Как русская девушка из Иваново стала обучать игре на домбре казахских детей

Она родилась в российском городе Иваново – том самом «городе невест» под Москвой. Но стала не ткачихой, а профессиональной домбристкой. И сегодня с удовольствием учит девчонок и мальчишек мастерски исполнять кюи и казахские песни. «Наверное, если бы я изначально росла в Казахстане, все сложилось бы иначе. Но наша семья окончательно перебралась сюда, когда мне было десять лет. Для меня это было подобно тому, как если бы из лубяной русской избушки я вдруг чудесным образом перенеслась в войлочную юрту, с ее столь непохожим убранством, речью, образом жизни. Тут я впервые услышала завораживающий звук домбры. В нем сквозь шорох ковыля звучала мудрость веков. Необъятное знание многих поколений. Это было огромное и сильное чувство, навсегда связавшее меня с инструментом…», – рассказывает Ольга Сагиндыкова, в девичестве – Желтухина. Именно в маленьком казахском ауле, что в 90 километрах от областного центра Уральска, маленькая Оля впервые взяла в руки домбру и впервые заговорила на казахском языке. Знакомство с двустрункой произошло спонтанно: девочка занималась танцами, и во время подготовки к одному из выступлений заметила лежащий инструмент. Взяла и стала перебирать струны, да так, что подруга Анара, которая ходила в школьный ансамбль народных инструментов, предложила ей записаться к профессиональному педагогу. Здесь поначалу на белокурую претендентку в домбристки посмотрели с сомнением. Однако упорную школьницу поддержали и родители. Мама купила Оле ее первый инструмент за 22 рубля, тем самым фактически оплатила дочери путевку в жизнь. «Конечно, не сразу все получалось, как и у всех. Через труд, через терпение, через желание и любовь», – вспоминает Ольга. Певучие бархатистые и ритмичные звуки домбры издревле помогали людям передавать радости и горести, рассказывать о горячо любимой степи с ее просторами, шелестом трав, звоном ручьев, пением птиц и ржанием лошадей. В народе говорят, что в звуках домбры живет душа казаха. Домбре посвящены легенды, одна из них гласит, что в давние времена дочь хана полюбила юношу, и вскоре у нее должен был появиться первенец. Через девять месяцев на свет появилась двойня – мальчик и девочка. Следившая за девушкой ведьма выкрала младенцев, увезла очень далеко, в безлюдную местность, и подвесила детей на зеленую верхушку высокого ветвистого байтерека (священного дерева): мальчика лицом к западу, а девочку лицом к востоку. Младенцы погибли, а гигантское дерево, ставшее для них печальным приютом, засохло от их горьких слез. Скоро слух о судьбе малышей дошел до ханской дочери, и она немедля отправилась на поиски своих близнецов. Молодая мать проделала длинный путь, но это оказалось тщетным. Под конец, выбившись из сил, она остановилась, чтобы отдохнуть под высохшим деревом. Вдруг до ее слуха донеслись звуки мелодии. Сердце ханской дочери бешено забилось – она поняла, что это крик двух невинно загубленных душ. Забыв об усталости, она взобралась на байтерек. Оказалось, что дерево от низа до самой верхушки голое, а на кроне и на ветвях – останки погибших детей. При малейшем дуновении ветра они начинали колебаться, словно две струны, издавая мелодичные звуки. Мать долго просидела у байтерека. Не хотелось уходить: ведь дерево и издаваемые им мелодии напоминали о ее малышах. Женщина сказала себе, что это – все, что осталось от ее младенцев, и сделала из этого дерева музыкальный инструмент. Струна, что направлена на восток, была натянута сильнее, чем та, что направлена на запад. Несчастная мать решила: «Пусть нижняя струна, что тонко звучит, будет моей дочерью Зарлык (плачущая), а верхняя, слабо натянутая и издающая бархатные звуки, – моим сыном Мунлыком (тоскующий). Она стала играть на домбре, и под ее пальцами родился красивый и печальный кюй. А байтерек, одиноко