Как стать успешным фудблогером, если любишь еду, но не умеешь готовить

Александр Сысоев, создатель гида «9 гастрономических чудес», основатель «Российского Ресторанного Фестиваля», автор телеграм-канала «СысоевFM» рассказывает, как стать экспертом в фудблогинге - и делится собственными советами. Как выбирать рестораны о которых стоит рассказать В выборе хорошего ресторана работает микс факторов: во-первых, имя ресторатора и шеф-повара, во-вторых — сама идея и актуальность кухни, и уже потом — дизайн и локация. При этом я часто поддерживаю проекты без раскрученного имени, если уже хотя бы по текстам владельцев в соцсетях видна искра в их глазах. Да, такие проекты могут оказаться неуспешны, но это не всегда связано с едой. Есть много факторов, из-за которых бизнес может не пойти. Но я считаю — то, что сделано с душой, нужно поддерживать всегда.. Как понять, что заказывать в ресторане Самое главное правило — не заказывать блюда, которые попали в меню случайно. Все-таки нужно понимать, что у каждого ресторана есть специализация. Я обычно беру блюда, которые сложно испортить (если это новое место или незнакомый мне шеф). Если они оказываются отличного качества, то можно переходить и к более сложным комбинациям. В местах, где шефы мне известны, я обычно полностью им доверяюсь и заказываю блюда из тех ингредиентов, которые сам обожаю. Как рассказывать о еде За последние 10-15 лет произошел очень большой сдвиг в гастрономии. Раньше каноны и классические рецепты были незыблемы и любое можно было сделать качественно, четко, соблюдая стандарты. Критик мог написать «луковый суп сделан неправильно, потому что вот тут недожарили, база была не такая и сыра было меньше на 100 граммов, чем нужно». Но сейчас, с появлением авторской еды, пересмотром рецептов и рождением новых твистов, — описывать блюда таким образом очень странно. Для начала, больше нет эталона, с которым ты сравниваешь блюдо. Можно описывать только собственные ощущения, скажем «я бы в этом блюде сделал более прожаренный бекон». А это очень субъективно. Чтобы так писать о гастрономии, нужны настолько огромный опыт и широкий кругозор, чтобы они позволяли легко сравнивать вкусовые сочетания важных блюд от известных мастеров со всего мира и приводить свое мнение к взвешенному выводу, и так — по каждому блюду каждого нового заведения. Такого кругозора нет почти ни у кого. Таких людей на весь мир — тысяч 50-100. И это либо очень богатые foodies, либо критики со стажем в 50-60 лет, которые за свою жизнь попробовали вообще всё, что можно. Я считаю, сегодня время рецензий на блюда ушло. Более того, предпочтения у всех разные. То, что не понравилось мне, может понравиться кому-то другому и наоборот. Поэтому я предпочитаю писать не про еду, а про общую оценку места, чтобы у читателей сложилось понимание некоего вектора. Это должен быть правильный набор факторов: атмосфера, сервис, музыка, еда, посетители…. Именно поэтому мои рецензии очень короткие — чтобы люди могли за короткое время понять, интересна ли им эта совокупность факторов или нет. А дальше они приходят и выбирают сами, согласно своим сценариям. В конце концов, кто-то предпочитает исключительно блюды из курицы. Кто-то сразу интересуется у официанта, какое блюдо в их ресторане самое модное или пользуется самым большим спросом. Когда мне хочется чего-то сверхъестественного, я прошу узнать у шефа его signature dish — блюдо, с которым он выигрывал награды, или которое обласкано СМИ, гостями и критиками. Но писать про это — особенно в формате телеграм-канала или instagram — уже не для нашего времени. Есть старая школа критики, которая раскладывает блюда на составляющие, процессы и нюансы, а есть новые форматы, к которым отношу себя я: это дайджест, новостная лента, которая лаконично сообщает обо всём новом, что может привлечь внимание условных фуди или помочь им хорошо провести время. Как привлекать аудиторию Чтобы о вас узнали, важен собственный бренд и собственное мнение. Оно может быть негативным или позитивным, но должно быть вашим — люди не любят обезличенные бренды и медиа. Очень важно распространять информацию о проектах, в которых вы принимаете участие. Договаривайтесь со СМИ — они не конкуренты, а партнеры. Хоть я и не считаю себя журналистом, но с радостью делюсь знаниями и поставляю контент тем, кому он интересен. Жестких законов здесь нет: ваш бренд — ваши правила. Если хочется продавать контент — продавайте. Но лично я часто отдаю бесплатно. Ведь ваш контент — ваша лучшая бесплатная реклама. А контент нужен всем, от банков до порталов, вроде wi-fi.ru. Как часто нужно публиковаться Никто не заставляет вас увольняться с работы или бросать семью, чтобы стать лучшим в том, что лишь недавно было вашим хобби. Не бойтесь ошибаться и извиняться — в наше время об этом помнят три дня. Не бойтесь делать и писать мало: вы не «Лента.ру» и не «Лайфньюз». Как монетизировать свой блог Доходы будут. Рано или поздно. Наймите профи, чтобы он сделал вам правильную презентацию и прайс-лист. Помните — если создаете бренд для души, то сами вкладывайте и деньги и душу. А если для дохода, вкладывайте деньги и двадцать душ. При этом всегда важно не изменять себе, не прогибаться и не идти на компромиссы ради денег. Если рекламодатель предлагает имидж с голой женщиной, отказывайтесь от размещения. Конечно, если ваше медиа не про голых женщин в кепках. Но даже в этом случае настаивайте, чтобы имидж был с кепкой. Самое главное, помните, если в вас горит любовь к гастрономической культуре — просто начните о ней писать, говорить, рисовать или вязать крючком. И поверьте — у вас получится. Фото: GETTY IMAGES

Как стать успешным фудблогером, если любишь еду, но не умеешь готовить
© Harper’s Bazaar