Между интеллектом человека и его музыкальными предпочтениями существует прямая связь. К такому выводу пришли ученые из Оксфорда. Они опросили 467 старшеклассников, взяв за основу придуманную самими исследователями шкалу музыкальных предпочтений. А затем предложили тем же школьникам пройти тесты на IQ. Самые большие интеллектуальные баллы набрали любители классики и джаза. Чуть скромнее результаты оказались у тех, кто слушает рок. У фанатов рэпа результаты тестов на IQ были совсем невысокими. Однако представители российской психологической школы считают подобное исследование полной профанацией и сравнивают с другими лжесенсациями, вроде открытия различия уровней интеллекта у людей разных полов, возрастов, рас и сексуальной ориентации, которыми был знаменит скандальный британский психолог Сатоси Канадзава. «Для научно обоснованных выводов о связи музыкальных вкусов и интеллекта нужны серьезные независимые исследования, проведенные различными группами ученых, – говорит клинический психолог Роман Волков. – Только тогда возможно профессионально обсуждать этот вопрос и выдвигать аргументированные гипотезы». «Если эту теорию раскручивать дальше, то она доведет до расизма. До утверждения, что есть национальности и народы с более высоким и более низким уровнем IQ», – уверен профессор, психолог, писатель Андрей Зберовский. Конечно, в исследовании нет ни слова о национальностях, а только о корреляции между любовью к определенному типу музыки и IQ. Но очевидно же, что классику и джаз слушают далеко не все народы. И на то, и на другое слишком большое влияние оказывают социальные факторы», – говорит эксперт. Уровень IQ имеет прямую связь с образованием. Ребенок, который не ходил в образовательные учреждения, до высокого уровня IQ не дотянет. И он же вряд ли знаком с классической музыкой и джазом. Он любит то, что принято слушать в его социальной среде, то есть самую простую популярную музыку. «Когда говорят, что для различных групп (отличающихся по уровню интеллекта, национальной и расовой принадлежности) характерны разные музыкальные предпочтения, то обычно опускают вопрос о том, что музыкальное образование имеет не нулевую стоимость, – говорит Андрей Зберовский. – Дети, которые вырастают в социально успешной среде, в европейских или белых американских семьях, слушают более разнообразную и сложную музыку, чем те, кто растет в социально неблагополучной среде. Их музыкальное образование зависит в том числе и от уровня развития их родителей. То же самое можно сказать и об интеллекте». По словам Андрея Зберовского, существует альтернативная версия о том, что способности и музыкальный талант ребенка можно развивать еще на внутриутробном этапе. Если во время беременности его мать окружали музыка и общение, особенно общение на разных языках, с разными тональностями и вокальными особенностями, заложенными в языке, тогда у ребенка, когда он вырастет, будет высокая степень музыкальной восприимчивости и музыкальной одаренности. «Но есть один нюанс: практика показывает что дети с глубокими музыкальными одаренностями рождаются в среднем один на 10 тысяч человек. Тем не менее вероятность рождения такого ребёнка повышается в среде поликультурной и полимузыкальной: там, где живут люди разных национальностей, говорят на разных языках, играют разную музыку», — говорит Андрей Зберовский.