возвышающийся в бескрайней степи, стал считаться священным деревом. Археологические находки свидетельствуют о том, что двухструнным прототипам казахской домбры более двух тысячелетий. Так, при раскопках античного городища Кой-Крылган-кале, построенного около 2 тысяч лет назад, были найдены терракотовые статуэтки музыкантов с двуструнками в руках. В Алматинской области были обнаружены наскальные рисунки эпохи неолита, на которых древний художник, живший более 4000 лет назад, изобразил пляшущих человечков и инструмент, похожий на домбру по форме. В XXI веке, в эпоху электронной музыки, домбра по-прежнему вызывает интерес меломанов. Например, казахские этно-рок-группы комбинируют звучание домбры, скрипки и рок-гитар, получая совершенно новый звук. Старая домбра завоёвывает всё больше новых поклонников. «Домбра завораживает, захватывает ее темперамент, ее многогранность звуков, ее чувственность, она может все изобразить, от страдания до радости, какой спектр чувств есть, он весь ей подвластен!» – говорит Ольга. Любовь к этому удивительному инструменту определила выбор профессии Ольги, и, пожалуй, она же помогла в выборе спутника жизни. После окончания консерватории имени Курмангазы девушка оказалась в Центральном Ансамбле Песни и Танца Министерства Обороны Республики Казахстан. Работа в этом ансамбле познакомила ее с будущим мужем. Марат Сагиндыков – профессиональный музыкант, которому в равной степени подвластны и контрабас, и бас-домбра, и вокал, и гитара. Общие увлечения помогли выстроить счастливую общую жизнь. Вместе они уже 23 года. Чувствуя поддержку мужа, Ольга не раз участвовала в различных конкурсах, и не только музыкальных. Завоевывала титул «Миссис Семей», «Вице-миссис Казахстан» в 2011 году. А в апреле 2014 года Ольга Сагиндыкова была делегирована от Семипалатинска на XXI сессию Ассамблеи народа Казахстана. Здесь голубоглазая блондинка в погонах не просто выступила на государственном языке, но и блестяще спела казахскую песню, удостоившись комплимента от первого президента Нурсултана Назарбаева: «Вот с таких людей нужно брать пример. Она – мать пятерых детей, но в какой она находится в прекрасной форме!». Запоминающимся для Ольги стал 2015 год. Вместе с мужем и дочерьми Жанель, Жаннамарией и Данел, она поднялась на вторую ступень пьедестала семейного конкурса «Мерейлi Отбасы» в Усть-Каменогорске. Победить помогло творчество. «По профессии я кюйши, исполнительница кюев на домбре, это моя специальность. Но так как я играю на домбре, все обязательно спрашивают: «А ты можешь петь?». Я говорю, что могу, ведь все казахи любят петь! И хоть я не казашка, но я казахская сноха, поэтому песня всегда рядом со мной», – говорит Ольга и передает все свои знания и умения любимым дочерям. Когда выдается свободное время, семья с удовольствием устраивает дома импровизированные выступления, даже младшие девочки-близняшки Зарина и Дарина уже имеют собственные инструменты. «Я – дитя степи. А Саржайлау – это вольная степь, это знойный ветер, это табуны лошадей, это отары овец. Это такая колоссальная, мощная сила природы!», – делится ощущениями Ольга, сыграв один своих любимых кюев – «Саржайлау» Таттимбета. «В чем секрет нашего счастья? Музыка нас связала, и, говоря музыкальным языком, мы находимся в одной тональности с Олей. Мы оба любим музыку, любим друга друга, любим наших детей», – дополняет супругу Марат. Знаменитая кюйши не ограничивается только тем, что учит музыке и пению своих детей. Помимо основной работы, Ольга Валерьевна два раза в неделю ведет кружок «Дәстүрлі домбыра» в алматинском доме школьников № 2. К талантливому педагогу ученики едут из разных концов города. Стремятся они сюда за одним – за мечтой искусно играть на одном из величайших изобретений тюркских народов – на домбре.

Как русская девушка из Иваново стала обучать игре на домбре казахских детей
© Мир24