Забань его отсюда! Как не превратить онлайн-общение с соседями в грызню
Цифровой век вносит свои коррективы во все, в том числе и в наши отношения с соседями. Мы уходим в мир виртуального общения в надежде, что это облегчит нам жизнь и позволит решать бытовые проблемы в доме легче и быстрее. Сайт "РИА Недвижимость" решил выяснить, правда ли общедомовые чаты делают коммуникацию проще и как не довести безобидную беседу с жильцами до перегрызания глоток. Коммуникационный голод Установка шлагбаума во дворе, взносы для оплаты работы консьержки и решение перевести дом на спецсчет для сбора средств на капремонт – круг проблем, которые приходится решать жителям многоквартирных домов, довольно обширен. И главное, что от этого во многом и зависит в итоге то самое "качество жизни". Однако на деле общение оказывается не таким простым делом и заканчивается, как сейчас модно говорить, жесткими холиварами. Добрососедство то и дело терпит фиаско, и это при том, что в наши дни инструментарий для общения крайне разнообразен, ведь обсуждать проблемы, голосовать и высказывать мнение можно легким движением руки в телефоне, всего лишь открыв соседский общедомовой чат. Парадокс заключается в том, что человек – существо социальное и будет всегда стремиться к общению, там более с теми, с кем он похож. Это важная потребность – быть причастным к какой-то социальной группе, рассуждает психолог, специалист по стресс-менеджменту Ксения Левина. При этом есть ряд препятствий, которые часто не дают выстроиться коммуникативной связи. В качестве основной проблемы психолог отмечает тот факт, что нынешние дома это по большей части не пятиэтажки советских времен, в которых люди жили десятками лет, да и сами дома вмещают куда меньше жильцов, чем современные жилые высотки в 40 этажей. Разумеется, у них складывались тесные связи с соседями по лестничной площадке, подъезду и всему дому. В современных же домах очень сложно сформировать и поддерживать объединение, тем более если учесть, что многие жильцы – это арендаторы, которые банально не имеют права голоса в решении многих вопросов. К тому же переезды сейчас стали достаточно обыденным явлением: люди гораздо реже живут в одном и том же доме всю жизнь, часто переезжают и просто не успевают познакомиться с соседями, а потому не принимают проблемы дома близко к сердцу. "Глаза в глаза" или "за глаза" Виртуальное общение во многом облегчает коммуникацию, особенно при оперативном решении насущных проблем, когда, к примеру, необходимо провести голосование. В данном случае с каждым собственником есть возможность связаться, да и участвовать могут все на равных, в отличие от очных встреч, явка на которые всегда минимальна, считает Левина. Впрочем, практика онлайн-общения имеет одну серьезную отрицательную сторону. Без четкой координации и правил поведения диалог может превратиться в балаган. Общение в чатах и форумах часто снимает внутренние блоки, из-за чего люди могут позволить себе оскорблять окружающих, обращает внимание Левина. Кроме того, в личном общении важную роль играют мимика, жесты и интонация, которые помогают собеседникам правильно понимать друг друга. При общении в чатах этой "подсказки" нет, поэтому люди зачастую понимают друг друга искаженно, несмотря на использование смайликов и картинок. Активисты, УК и форумы застройщиков Как же выглядит коммуникация соседей в современном доме? Авторы телеграм-канала "Недвижа" @nedvizha провели небольшой опрос, который показал, что обычно в современном доме появляются инициативные люди, которые хотят интересоваться жизнью дома и обращают внимание на безопасность проживания. Они и начинают втягивать жильцов своих домов в общение, в том числе и посредством различных общедомовых чатов. Зачастую именно такие люди становятся главными по дому или по подъезду. На практике это приносит большую пользу, так как люди начинают решать не только общедомовые проблемы, но и бытовые, появляется общение, новые знакомства и все это в большинстве своем имеет позитивный характер, рассказывают авторы "Недвижи". Однако есть одна серьезная проблема, она касается принятия каких-то общих решений или проведения общедомовых собраний. "В этом случае чат превращается в поле боевых