Смертельные горки и платье с мозгом: три новые выставки открылись в нижегородском «Арсенале» в честь его 22-летия

Нижегородский центр современного искусства «Арсенал» отметил 22-летию 18 июля. Гостей праздника ждало немало сюрпризов, и первым из них стало открытие сразу трех выставок, которые в этот вечер можно было посетить бесплатно. Зрители смогли познакомиться с творчеством участников питерского андеграунда, увидеть работы литовских художников, а также уникальные предметы дизайна, созданные из переработанного пластика. Директор Волго-Вятского филиала Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Анна Гор отметила, что день рождения «Арсенала» стал общим праздником для всех нижегородцев. Она напомнила, что история музея была непростой. Приказ о создании нижегородского филиала государственного центра современного искусства был подписан в 1997 году 17 июля. Напомним, само здание долгое время находилось в плачевном состоянии, и только в 2011 году после реставрации открылась его первая очередь. Полностью реконструкция завершилась спустя три года, в 2014 году. Арсенал» — это история, которая выплеснулась в город и имеет много сторонников, место, которое стало общим для всех. Мы всегда говорили, что центр — зрителеориентированное учреждение культуры. Это значит, что каждый раз, когда мы что-то организовываем, открываем выставки, привозим новые книги, мы думаем о людях. Особенно мы любим летние встречи в середине июля. Для нас это важный праздник, когда нам хочется сделать что-то приятное для наших зрителей. Анна Гор Директор Волго-Вятского филиала Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», заслудженный работник культуры Все три выставки получились абсолютно разными, но каждая из них способна удивить зрителя, где-то заставить улыбнуться, а порой и шокировать. Как вам, к примеру, наряды с изображением внутренних органов, чертеж американских горок для эвтаназии или дневники осужденных за особо тяжкие преступления? За каждым экспонатом — своя история, и смысл, который вложили в них авторы, порой открывается не сразу. Первая выставка — «Между эйфорией и насмешкой. Герои, трикстеры и аскеты актуального искусства Петербурга 1989–2002» — открывает нижегородцам неизвестные грани творчества художников Северной столицы. Центром экспозиции стала озвученная карта Санкт-Петербурга. Поскольку не все нижегородцы знают наше искусство, перед нами стояла задача разместить его на некой топографии. Так пришла идея использовать звуковую карту. На ней есть метки, которые воспроизводят характерные городские ландшафты — набережную Петропавловской крепости с боем курантов и выстрелом пушки, Дворцовый мост, акваторию Невы… Там же обозначены точки культурных событий 1980 — начала 2000 годов. Ирина Акутаганова Куратор выставки, искусствовед, директор Техно-Арт Центра "Пушкинская 10" (Санкт-Петербург) Создатели экспозиции выбрали 12 групп художников из более чем 30 объединений, которые действовали в Санкт-Петербурге на рубеже 1980–1990-х годов. Как пояснила куратор, это связано с тем, что творчество многих из них просто не сохранилось до наших дней. Особое внимание зрителей привлекает проект «Фабрика найденных одежд» художников Ольги «Цапли» Егоровой и Натальи «Глюкли» Першиной. Каждый из представленных предметов гардероба имеет свою судьбу. Авторы постарались подчеркнуть их историю различными способами — про одежду снимались фильмы, она участвовала в перфомансах. Одна из самых известных инсталляций Ольги и Натальи — работа с белыми платьями. Душевное здесь перемешано с физиологическим. Есть, например, платье для беременных, где вышивкой нанесена кровеносная система плода, а также другие предметы гардероба с принтами внутренних органов. Достаточно также вспомнить перфоманс „Триумф хрупкости“, когда курсанты военного училища маршировали по улицам Питера с маленькими белыми платьями. Он действительно способен вызвать слезы. Сделать это оказалось очень сложно, так как непросто было убедить военных участвовать в нем без иронии и насмешки, — отметила Ирина Акутаганова. Вторая экспозиция — «EXTENSION.LT: Параллельные повествования» — представляет творчество современных литовских художников. Как рассказала куратор Кристина Романова, проект объединил более десятка авторов разных возрастов — от 20 до 70 лет. Обычно групповые выставки имеют общую тему, но здесь ее нет. Каждый художник рассказывает о своем. Тем не менее, получилась некая история. Здесь нет маршрута, которым обязательно нужно проследовать, начать смотреть работы можно с любой стороны. Кристина Романова Куратор выставки В экспозицию вошли живопись, графика, инсталляции, видеоарт, изделия из ткани. Некоторые работы могут показаться серьезными и слишком мрачными, но при этом они не лишены сарказма. Другие же, напротив, созданы с юмором. Например, молодой литовский художник Андрей Полукорд создал инсталляцию «Уголок галериста». У художника есть передвижная галерея, которая помещается в автомобиль наподобие „ГАЗели“, он ездит с ней по Европе. Он предложил сделать мобильный офис галериста, чтобы внести нотку юмора в серьезную выставку, — пояснила Кристина Романова. Третья выставка — «Фантастик пластик» затрагивает такую важную тему, как экология. Она демонстрирует зрителям различные предметы — от украшений и детских игрушек до сумок и обуви. Все они сделаны из переработанного пластика, который благодаря дизайнерам получил вторую жизнь. Напомним, Нижний Новгород примет участие в Международной туристической выставке в Сербии. Фото: Надежда Кей

Смертельные горки и платье с мозгом: три новые выставки открылись в нижегородском «Арсенале» в честь его 22-летия
© В городе N