Войти в почту

Как переехать жить в село, привезти туда блогеров и помирить «городских» с «местными»

В конце июня в Благовещенске на Дне «Стрелки» выступила Надежда Артес — основательница проекта «Село оно мое». Уже несколько лет Надежда пытается наладить коммуникацию между городом и деревней, подружить их жителей и развеять возможные стереотипы. Strelka Mag поговорил с Надеждой о том, каково это — переехать жить в деревню. КАК ОСТАВИТЬ ГОРОД Фотографии: Виктор Юльев для Strelka Mag «Я родилась в маленьком селе Придорожное в Казахстане, где жили не больше двухсот человек. Я прожила там до 12 лет, потом переехала в Калининградскую область в город Черняховск и закончила там школу. В Петербурге я оказалась только на первом курсе университета. На протяжении всей моей жизни в деревне, мне очень хотелось поскорее оттуда сбежать. До 25 лет сельская жизнь меня не привлекала, я боролась с комплексом «деревенской девчонки» и была уверена, что село — это точно не то место, куда я когда-либо вернусь. Переехав в Петербург, я получила все те впечатления и навыки, которых мне так не хватало в моем детстве и юношестве. Сначала я работала в производственных и строительных компаниях, занимаясь маркетингом, стратегией и развитием, затем у меня появилось свое рекламное агентство LAMA. Немного позднее я стала аккаунт-директором архитектурного бюро Rhizome. В Петербурге у меня появилось множество друзей, с которыми мы ходили в модные заведения и на вечеринки. Мегаполис дал мне очень ценную вещь — нетворкинг, с которым в дальнейшем открылись двери для любых коллабораций и новых проектов. В один момент я начала понимать, что мне не хватает чего-то в моей жизни. Все вокруг находилось в постоянном быстром движении, но в этом будто бы не было смысла. Я чувствовала, что бесконечно потребляю, удовлетворяю свои желания, но не создаю ничего стоящего. Тогда я начала вспоминать, когда вообще в моей жизни вокруг меня было что-то настоящее. Я вспомнила детство, деревню, всех коров, кроликов, свиней и петухов, за которыми мы с родителями ухаживали. Именно тогда я и чувствовала, что занимаюсь настоящим делом, нахожусь среди всего живого. В этот момент мне захотелось вновь увидеть сельскую жизнь. Мне стало очень интересно узнать больше о селах и я стала искать людей, которые могли бы мне с этим помочь. КАК ПОЛЮБИТЬ СЕЛО Друзья несерьезно отнеслись к моим новым сельским увлечениям. И однажды в баре один из них в шутку сказал: «У моего знакомого Сереги есть триста быков, хочешь на них посмотреть?». Уже через неделю я ехала по трассе Санкт-Петербург — Вологда вместе со своими городскими друзьями к быкам. Среди сотни брошенных домов в деревне был только один жилой, а по остальной территории, по словам его жителей, ночами бродили волки. Сергей посадил нас в телегу, прицепил её к трактору и повез по ближайшим селам. Мы проезжали одну за одной заброшенные деревни, и меня мучал вопрос: куда делись все люди и как это случилось. И было странно осознать, что даже в таких опустошенных деревнях кто-то все же остается. Это было лучшее путешествие в моей жизни, поскольку я смогла увидеть то, о чем обычно стесняются говорить, cоздавая видимость, что все хорошо. Эта привычка у нас с давних времен. Мне хочется изменить такую парадигму хотя бы в своем кругу. Тогда я поняла, что мне не хватает информации о том, что происходит в стране, и как на это можно повлиять. В один момент Вадим Дымов позвал меня работать над проектами села Туртино во Владимирской области — тогда я переехала в Суздаль. Вместе с командой Rhizome мы придумали новую программу для местного дома культуры и разработали проекты пожарной части, столовой, медпункта. Я много работала с местными жителями и узнала еще больше новых откровений. Меня поразило, например, то, что строители ищут нужные материалы по объявлениям в районной газете. Они просто звонят по напечатанному номеру телефона и приезжают к продавцу домой забрать все необходимое. Я увидела, что методы работы сохранились прежние, но среда вокруг кардинально изменилась, а люди в селах этого разрыва не замечали. Тогда я поняла, что нужно обучать людей, показывать им, что сейчас все работает по-другому. как «ГОРОДСКИМ» ПОМОГАТЬ ДЕРЕВНЕ Мои светские друзья не скрывали непонимания моего стремления вернуться в деревню. Это стало своего рода провокацией для меня. Тогда же я случайно узнала о том, что в селе Пеники в Ленинградской области находится стихийная свалка. И подумала, что было бы здорово привлечь модные городские бренды в деревню и организовать вместе с ними уборку. Я поговорила с петербургскими кафе Co-op Garage и TigerLily и