действий", – подчеркивают авторы телеграм-канала. Причем в старом доме (то есть на "вторичке") организовать какое-либо общение между соседями, по их наблюдениям, гораздо сложнее, чем в новостройке. В новом доме легче идти на первичный контакт, так как все вновь въезжающие находятся примерно в одинаковом уровне стресса из-за того, что не знают, с кем им теперь предстоит жить. Зачастую такую платформу для общения создает сам застройщик еще на этапе стройки дома. Изначально это выглядит как форум дольщиков, который в дальнейшем превращается в форум жильцов дома. Позднее к этому подключается управляющая компания. Правда, форумы застройщиков часто вызывают подозрения у участников в их ангажированности. "Чат застройщика от независимого чата можно отличить только в динамике, то есть постоянно наблюдая за ним. Если неудобные сообщения остаются в его ленте, если дольщики, высказывающиеся нелицеприятно и поднимающие важные и действительно волнующие их вопросы, не банятся админами, если в чате не рассказывают о том, как прекрасен и лучезарен застройщик и сам ЖК, значит, чат реальный", – делится наблюдениями автор Telegram-канала Novostroyman. У некоторых застройщиков есть целая собственная концепция по развитию добрососедства. Например, компания "Сити-XXI век" организует в своих жилых комплексах специальный соседский клуб, рассказала директор по развитию социально-градостроительной концепции "Миниполис" Ольга Володина. Это некий центр притяжения, источник и драйвер всех активностей среди жителей. Кстати, в общедомовых чатах в таких случаях нередко принимают участие и сотрудники управляющих компаний. Так они могут оперативно информировать жителей о всех проводимых в доме работах, экстренных или аварийных ситуациях. Кроме того, через них управляющая компания узнает о возникшей проблеме напрямую, жителям дома не нужно звонить в диспетчерскую и прочие службы. Правила "экологичного общения" Итак, общение в соседских чатах должно быть, прежде всего, экологичным. Не стоит забывать об уважении к собеседнику и оппоненту, даже если вам не нравится он сам или его позиция. Когда речь идет о конфликте между отдельными соседями, гораздо эффективнее обсудить все лично, чтобы не втягивать в конфликт окружающих и не засорять чат посторонней информацией и эмоциями, добавляет Левина. Если вы понимаете, что диалог переходит в очень личную плоскость, то и уходить в чате нужно в "личку". Также не стоит превращать общедомовой чат, где решаются вопросы эксплуатации дома, в посиделки на лавочке и обсуждать в нем все подряд, даже то, что напрямую никак не касается жизни дома. Если вы хотите продать что-то или обсудить темы про детей или животных, можно создать отдельный тематический чат, который будет посвящен исключительно этим житейским вопросам. Зачастую при общении соседей, которое рискует перерасти в конфликт, необходим некий посредник или модератор, который поможет найти какое-то компромиссное решение и не скатиться до банальной ругани и ссор. Им может стать любой активный житель дома, не обязательно главный по дому, а просто инициативный человек, готовый в этом поучаствовать. Таким модератором может выступить и совет депутатов муниципального округа. О работе этого органа самоуправления знают далеко не все, однако у него достаточно много компетенций, в том числе и при решении разных конфликтных ситуаций между соседями. В частности, жильцы дома могут записаться на прием к депутату, который относится к их участку и рассказать ему о своих проблемах. Он в свою очередь поможет решить вопрос, поговорит с соседями, сделает депутатский запрос в управу или префектуру. "Конечно, создать соседское сообщество депутат не может, а вот содействовать его жизни даже должен, прислушиваться к солидарному мнению сообщества – обязан", – говорит муниципальный депутат Хорошёвского района Любовь Якубовская. По ее наблюдениям, самый типичный конфликт между соседями в Москве на сегодняшний день это вопрос с платными парковками и шлагбаумами. "У нас на улице Куусинена в одном дворе жители одного дома выступали за платную парковку, жители другого – против. Это затянувшаяся история, но депутаты прилагают все усилия, чтобы разрешить ее с минимальным конфликтом", – приводит пример она.