театральных распрей и скандалов попытка молодого (32 года!) человека всерьёз заняться сценическим творчеством и прикоснуться к национальной памяти — уж точно заслуживает внимания.
ПЬЕСА Петрушевской написана в 80-х годах, а действие происходит в 1956 году. Любительский хор репетирует своё выступление на грядущем международном фестивале студентов, а его участники замешаны в крутой драме семейства московской «воительницы» Лики, женщины трудной судьбы с жёстким характером. Из многолетней ссылки возвращается сестра Лики, странная несчастная женщина Нета, с дочерью. Сын Лики Саша тем временем собирается уходить от своей жены и дочери к новой любви, и там уже заведён ребёночек (в сочинениях Петрушевской дети заводятся хронически, жизнь жадно берёт своё!). Лика готова принять и поселить у себя сестру — нормы порядочности в то время это предполагали.
Итак, заваривается и кипит густая каша общего, мучительного коммунального житья. Это не мужской мир сражений и достижений, это мир «терпил» истории, мир тягомотных страданий, мир горестного быта, диких бессмысленных склок, раздражения от мелочей. Это мир женщин, принявших на себя изнанку истории, и главная их задача — просто сберечь плоть. Хоть какую-то. Уберечь цепь рода от распада…
Трудность современного воплощения этой пьесы в том, что уже были два знаменитых спектакля. В 1988 году «Московский хор» поставил в МХАТе, и Лику играла сначала , потом — . В начале нового века появился выдающийся спектакль (худрук постановки — ) в петербургском МДТ, есть телевариант, и кто видел, вряд ли забудет в главной роли. Если идти по пути тщательной реконструкции быта, выплетания психологических подробностей, то сказать своё оригинальное слово в деле воплощения пьесы было бы маловероятным.
Режиссёр пошёл другим путём. Он не потревожил текст Петрушевской — сокращения микроскопические. Но вместо бытовой трагикомедии у него получилась своеобразная «мистерия памяти». Зрителям выстроили места на сцене, развернув их лицом в зрительный зал. А действие происходит в этом самом зрительном зале, чинном, академическом зале Театра имени Маяковского, среди красных кресел, где расположены отдельные приметы быта (художник Моника Пармале). В пьесе часто упоминают мёртвых — погибших, замученных, сгинувших. Ведь когда-то, по пьесе, существовала огромная русская семья, сейчас остались одни кровоточащие осколки. И каждый раз, когда персонажи поминают своих мертвецов, в зал выносят и ставят большие фото (это реальные фото умерших родных артистов, занятых в спектакле). Фотографий всё больше, они словно участвуют в действии наравне с живыми. А наверху, на третьем ярусе, — портреты славных ребят, чьи сочинения репетирует московский хор, — Бах, Моцарт, Перголези и Шуман. Им-то хорошо, они уже на недосягаемой высоте и бесконечно далеки от проблем сгоревшей каши, старого пальто, беременности незамужней внучки, страстной ненависти женщины к собственной дочери, распутства единственного мужчины в семье…
Переполненное эмоциями русское женское царство глубоко печально, притом что текст бликует юмором и публика то и дело хохочет. Но надо понимать, что пережили эти женщины, почувствовать их замученность, их одиночество, их тоску — и отчаянное желание жить. В построенном режиссёром «доме исторической памяти» сильно активизируется личная память. Я смотрела и думала — ведь свирепая и прекрасная ругательница Лика — это моя бабушка, её легкомысленная внучка Ольга — мама моя, а ребёночек только что народился и лежит в коляске — это ж я лежу. И в моей семье есть свой реестр убитых, пропавших, сгинувших. И всё равно победил сводный «хор» несгибаемых, упрямо поющих, воспроизводящих жизнь в любых обстоятельствах, — сводный хор народа!
Режиссёр ставит не текст Петрушевской, который сам по себе хорош, и отдельные реплики даже вызывают аплодисменты. Он стремится воплотить музыку автора, то, что кажется сумбурным, нелогичным, а на деле подчинено строгим музыкальным законам, когда развиваются темы и мотивы. Актёрский ансамбль отлично согласован, много прелестных молодых лиц, но, разумеется, зрителю трудно не обратить внимание прежде всего на работы (Лика) и  (Нета).
Для Симоновой главное не выделка мощного и лютого характера, а то, что основная мелодия её героини — спасти семью, удержать жизнь от распада, сберечь семейные связи. Она хлопочет неистово, трудится душой постоянно, и на всём её облике интеллигентной москвички в кружевном воротничке (это одна из чеховских сестёр выжила в ХХ веке?) лежит бремя «большухи», как раньше говорили в народе, то есть главной женщины в доме.
Татьяна Орлова, изумительная эксцентрическая актриса, выводит иную мелодию. Её героиня от перенесённых страданий скатилась в «тёмное сознание», опустилась нравственно и повредилась в уме. Сначала она выглядит как безвредная чудачка. Но во втором действии у Орловой огромный монолог, она сочиняет жалобу правительству на всю свою жизнь. Я не знаю, кто бы, кроме Орловой, сумел сделать это так фантастически смешно — и так неподдельно жутко…
Спектакль эстетически привлекателен во всех составляющих — однако не могу не отметить работу известной художницы по костюмам , которая удивительно прониклась замыслом театра — одежды сочинила скромные, верные общему духу времени, но стильные и даже элегантные. Конечно, найдутся те, кто главный принцип постановки (перевёртыш сцены и зала) отвергнет в принципе. Однако напомнить в художественном виде о том, как русские женщины перетаскивали на себе историю ХХ века, кажется мне достойной и полной смысла задачей.
И ещё: говорят, режиссёров нет. Где настоящие худруки? И всё каких-то фантомов назначают руководить театрами. А вот у нас подрастает молодой человек, Никита Кобелев, уже десяток спектаклей сочинил, серьёзно и ответственно. Да и кроме него полно режиссёров, способных и работящих. И откуда, для каких нужд власти выкапывают этих грымовых–бояковых, один чёрт знает.
Видео дня. Пугачева перестала быть похожей на себя
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео