Котики и киты помогают бороться со стрессом
Украинские разработчики придумали одноручный кардиограф для измерения уровня стресса. А потом они решили пойти дальше, и изобрели прибор, который помогает этот стресс снять. Как мурлыканье котов в VR-шлеме помогает бороться с напряжением и переутомлением, рассказал СЕО компании Pure Purr Евгений Василенко. Виртуальные технологии для борьбы с реальным стрессом Евгений Василенко закончил Киевский национальный университет им. Шевченко по специальности маркетинг, а затем дополнительно получил степень MBA. В январе 2016 года Евгений присоединился к разработке нового гаджета — шлема виртуальной реальности для борьбы со стрессом Pure Purr. За основу разработчики взяли VR-шлем Bobo VR X1 на «Андроид». Василенко стал CEO и одним из основателей нового стартапа. Всего в компании три человека, остальные специалисты на аутсорсе привлекаются под конкретные задачи. Профессиональное выгорание официально включено в МКБ-11. Его признаками являются чувство истощения; усиление негативных чувств, связанных с работой; снижение профессиональной эффективности. Разработчики поставили перед собой цель — создать технологию, которая помогала бы снять стресс и снизить риск развития провоцируемых им заболеваний. Создатели опирались на концепцию, согласно которой основной причиной появления стресса является истощение в течение дня эмоциональных сил. Если у человека нет возможности вовремя расслабиться и сбросить напряжение, то стресс накапливается и начинает оказывать разрушительное действие на организм, что провоцирует различные заболевания — от гипертонии и дерматологических проблем до онкологии. У каждого человека есть свои способы борьбы с переутомлением. Универсальный и естественный способ восстановить энергию — сон. Также помогают медитативные практики. Однако первое не всегда возможно, а второе требует длительных тренировок. В качестве медицинской помощи для борьбы со стрессом и снятия напряжения назначаются успокоительные препараты. Также в числе традиционных методов физио- и психотерапия. Создатели хотели придумать альтернативу этим вариантам — быстрый и доступный способ снять напряжение в течение дня любому человеку без специальной подготовки. Для этого они конкретизировали задачу — помощь человеку в расслаблении и восстановлении сил. За успокоение и снижение чрезмерной физиологической активности внутренних органов, вызванной стрессом, отвечает парасимпатическая нервная система. Разработчики решили найти способ, который помогал бы ее активировать, чтобы торможение преобладало над возбуждением. Так появился VR-шлем, который за пять минут снимает напряжение и помогает бороться со стрессом. При этом создатели подчеркивают, что их изобретение — не волшебная таблетка, приняв которую один раз, можно полностью избавиться от стресса на долгое время. Поскольку напряжение, ведущее к выгоранию, накапливается в течение длительного времени, снять его моментально тоже невозможно. Благотворный эффект от одного сеанса длится около трех часов, после чего требуется повторить воздействие. В день рекомендуется проводить 2-3 цикла, а средняя продолжительность курса составляет 10 дней. Котиков любят все За основу сигналов, которые будут снимать стресс и приводить нервную систему в норму, создатели решили взять мурлыканье котов. Но это не обычное урчание домашних пушистиков, а специальным образом модифицированные звуковые сигналы. Их цель — дать понять мозгу, что ситуация спокойна, никакой опасности нет. Для этого пользователя временно изолируют от внешних раздражителей, что способствует концентрации на поступающих через шлем сигналах. «Человеку транслируют нейтральный контент, при этом звуковые и визуальные сигналы определенного диапазона помогают снизить пульс на 5,5 ударов: было 100 ударов — стало 95. Таким образом успокоение идет и на физиологическом, и на ментальном уровне — контент содержит элементы медитации», — дополняет Евгений. Разработчики долго подбирали нужные стимулы: создание самого первого звука в студии заняло около двух недель. В целом на стимул — не менее 3-х месяцев. Специфика в том, что сигналы для правого и левого уха немного отличаются друг от друга (так называемый бинауральный эффект). При этом звуки берут низкочастотные (от 12 ГЦ), модифицируют их и сводят в общий трек. Кроме мурлыканья, создатели