Босые и трезвые: славяне водили хороводы под Новосибирском

С неделей проливных дождей совпало проведение фестиваля «Родники», который в седьмой раз собирает поклонников славянской культуры со всей Сибири в живописных уголках Новосибирской области. В этом году местом проведения фестиваля стал берег экопарка «Малинки» в 35 км от Новосибирска. Подобраться к самому озеру смогли не все – дожди развезли дорогу, но участники и гости фестиваля охотно помогали застрявшим собратьям по несчастью. «УАЗики» охотно вытаскивали попавшие в беду «пузотерки». Никаких мини-юбок и дырявых штанов – наряжаются в традиционные народные костюмы: сарафаны в пол и рубахи с поясами. Погода превратила скошенное поле в мешанину из грязи и сухой травы. Но чем ближе к природе, тем лучше – участники от мала до велика предпочитают ходить босиком. «Дождь – это божественный фильтр, – считает Юлия Степанова. – Дождь, возможно, отсеял «не своих». «Свои» – те, которые прям вообще родные, не заморачиваясь, с юмором и радостью, ходили босиком по огромным грязевым ваннам!» «Мы создаем пространство для объединения на базе родной культуры родноверов, славян, анастасийцев, староверов, сторонников экологического и здорового образа жизни, людей, которые интересуются родной культурой и традициями», – поясняют организаторы, которых на фестивале называют устроителями. Под строгим запретом – алкоголь, наркотические вещества, сигареты. Ругаться матом тоже нельзя. Здесь ратуют за здоровый образ жизни и семейные ценности. Алкогольным напиткам предпочитают квас. Антон Емельянов много лет путешествовал по разным монастырям и искал рецепт идеального русского напитка. Мед и перга, натуральные злаки, солод и сухари – вот основа вкуснейшего кваса, прозванного «Монастырским». Мясо на фестивале употреблять запрещено, на точках питания продают веганские блюда – борщ без мяса, всевозможные каши, смузи, даже вегетарианские роллы и пиццу на бездрожжевом тесте. Такое тесто готовят дольше промышленного, от замеса до подачи хлеба на стол проходят сутки. Но пекари на фестивале единодушно считают, что такая выпечка куда полезнее: «За время, которое тесто выбраживает, из муки все питательные вещества выходят в хлеб. Получается практически переваренный продукт, есть предферментация. Такой хлеб усваивается быстрее, и питательные вещества быстрее падают в организм человека». На поляне устраивают народные забавы. Кроме классических ручейков, кадрили и лапты в программе – необычные хороводы в виде солнца с «лучиками» из людей и мужские игрища. Зрелищное действо – игра в «заставу», в которой мужчины выстраиваются в длинный коридор и не дают пройти бегущему человеку – толкают и останавливают его. «По нашей заставе никто не ходючий», – хором кричат мужчины. Хороводы родноверы сопровождают песнями о природе, солнце, любви и духовной силе. Излюбленные танцы – парные, с непременным чередованием партнеров. То тут, то там слышится: «Слава Руси!» «Слава!» – вторят вслед множество голосов. Некоторые игры и обряды могут вызвать недоумение у постороннего зрителя. Например, действо, символизирующее появление на свет ребенка. Взрослый человек ложится на траву под тяжесть тел четырех людей, и «повитуха» начинает принимать роды, уговаривая появиться «новорожденного» на свет. «Мы так долго тебя ждали, еще немного осталось», – приговаривает акушерка в народном костюме. «Рождающемуся» заново человеку больно и трудно выбраться, процесс сопровождается стонами и цеплянием за траву. Это показывает, как важно маленькому человеку появиться на свет естественным путем, познав муки, а не с помощью кесарева сечения. Рядом несколько десятков женщин кружатся в танце с платками. На Руси платок был статусной вещью, не все могли позволить себе накидку с бахромой. Длинными кистями платков хвалились в танце. На девушках – множество украшений из натуральных материалов – камней, кожи, бересты. Техника изготовления берестяных украшений называется тиснение, это традиционное русское искусство. На фестивале мастер по бересте Яна учит девушек и женщин созданию обереговых браслетов из бересты – резных, тонких. «Все что угодно можно сделать – раньше делали утварь, украшения, дудочки. Такие дудочки отгоняли злых духов, с ними ходили в лес», – рассказывает мастерица. Сергей прожил в Новосибирске больше 40 лет, но перебрался жить в тайгу между Сыктывкаром и Великим Устюгом и уже 12 лет занимается сыроделием. «Я устал от города, а город от меня», – смеясь, рассказывает Сергей. Сыр с черемшой, укропом, салом и спирулиной – такие необычные продукты из парного молока готовит сыродел. «У нас на севере уникальные травы, они более сладкие. Царь-батюшка Николай II очень любил сыр и молоко из Финляндии. Ему поставляли на стол парное молоко – финны добавляли мороженую молочную льдышку в парное молоко, так оно приходило девственным. Это часть моей технологии сыра, пока лед плавает там, сливки не успевают отскочить», – делится секретами мастер. С наступлением темноты участники фестиваля стекаются к огромному костру. Сказочницы рассказывают детям притчи о любви и семье, сотни голосов хором затягивают народные песни, и семьи расходятся по палаткам, чтобы утром вновь встретиться в хороводе.

Босые и трезвые: славяне водили хороводы под Новосибирском
© VN.ru Все новости Новосибирской области