Как живут в заброшенном особняке, захваченном стрит-артом

В заброшенном доме-особняке на Васильевском острове живёт художница Надежда с сыном, мужем и несколькими помощниками-художниками. Они — смотрители старинного особняка французских архитекторов, который пережил чиновников, президента США, революционеров, был отделением банка, коммуналкой, а теперь превратился в стрит-арт-пространство с однодневными выставками. Надежда рассказала Strelka Mag о мистике тёмного дома и о том, как в нём зарождается музей. ИСТОРИЯ ДОМА Фотографии: Виктор Юльев для Strelka Mag Я переехала в этот дом в 2012 году, чтобы работать над дипломом для Театральной академии. Мне нужна была мастерская, и подруга, с которой я работала, рассказала про это место. Это был недорогой сквот с четырьмя жилыми квартирами. На первом этаже жили скинхеды, напротив них рокеры, над ними рэперы, а я жила с хиппи. Когда я заехала, наша квартира была пустая: потолок, стены и дырочка для коммуникаций. Туалет и ванну мы устанавливали сами. Внутри всё было так же разрисовано, как и сейчас. Это казалось утопией, многие там жили бесплатно, и всё, что там происходило, было для меня как мизансцены жизни. С тех пор я живу в этом доме. Более десяти лет он находится в частных владениях, а до этого был в государственной собственности. Раньше тут были коммуналки, а с другой стороны банк и полицейский участок. По подвалу видно, как были организованы тюремные камеры. Французский архитектор Жан-Батист Леблон построил здание в 1710 году для сына учителя Петра Первого по фамилии Зотов. Потом дом сдавался разным чиновникам, спонсорам государства и идейным вдохновителям. Здесь жил 15-й президент США Джеймс Бьюкенен. Около семи лет назад здесь произошло массовое расселение. Дом выкупили и прикрепили инженера, который следил за порядком. В течение пяти лет он подселял молодёжь в дом за деньги. Я попала сюда как раз в это время. КАК У ДОМА ПОЯВИЛИСЬ ХРАНИТЕЛИ Когда я приехала, всё было заброшено, кроме части с четырьмя квартирами. Света в другой части дома уже не было: после большого расселения коммуналок работники ЖКХ обрезали провода. Свет и отопление остались только в нашей жилой части. Я смотрела во двор, и было страшно: два месяца я не выходила туда, хоть и люблю заброшки. Всю юность по таким бродила, но здесь испугалась состояния дома. Зимой он полностью покрывался инеем, были видны только чёрные глазницы. Периодически инженер устраивал чистки и выселял людей. Летом из-за скандала с соседями он почти всех расселил. Дал три дня на то, чтобы все собрали вещи и увезли их. После этого приехал, сел на стул перед окнами и кричал своим помощникам: «Кидай!» Всё летело из окон и разбивалось — шкафы, стулья. Я спрятала свои вещи на чердак, и их никто не тронул. Я была среди нескольких жильцов, которые остались. В то время здесь уже жил мой будущий муж Саша. Один раз он пришёл посмотреть на дом, а после приходил ко мне в гости. Сейчас у нас четырёхлетний ребенок. Вскоре волна шума дошла до главного хозяина дома. Однажды утром он приехал со своими охранниками. Отправил их посмотреть, что происходит на других этажах. А у нас накануне была вечеринка, потому что многие бывшие жильцы даже после расселения дома приходили навещать его. Охранники спустились со словами, что там спящие тела. Тогда Саша пошёл к ним, чтобы разбудить. Ребята выбежали на носочках и извинились. Это очень оценил хозяин. Он сказал, чтобы никакого инженера больше здесь не было, и назначил Сашу смотрителем. По договорённости мы должны были платить коммуналку и поддерживать в доме порядок. Мы стали приглядывать за особняком, выгнали тех, кто ходил сюда пить, от бомжей до сталкеров, зажили семьёй. Нам нельзя было раскрашивать стены. Позволяли только пускать киношников с большими историческими проектами. Два с половиной года назад дом выкупил новый владелец из Москвы и позволил проводить мероприятия, идея которых давно витала в воздух. отношения с домом С этим домом выстраиваются отношения как с человеком. Однажды мы нашли в одной из комнат начерченную пентаграмму и огарки свечей вокруг. Через несколько дней после этого ритуала на место рисунка обрушился потолок. Происходили события, после которых я задумывалась, почему сюда попала, ведь реальность отражает наш внутренний мир, что со мной происходит? Сейчас всё постепенно расцветает. Через интернет я познакомилась с девушкой, которая дружит с граффитистами. Когда она приехала в Петербург, я провела ей экскурсию по дому. Она всё выложила у себя в Instagram, и в дом благодаря этому стали приходить другие уличные художники. Сейчас мы живём здесь вшестером: я, мой муж Саша, наш сын, Николай — наш завхоз, который всё оберегает, и китайский художник Юй. Он как-то искал мастерскую, и я ему предложила наш особняк. Когда я рассказала Юю историю дома, он придумал сделать здесь мурал — нарисовал дракона, который отражает все пять стихий. После этого жизнь внутри закрутилась. как появилось АРТ-ПРОСТРАНСТВО Когда новые хозяева приехали к нам большой компанией, то первое, что они сказали: «Как у вас тут атмосферно!» Этого было достаточно, чтобы продолжать развивать жизнь дома. Работники ЖКХ порекомендовали нас оставить, так как мы хорошие хранители. Здесь планируют построить бизнес-центр и хостел, но это начнётся через несколько лет, а пока мы развиваем культурную и историческую часть дома, где каждый художник может раскрыться. Первого июня мы организовали первую однодневную «Закрытую выставку». Пригласили разных стрит-арт-художников, в том числе из Музея стрит-арта. Многие приносили свои работы и на протяжении дня в каждой комнате дома не только выставляли их, но и продолжали рисовать. Играла музыка, были танцы, показ дизайнера Оли Черныш, работали бар и своя кухня. Среди наших друзей собралась команда, которая занялась строительной и коммуникационной частями. Помогли убраться, вынести весь мусор, подготовить освещение. Те ребята, которых мы приглашали рисовать, заразились идеей проведения тут выставок и мероприятий. Пускать в особняк всех желающих каждый день мы не можем: всё-таки состояние здания этого не позволяет. Во время мероприятий в помещениях мы выставляем охрану, чтобы обеспечить безопасность. Я отвечаю за идейную составляющую, Саша — за реализацию. После такого удачного опыта мы решили продолжать делать раз в неделю однодневные выставки. Это закрытый формат петербургского андеграунда, который необходим, чтобы сохранить волшебство. Такого дома с такой богатой историей нигде нет, и я хочу только приумножить это.

Как живут в заброшенном особняке, захваченном стрит-артом
© Strelka Magazine