взяли за основу некоторые другие звуки, например пение китов. Всего в шлеме используется шесть стимулов, среди которых гипнотический маятник и подстройка под сердечные сокращения пользователя для снижения пульса. «Перед тем, как начать клинические испытания шлема, мы провели доклинические исследования с участием 150 добровольцев. А клинические — с 205 добровольцами. Причем слепое — 2 одинаковых шлема, стимул с наукой», — уточняет Евгений. У людей с помощью специального прибора замеряли показатели, отражающие уровень напряжения. Затем добровольцам искусственно создавали стрессовую ситуацию — решение сложных уравнений на время. С увеличением ошибок росло и напряжение участников эксперимента. Затем им на пять минут надевали виртуальный шлем и фиксировали изменения, которые произошли под его воздействием. Пилотные исследования показали, что у 85% людей снижался уровень стресса. По словам разработчиков, эффект от 5-минутного нахождения в шлеме сопоставим с 40-минутной медитацией. А всего изучение проблемы и доказательство медицинской эффективности гаджета заняло почти три года. Научные исследования о природе стресса и способах борьбы с ним разработчики начали изучать в середине 2016 г. Первые стимулы появились в конце 2017 г. В начале 2018 г. стартовали испытания, которые продлились больше года. Эффективность прибора официально подтверждена ВОЗ и исследованиями независимых зарубежных лабораторий. На Украине гаджет оформлен как медицинское оборудование и имеет все необходимые сертификаты. И спортсменам, и клеркам Создавая устройство, создатели прежде всего хотели помочь людям, стоящим на учете у врачей — невропатологов, кардиологов, психотерапевтов. Предполагалось, что медики, а также сотрудники рекреационных учреждений (санаториев, профилакториев, домов отдыха) будут использовать их для профилактики и лечения заболеваний, вызванных стрессом. Однако кроме людей, испытывающих медицинские проблемы или находящихся в зоне риска, прибор оказался полезен спортсменам. Тесты показали, что после стимуляции мозга с помощью VR-шлема спортивные показатели заметно возрастают. Например, спортсмен до начала эксперимента выжимал на динамометре одной рукой 57 кг, а другой — 61. После использования шлема показатели возрастали до 64 кг обеими руками. Через 30 минут, когда воздействие стимула достигало максимального уровня, человек мог выжимать обеими руками по 67 кг. Таким образом, шлем может стать быстрым и абсолютно легальным (по крайней мере, пока) способом повысить спортивные результаты. Третья группа, которой разработчики рекомендуют регулярное использование шлема, — люди умственного труда, в частности работники офисов, которым приходится часто работать в режиме многозадачности и решать сложные вопросы. Им новинка поможет восстановить работоспособность и повысить продуктивность. Востребованность за рубежом Сейчас разработчики собираются наладить массовое производство шлема и продвигать его на рынке. Сам гаджет собирают в Китае, но секрет «начинки» создатели китайцам не доверяют — опасаются, что те скопируют технологию. Поэтому софт разработчики встраивают и активируют самостоятельно. Создатели собираются делать акцент на зарубежных рынках. Для этого есть несколько причин. Прежде всего на Украине использование VR-шлемов в медицине пока в диковинку. О возможностях нейростимуляции с их помощью знакомы даже не все врачи. Кроме этого, цена новинки достаточно высока, а программа по возмещению стоимости лечения из бюджета или за счет страховки (так называемая реимбурсация) в стране развита слабо. Куда лучше с этим обстоит дело в западных странах. Кроме того, по словам Евгения, в других странах государство уделяет большое внимание профилактике заболеваний, вызванных стрессом. Сейчас создатели собираются выходить на рынки Европы, Израиля, Бразилии и США. Для этого требуется зарегистрировать шлем как медицинский продукт, чтобы люди могли воспользоваться программой реимбурсации. Для продвижения продукта на рынке других стран разработчики планируют искать инвесторов. Например, для освоения бразильского рынка, по их прогнозам, потребуется около $2,5 млн, которые они рассчитывают оперативно окупить. В планах заработать в этой стране на продаже шлемов $10 млн за три года. Пока цена на гаджет около $800 на Украине и $1000 в других странах. Автор: Кристина Фирсова