«Из Парижа, с любовью»: что увидят москвичи на выставке современного искусства
К современному искусству сегодня относятся по-разному. Одни им восхищаются и ставят во главу всего арта, другие вовсе не воспринимают, а кто-то категорически отвергает. Поэтому аудитория ценителей прекрасного возле Пушкинского музея разделилась на две очереди: большая часть людей-консерваторов стоит в главное здание на выставку Сергея Щукина, остальные в Галерею искусств стран Европы и Америки XIX–XX веков, чтобы посмотреть одно из лучших собраний современности Fondation Louis Vuitton. Таким образом, у зрителей появилась возможность сравнить и провести параллели в искусстве разных эпох, а заодно прочувствовать дух собирательства на примере двух мировых коллекций. Сотрудничество московского музея и парижского началось с открытия здания фонда Fondation Louis Vuitton. Его создатель, один из крупнейших французских коллекционеров и меценатов Бернар Арно, пять лет назад открыл в Париже новый культурный центр, спроектированный специально для показа личной коллекции работ нового столетия. Музей встал в один ряд главных достопримечательностей города после Эйфелевой башни. Два года назад, в качестве культурного обмена, Пушкинский отправлял в Париж бестселлер нашей страны - «Коллекцию Щукина». В тот год выставку назвали самым посещаемым событием в мире. Более 1,2 миллиона человек ознакомились с экспозицией — такого художественного успеха во Франции не было за последние 50 лет. Ведущим художником и движущей силой поп-арта, по праву, считают Энди Уорхола. В своём неповторимом образе он стал символом поколения. Начался путь художника с изображения банок супа на картинах из шелкографии, затем перешёл на новую ступень в искусстве - образы Мерлин Монро, Элвиса Пресли и Элизабет Тейлор. В зале Уорхола внимание приковывает гигантский «Автопортрет». Эта картина выделяется отрешенностью. Она была написана за год до смерти художника и стала его последним автопортретом. Изображая себя без шеи и плеч, Энди попытался провести параллель с каноническим изображением Иоанна Крестителя, казненного через отсечение головы. Меланхоличные рефлексии Уорхола сменяются брызжущей энергией и цветом Жан-Мишеля Баскии. В его картинах множество отсылок — к Библии, афроамериканской культуре, боксу, Пикассо, комиксам, культу вуду и карибскому фольклору. Запрятанные смыслы можно отыскивать часами. Еще одна тема выставки — «музыкально-звуковая». Их ещё можно отнести к рекреационным зонам экспозиции. Инсталляция Марины Абрамович «Обновитель астрального баланса» приглашает гостей сесть на пляжный шезлонг и в течение длительного времени (по замыслу Абрамович, 45 минут) медитировать под мерный звук стоящих напротив метрономов. Если всё-таки, не смотря на толпы посетителей, получится немного вздремнуть, то может померещиться, что вы в лесу с кукушками. В другом зале можно погрузиться в атмосферу чилийской пустыни, где издалека доносятся звуки 800-ста японских колокольчиков. Этот сюрприз приготовил для публики Кристиан Болтански. Он разместил колокольчики в соответствии с картой звездного неба, каким оно было в день его рождения, — это порождает «музыку звезд и голоса человеческих душ». Выставка отражает разные взгляды художников, пути развития и важность современного искусства в историческом контексте. Все работы объединяет скорее схожесть эмоционального воздействия на публику, а не общепринятые академические критерии. Все имеет место быть. И судя, потому что в первых рядах выставки стоит молодёжь, врят ли они пришли на популярный бренд «LV». Скорее здесь задействован по-большей части художественный аспект. Читайте также: Первый фестиваль уличной культуры «Ритм моего города» пройдет в столице