предложила им поддержать событие. Я хотела собрать вместе блогеров, городских жителей и местных сельчан за одним благим делом — сбором мусора. К петербургским кафе присоединились Fazer, локальный бизнес «Балтийский берег», проект «No plastic it’s fantastic», банный блог Nudeblog и местная администрация. Так, я соединила бизнес, готовый помогать людям, и городских блоггеров с местными жителями. Эти люди все вместе убирались в деревне, знакомились и общались. Сельская уборка превратилась в настоящую тусовку, на которой люди разного круга отлично проводили время вместе. Это событие стало очень важным для местных жителей, и они до сих пор просят его повторить. Таким образом сформировалась модель того, как подружить бизнес, местные власти, городских и сельских жителей. Теперь эту схему можно масштабировать на любой другой регион. ПОЧЕМУ «СПАСАТЬ» ЛЮДЕЙ В СЕЛАХ НЕ НУЖНО При создании таких проектов нужно понимать, что люди в деревне в целом счастливы. Они просто живут так, как жили их отцы и деды. Я для себя приняла такую позицию: мы не спасаем, а решаем острые проблемы. Есть ситуации, на которые мы можем повлиять, а также развернуть жителей деревень и расширить их кругозор. Мы можем показать, что бывает по-другому, заинтересовать их и тем самым заставить самих сельчан понемногу менять свой уклад жизни. Конечно, когда «городские» приезжают на уборку в модной одежде и белых кроссовках, сельские жители над ними посмеиваются. Но потом, когда все пятьдесят человек стоят в своих испачканных уже серых кроссовках с мешками мусора, местные все же видят, что эти люди на что-то способны. Тут важна системность. Сначала ты стучишь в закрытую дверь, но затем люди понимают, ты пришел не на пять минут, а хочешь планомерно развивать деревню. Поэтому в Пениках я провожу мероприятия уже второй год. В этом году мы запустили здесь сельский лекторий, в рамках которого городские спикеры общаются с местным населением на актуальные темы. Все они приезжают, и никого не пугает старый Дом культуры с советским ремонтом. У спикеров другая цель — поговорить с людьми, которых они никогда не встретили бы в городе. Местных жителей обижает слово «сельский», поскольку зачастую для них это означает «плохой», «необразованный». Я же стараюсь объяснить людям, что произношу это слово в другом контексте: поскольку молодежь сегодня хочет быть связана с сельской жизнью, стремится понять её и прочувствовать. Сегодня желающих ходить на лекции уже достаточно. Большинство из них приходят не ради новых знаний, а ради знакомств. Другие говорят: «у меня каждый день одно и то же — хозяйство, огород и скот. Я хочу посмотреть на что-то новое». В селах есть запрос на подобные проекты, нужно только правильно и чутко провести работу с местными жителями. КАК ПОНЯть СЕБЯ В ДЕРЕВНЕ Этим летом я решила остаться жить в Пениках, и занимаюсь не только культурными проектами, но и огородом. За это время картина моего мира сильно изменилась. Беспощадное потребление заменилось на вдумчивые покупки у малых фермеров, а что-то я вообще выращиваю сама. Мои городские друзья теперь часто приезжают, едят фермерскую сметану ложками и говорят, что жизнь в деревне — их мечта. При этом такой образ жизни зачастую романтизируют, и я точно знаю, что не хочу терять связь с городом. Среда, в которой находишься, сильно на тебя влияет. Я поняла это еще тогда, когда жила в Суздале. Ежедневно ты видишь не более десяти человек, разруху вокруг, и грань между тем, как есть и как должно быть, размывается. Нужно всегда сохранять свежий взгляд и ни в коем случае нельзя предаваться аскетизму. Нужно постоянно коммуницировать с городом и, более того, подтягивать людей оттуда. В деревне определенно точно есть вещи, которые доставляют мне радость. Это домашние продукты, природа и возможность смотреть на что-то еще, помимо серых коробок зданий. Я намного лучше ощущаю себя здесь. Но, конечно, переехав в деревню, я стала более грустной — об этом мне говорят друзья. И я понимаю, почему. Здесь я увидела и прочувствовала очень суровые вещи, из-за чего сильно переосмыслила свои взгляды. Такое ощущение, что некоторые ситуации неисправимы, либо на это потребуется много десятков лет. Процессы в деревнях проистекают намного медленнее, чем в городе. Сейчас я понимаю, что вряд ли увижу результаты моей работы при своей жизни, но хочется верить, что их смогут увидеть следующие поколения. Мотивацию мне дают те самые «малые» дела, от которых можно видеть только локальный эффект. Такой вот тактический урбанизм в действии.

Как переехать жить в село, привезти туда блогеров и помирить «городских» с «местными»
© Strelka Magazine