Путь к вере тернист: как выстраивать общение со священником

Церковные правила поведения для многих людей, которые только начинают путь к вере, зачастую становятся барьером. В прошлом материале Митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал о том, как вести себя в храме и в целом начать свой путь к вере, который порой бывает тернист. В этот раз «Вечерняя Москва» публикует беседу с протоиереем Алексием Талызовым, который объяснил, как правильно начать общение со священником. Также представитель духовенства помог разобраться в том, чем отличаются служители разных санов и в чем особенности обращения к ним. — Как общаться со священником? — Чтобы правильно обратиться к священнослужителю в храме, надо иметь некоторое представление о священных санах духовенства. В Православной Церкви духовные лица разделяются на три степени: диаконат, священники и епископы. Для каждого сана есть своя форма обращения. К диаконам обращаются, как правило «отец диакон» или «отец…» с прибавлением имени. К священникам — «отец…» и именем собственным, или «отец настоятель», «отец наместник», «отец благочинный», к епископам (включая и архиепископов, и митрополитов) — «Владыка…» с именем, или «Ваше Преосвященство»— к епископам,« Ваше Высокопреосвященство»— к архиепископам и митрополитам. Чтобы понять, в каком именно сане находится тот или иной священнослужитель, лучше выяснить это заранее у окружающих людей, более сведущих. Конечно, можно определить это и по внешнему виду — облачению, крестам, клобукам, но для этого все-таки нужны специальные познания и некоторый опыт. — Допустимо ли безымянное обращение «батюшка», которое часто можно услышать в приходах? — Такое обращение к священнику принято и его можно употреблять, но все же более применимо оно в общении со знакомым священником. А вот «отец» без указания имени звучит слишком фамильярно в общении прихожанина со священником. Корректным обращением будет «отец Владимир», «отец Александр». Надо иметь в виду, что в церковной среде принято обращаться с употреблением имени собственного в том виде, в каком оно звучит по-церковнославянски Поэтому говорят: «отец Иоанн», не «отец Иван», «отец Сергий», а не «отец Сергей»,«отец Алексий» с ударением на втором слоге, а не «отец Алексей», и не «отец Алексий» с ударением на «е». — Иногда используют универсальное обращение к священнослужителю «святой отец», это правильно? — Нет, в нашей Церкви такое обращение не принято. Это более присуще западным конфессиям. Святыми отцами в Православной Церкви называют прославленных подвижников благочестия, тех, кто уже канонизирован. Говорят, например: «Святые отцы учат…»А по отношению к конкретному священнику такое обращение использовать не стоит. — Какими словами правильно начинать общение со священником? — В церковной практике принято приветствовать священника обращением «Благословите!». При этом, если находятся рядом со священником, складывают ладони для получения благословения (правую — поверх левой). Священник отвечает «Бог благословит» или «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» и налагает на мирянина крестное знамение, кладет на его ладони свою правую руку, которую мирянин целует. Если вас священник не знает, корректно будет потом представиться: «Отец Владимир, благословите, раб Божий Виктор…» или еще как-то себя представить. Священник может наложить крестное знамение и на наклоненную голову мирянина с возложением ладони, может благословить на расстоянии. В Пасхальный период — в течение сорока дней после Пасхи — первыми словами приветствия являются: «Христос Воскресе», с которыми обычно обращается мирянин, а священник отвечает: «Воистину Воскресе». Благословляющий жест при этом остается обычным. У диакона благословение не берут. А у епископа берут благословение таким же образом, как у священника: ладони складывают крестообразно одна на другую (правая наверху) и подходят к архиерею для благословения. Обращаясь к архиерею, его величают «Владыко» («Владыко, благословите») «Владыко»— это звательный падеж церковнославянского языка, в именительном падеже — Владыка. — Надо ли креститься перед тем, как обращаешься к священнику? — Нет. Это распространенная ошибка людей малоцерковных — накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение у священнослужителя, что называется: «креститься на священника». — Есть ли какой-то порядок очередности при обращении к священнослужителю? — Вначале подходят мужчины — по старшинству, затем — женщины (тоже по старшинству). Если подходит под благословение семья, то вначале — муж, жена, а затем дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят; «Отец Петр, это моя супруга. Прошу вас, благословите ее».Заканчивают разговор благодарением и вновь: «благословите». — Можно ли брать благословение на улице, при случайной встрече со священником, если он при этом в обычной светской одежде? — Это можно сделать, даже если священник в гражданской одежде. Конечно, не стоит протискиваться, например, через переполненный автобус, при этом лучше ограничиться легким поклоном. — Распространяются ли формы приветствия священнослужителей на телефонное общение? — При телефонном разговоре, как и при встрече, непосредственном общении, не говорят священнику: «Здравствуйте», а обращаются за благословением. Но, как правило, строят начало разговора так: «Алло, это отец Николай? Благословите, батюшка» и далее уже представляются и обращаются по сути дела. — Как обращаться к священнику — на «вы» или на «ты», ведь даже в молитвах принято «ты»? — К Господу мы обращаемся на «Ты», так как в арамейском языке обращение к Богу является третьим безличным лицом, которое соответствует особой уважительной форме. Однако в связи с отсутствием в церковно-славянском сходной формы аналогом принято считать второе величальное лицо. В среде духовенства обычно общаются на «ты». Прихожанам уместнее обращаться к священнослужителю на «вы». Читайте также: Oбразы, которым возносят молитвы о семейном благополучии

Путь к вере тернист: как выстраивать общение со священником
© Вечерняя Москва