В поисках туристического бренда: Беларусь будет по-новому привлекать путешественников

В начале лета Беларусь с большим успехом приняла Европейские игры. В рамках спортивного форума тысячи туристов посетили страну. Беларусь могла бы привлечь еще больше иностранцев, но сказалось отсутствие опыта, объяснял министр спорта и туризма Сергей Ковальчук. Долгое время в стране даже не было единого туристического бренда. Однако совсем скоро он может появиться: 22 июля завершился последний этап конкурса на создание образа туристической Беларуси. В преддверие оглашения результатов портал «Евразия.Эксперт» ознакомился с предложенными концепциями и выделил наиболее интересные варианты. С 22 июля прошлого года Национальным агентством по туризму Беларуси проводился конкурс на создание туристического бренда страны. Любой желающий, вне зависимости от образования и сферы деятельности, мог предложить свое видение той концепции, которая будет работать на привлечение в страну потока туристов. Особенно сейчас, когда 30‑дневный «безвиз» вступает в активную фазу, качественный брендинг позволит подкрепить количество иностранных визитов. В конкурсе приняли участие 17 авторов, которые представили 24 работы. Отбор проходил в три этапа: сбор заявок, онлайн-голосование (оно проходило с 16 декабря по 16 января), и, наконец, итоговый отбор экспертным советом среди проектов-финалистов. Среди участников есть как крупные дизайн-студии и медиа-агентства, так и отдельные дизайнеры и даже студенты. Вот 10 работ, которые, по нашему мнению, являются наиболее интересными и могли бы послужить основой туристического бренда Беларуси: Концепция бренда «Перезагрузка» Слоган: Перезагрузи себя, Перазагрузі сябе, Reload yourself. Источник: belarustourism.by Креативное агентство DAB, представляя свою концепцию, исходило из того, что жизнь в 21 веке – это жизнь в мире, перенасыщенном информации. Упор сделан диджитал-детокс – своеобразное отвлечение от большого количества данных. По мнению студии, Беларусь является страной с богатой природной составляющей, в которой можно найти качественный минималистичный отдых. В этом агенству видится основное отличие страны от популярных туристических направлений, и именно эту черту можно сделать уникальной составляющей туристического бренда. Что касается визуализации логотипа, основой для дизайнеров стала белорусская природа. «Это уникальный ресурс, который помогает качественно перезагрузить себя. Логотип – это собирательный образ из символов перезагрузки и символов природы, которые помогают эту перезагрузку осуществить. Брендирование гаджетов таким символом отсылает нас к IТ-тематике, которая является гордостью нашей страны, тоже визитной карточкой», – отметили авторы. Концепция бренда «Новое пространство» Слоган: Открой новое пространство, Open new space, Адкрый новую прастору. Источник: belarustourism.by Вторая концепция от студии DAB отсылает к игре слов двух значений английского слова space – пространство и космос. Агентство продвигает идею, что Беларусь – не перенасыщенная туристами и трафиком страна. Иностранные туристы часто отмечают, что улицы здесь не заполняют массово людские потоки. Проводится аналогия с космосом, ведь о Беларуси слышало не так много иностранцев, поэтому перед гостями раскрывается долгий путь изучения неизведанного. Логотипом стала странница-комета, предлагающая путешествовать и бороздить просторы Беларуси. «Большинство платежеспособной аудитории много где побывало, путешествия стали более доступными. Люди стремятся находить необычные, неизвестные маршруты, чтобы получать новый туристический опыт. И, пока мы не стали массово исследовать Марс, но активно этим интересуемся благодаря Илону Маску, самое время открывать для себя неизведанные места на Земле», – отметили в агентстве. Концепция бренда «BelarusFORrest» Слоган: Беларусь – это место для отдыха. Источник: belarustourism.by Брендинговое агентство Fabula в своем первом концепте также решило использовать игру слов. Белорусский лес (англ. – forest) является важным достоянием и устоявшимся символом страны, а сочетание «for rest» может трактоваться как «(территория) для отдыха». Используемые элементы стиля – узоры, прообразами для которых стали топографические символы, обозначающие болота и леса. В основу логотипа лег лист дуба, как породы дерева, которая ассоциируется с мудростью и природой, что, по мнению авторов логотипа, также свойственно Беларуси и ее жителям в целом. Концепция бренда «Belarus all natural» Слоган:Belarus – all natural. Источник: belarustourism.by Создавая эту концепцию, Fabula сделала упор на коммерческие успехи страны – на постсоветском пространстве Беларусь четко ассоциируется с качеством и натуральностью продуктов питания и их составов. Основой логотипа стала английская буква В в виде листа, как ассоциация с «bio» – надписью, сопровождающей всю экологическую продукцию в странах Западной Европы. Акцент ставится на основные преимущества Беларуси: чистые леса, искрение люди и хорошие продукты питания. Концепция бренда «Belarus BY all means» Источник: belarustourism.by Концепция построена на двух понятных символах Беларуси – двухбуквенном международном коде страны, который используется как домен сайтов, а также на васильке, выполненном в упрощенном геометрическом стиле. По мнению авторов из агентства Fabula, такие символы помогут просто донести информацию о культуре, традициях, достопримечательностях страны. Кроме того, такой бренд позволит популяризировать узнаваемость белорусских сайтов с доменом «by». Концепция бренда «Be with us» Слоган: Belarus – be with us. Беларусь – будь с нами. Источник: belarustourism.by Креативное агентство «Молоко» в основу предлагаемой концепции вложило образ гостеприимных белорусов. Жители страны любят встречать гостей, ухаживать и беречь свою природу. Авторы считают, что все необходимыеэлементы бренда уже лежат в самом названии страны. Из названия страны взята первая часть «Be» (с англ. – «быть») и последнюю «us» (с англ. – «нами»). В результате создана концепция Be with us – будь с нами. Таким образом, можно строить концепцию продвижения в виде обращения – к другим странам, политическим деятелям, народам. Основным символом концепции стал венок – важный символ в истории Беларуси. «Он есть как на архивных снимках со свадеб, торжеств и праздника Купалье, так и является современным символом, который присутствует на многих торжественных мероприятиях. Поэтому композиция символа – это шесть элементов, шесть цветов, которые соединены в хоровод. Он динамичен, немного наклонен, чтобы можно было почувствовать, как эти цветы двигаются. Здесь изображены ромашка, полынь, василек, калина, бархатцы, тысячелистник. Растения отобраны неслучайно, они разбиты по шести нашим областям, соединяются в единый хоровод и могут отрабатывать на каждую территорию отдельно. К каждому цветку в мифологии добавлено значение, которое можно использовать: защита от зла, свобода, чистота» – поясняют авторы. Концепция бренда «Belarus so just love» Слоган: Беларусь – так просто любить. Источник: belarustourism.by В «Маклай Групп» при разработке концепции сделали упор на утверждение, что любовь к стране заключается в простых вещах – окружающей среде, самобытных вещах (традициях, культуре, национальном достоянии, природе и т.д.), человеческой искренности и доброжелательности населения. Авторы уверены, что «каждый сам для себя может выбрать то ощущение, которое отложило на сердце приятный след от посещения страны». Концепция бренда «Беларусь – краіна багатай гісторыі, прыгожай прыроды, шырокай душы» Источник: belarustourism.by Данная концепция пришла на конкурс из России – ее создателем выступило агентство Monocode. Авторы отталкивались от главных символов Беларуси, которые визуализированы в стиле белорусского народного орнамента. Выполнение логотипа с эффектом пикселизации символизирует современный аспект жизни страны. Концепция бренда «Belarus. The spirit of life» Источник: belarustourism.by Брендинговое агентство «Да дизайн» в своей концепции сделали ставку на василек, как один из наиболее известных существующих брендов Беларуси. Концепция бренда «Belarus. Discover your nature» Источник: belarustourism.by Дизайнер Юлия Сымонович выбрала в качестве основного «папараць-кветку» – цветок папоротника, который активно используется в белорусском фольклоре. Подводя итоги, хочется отметить относительную сдержанность во всех представленных работах. Везде были использованы цвета, символы и элементы, которые характерны для Беларуси и сопоставимы с ней. Красный и зеленый – цвета государственного флага. Синие оттенки навевают ассоциации с васильками, небом, озерами и т.д. Верен и упор на природу и экологию страны в ряде работ – Беларусь действительно может гордиться своим природными богатствами, которые уже сейчас привлекают определенное число туристов. Использование английского языка в туристическом логотипе – необходимая мера для упрощения коммуникации с иностранцами, однако интерпретация брендов с белорусским языком не менее важна для отражения уникальности страны. Стоит отметить факт, что одной из работ, где был использован белорусский язык, была концепция российского агентства. Сегодня бренд – это необходимый атрибут для продвижения, повышения узнаваемости и привлечения положительного внимания к стране. Качественный бренд будет служить дополнительным инструментом повышения привлекательности Беларуси, улучшения ее имиджа, усиления конкурентоспособности. Он отлично работает во время проведения масштабных мероприятий, таких как Олимпиада или Чемпионат мира. Опираясь на опыт других стран и городов, можно подумать, что Беларусь достаточно поздно озаботилась вопросом наличия единого бренда для туристов. Однако туристический бренд делается на десятилетия, и не всегда спешка в данном вопросе дает положительный результат. Уже скоро экспертный совет, который впоследствии займется доведением концепции до финиша, должен объявить победителей конкурса. И хочется верить, что в следующем году страна получит туристический бренд, который послужит увеличению узнаваемости Беларуси за рубежом. Подготовила Ксения Волнистая