Свадебные традиции не были одинаковыми во всех кубанских станицах. Но общий алгоритм до сих пор неизменен: сватовство, сговор, венчание и собственно торжество. Ритуал был продуман и подчинялся единственной цели - обеспечить молодым «кучерявое» будущее. Зачем шапку кидали Сегодня выбор спутника жизни - личное дело каждого. До середины ХIХ века судьбу детей решали родители. Пару искали своего круга, равного достатка, ценилась репутация семьи, с которой предстояло породниться. Позже стало допускаться, что молодые и сами могут «договориться». Часто это происходило на «досвитках» - молодёжных посиделках. «В какой-нибудь хате собирались парубки и девчата, - рассказывает этнограф Валентина Киселёва. - И слышались из той хаты весёлые песни под гармонь, и вздрагивали стены от ухарского гопака, и стёкла дрожали от взрывов хохота. Тут уж можно было и себя показать, и присмотреться. Если интерес обоюдный - это всегда чувствуют оба. По блеску глаз, долями секунды дольше, чем на других, на тебе останавливающихся. Парень провожал дивчину до калитки, и недовольный батя, разбуженный лаем цепного пса и басовитым говором провожающего, гнал дочь «у хату». А отношения пары развивались. Он колечко ей мог подарить или бусы. Она вышивала для него кисет... ». Также парень мог прийти к дому зазнобы, снять с головы шапку и перебросить её через плетень. (Важно, чтобы девушка видела, кто именно пришёл и бросил). Если шапка прилетала назад, это означало, что парень девушке не мил и строить планы о совместной жизни бессмысленно. И, наоборот, шапка бережно подобранная и унесённая в дом подтверждала взаимность чувств девушки и её готовность к замужеству. После этого парень мог считать себя женихом, с этим известием он шёл домой. Родители готовились к сватовству. К дому невесты направлялась целая делегация. Жених, его родители, сват (или сваха) - человек с хорошо подвешенным языком. С собой несли каравай в рушнике. И станичники отслеживали выход делегации из дома невесты. Если делегация возвращалась с караваем - это был знак: свадьбы не будет, родственники не договорились. Сватовство включало важный элемент - сговор. Помимо желания молодых соединиться, требовалось по справедливости распределить между семьями затраты на свадьбу, обсудить приданое. Родители молодых должны были торговаться. И вот где ценилось красноречие свата и его умение маневрировать меж двух огней. Зато все щекотливые и неудобные вопросы обсуждались детально и сразу, это уберегало от неприятных неожиданностей после. Назначалась и дата свадьбы. Обряд расплетения косы С холостой (незамужней) жизнью прощались накануне свадьбы на вечеринках - друзья жениха собирались у него в доме, и с ночёвкой в дом невесты приходили её подружки. Мальчишники были распространены не везде. Где-то женихи только лишь объезжали гостей и приглашали их на свадьбу. В иных станицах мальчишник проводили обязательно и вольную жизнь жениха знатно «пропивали». На девичьих посиделках принято было, чтобы невеста плакала. И девушка старалась, ведь чем больше нарыдает до, тем меньше слёз ей достанется после замужества. Важным был обряд расплетания косы - «преображения в бабу». В некоторых станицах он совершался непосредственно перед венчанием: из расплетённой косы плели две, укладывали на голове «букли» и надевали на невесту «сорочку» - головной убор замужней дамы. Традиция ушла в прошлое (коса уже редкость), забыт и обязательный прежде обмен подарками. Девушка должна была преподнести суженому сшитую самолично рубаху, а он ей - сапожки с голенищем, в которых она должна была идти под венец. Живы, однако, другие старые обычаи. Упростившиеся, видоизменившиеся, получившие порой новое толкование, на Кубани они соблюдаются с большим энтузиазмом, об этом рассказывает ведущая свадеб Ирина Каирова. «Утром, в день свадьбы, жених с большой и шумной компанией отправляется за невестой. Его встречают друзья и родственники «половины», требующие выкуп и приготовившие всевозможные испытания, - говорит Ирина Каирова. - В дом жених буквально прорывается. После благословения родителей молодые едут венчаться, в наши дни отправляются в ЗАГС. Молодожёнов встречают в доме или ресторане, где устраивается пышное торжество. Пару осыпают дождём из крупы (символ семейного благополучия), орехами (крепкое здоровье), лепестками цветов (рождение детей), монетами (достаток). На земле расстилают рушник (символ нового светлого пути), стоя на нём, молодые принимают благословение родителей - с иконами, хлебом и солью. Хлеб держит отец жениха как глава и добытчик семьи, а мать - икону. Молодожёны отламывают по кусочку, солят и съедают, каждый свой, чтобы не солить друг другу в совместной жизни. После вместе разламывают хлеб пополам, определяя, кто в семье будет главным. Затем хлеб делят на кусочки и раздают гостям. Чем больше людей приобщится к трапезе, тем счастливее будет семья. Как и в старые времена, гости на свадьбу не приходят с пустыми руками. Дарят деньги, полезные в хозяйстве вещи. В качестве благодарности каждый даритель получает небольшую булочку-шишку (символ изобилия и плодородия). Кроме того, считается, что чем больше «шишек» раздарят, тем меньше их набьют молодожёны». Что такое гильце «Шишки», хлеб, каравай - это то, без чего не обходится сватовство и свадьба. И это неспроста. Гастрономические символы в казачьей свадьбе относятся к числу основных: это не просто еда. В некоторых станицах, например в Черноерковской, что находится в Славянском районе Краснодарского края, «шишку» использовали для оповещения о «честности» невесты. После брачной ночи родители молодой отправляли к жениху послов с «шишкой». Если невеста «честная», жених возвращал эту «шишку», перевязанной красной лентой, если не уберегла невинность - черной. «Важно было приготовить на свадьбу «правильный» каравай, - объясняет кандидат исторических наук Игорь Васильев. - Пекли его женщины, но поставить в печь обязательно должен был кудрявый парень, - так программировалась «кучерявая», то есть обеспеченная, жизнь молодожёнов. К процессу закваски теста не допускались женщины «нечистые» (в критические дни), а также вдовы (считалось, что такие приманивают болезни и смерть). По виду каравая судили о моральном облике невесты. Если он треснул, получился кривой - значит, она не девственница, свадьба могла и расстроиться. Украшали каравай фигурками из теста в виде птичек, конфетами, ягодами и веточками калины». Исконным элементом свадебной традиции было «гильце» - вишнёвая веточка. Своей тонкостью, гибкостью и красотой веточка служила символом девственности. Ветви обвивали узкими полосками пресного несдобного теста, нарезанного с одной стороны в виде бахромы, и выпекали в печи. Изготовление гильца входило в обязанности подруг невесты. Станичные старожилы к исконным свадебным традициям относят и популярный в наши дни обычай ставить на праздничный стол «быки». Так называют связанные лентами бутылки вина, которые стоят всю свадебную церемонию. Высший шик - развлечение для гостей - незаметно их украсть, а потом требовать с молодожёнов выкуп. Открывают «быков» в двух случаях: первую бутылку на год совместной жизни, вторую - на рождение первенца. На самом деле это более позднее изобретение. Долгое время казаки вина в заводских бутылках совсем не знали. Выпивали редко, и поводы всегда были значительные, собирающие массу народа. Отдыхать и веселиться наши предки умели, не злоупотребляя спиртным.