Как доставляют продукты в отдаленные деревни
Собкоры "РГ" выяснили, выгодно ли автолавкам ездить в отдаленные поселки, где нет стационарных магазинов? Люди в них остаются без продуктов. Где-то эксперимент с автолавками оказался неудачным, а где-то, несмотря на финансовые потери, продолжают возить продукты в дальние деревни. Председатель правления Красноуфимского райпо Свердловской области Алексея Борисовских после выхода публикации "За хлебом единым", где рассказывалось о вологодской деревне, где закрылся единственный магазин, так прокомментировал ситуацию. - У нас полтора десятка поселений, где живет меньше 200 человек, - говорит Алексей Борисовских. - Из последних сил пытаемся сохранить магазины, но это сложно. У райпо 75 торговых точек, большинство находятся в небольших деревнях, многие приносят убытки, которые компенсируют за счет прибыли других магазинов. По сути - торговая сеть. Единый расчетный счет, централизованные закупки. Только обороты не те. Хотя Красноуфимское райпо - организация "зажиточная", может похвастаться рентабельностью. Продавец единственного магазина в Красном Турыше Галина Молочникова сдает в месяц примерно 120 тысяч выручки. В деревне живет 70 человек. До ближайшего села добираться нужно на машине или пешком - автобусы заезжают редко. - У меня стоит маленький кассовый аппарат, - рассказывает Галина. - Алкоголем не торгую: компьютер поставить не могут - не хватает интернета. Терминал для оплаты картами есть, но связь работает через раз. А если погода плохая, то могу и день без интернета проработать. А Светлане Петуховой из деревни Красносоколье приходится через день ездить за 12 километров в Нижнеиргинское, чтобы снимать данные с кассы. - У нас не то что интернет, даже сотовая связь пропадает, хотя вышка рядом, - сетует продавец. Действительно, пока мы разговаривали, связь то и дело терялась. В Красносоколье живет полсотни человек, в основном старики лет по 80-90. Без магазина им не обойтись. Скоропортящиеся продукты развозят по торговым точкам практически ежедневно. В ассортименте всегда есть молоко, хлеб, колбаса, макароны, сладости, мука, сахар. В каждом магазине принимают заявки от жителей - райпо привозит даже мебель и бытовую технику. Причем идут навстречу покупателям: дают кредит на пять месяцев и отпускают товары в долг на полтора месяца. Цены не накручивают. Булка белого хлеба стоит 22 рубля. Несколько дней назад стоимость пришлось поднять на рубль: местный хлебозавод за прошлый год ушел в минус на полмиллиона и теперь пытается удержаться на плаву. Такие же убытки - 502 тысячи - насчитали в Красноуфимском райпо по итогам работы 16 самых неприбыльных точек. Алексей Иванович просил региональные власти помочь хотя бы половиной суммы, но в ответ услышал: "Снижайте издержки". А снижать нечего. Еще безнадежнее выглядит история с автолавками. Красноуфимское райпо доставляет продукты таким способом в четыре населенных пункта. За прошлый год автолавки принесли организации 98 тысяч убытков. - Постоянно у нас живет около 60 человек, - рассказывает пенсионерка Зайтуна Габдухакова из деревни Малый Турыш. Магазин здесь закрылся пять лет назад. Автолавка приезжает раз в неделю, привозит продукты, в основном по заказам. - Конечно, хлеб, молоко не могут пролежать в холодильнике семь дней, поэтому ездим сами. Когда кто-то из жителей собирается на своей машине в магазин, всегда спрашивает соседей, составляет список и привозит продукты на всех. - Никак не могу достучаться до чиновников, - сокрушается Алексей Борисовских. - Сколько ходил, обращался, писал… Все кивают головой, обещают поддержать - и ничего. Без поддержки государства выжить райпо невозможно, уверен он. А без них глубинка вымрет: предприниматели не видят смысла открывать магазины ради сотни покупателей - выручка копеечная, хлопот и расходов много. Кто захочет жить в деревне, если ближайший магазин километрах в десяти? Предприниматели не видят смысла открывать магазины ради сотни покупателей - выручка копеечная, хлопот и расходов много Жителям 709 отдаленных сел и хуторов Ростовской области, где живет 44,4 тысячи человек, приходится также за хлебом ехать в соседние села. Поэтому на Дону активно возрождают забытые автолавки. Сейчас их - 400. Как правило, за одну поездку автолавки стараются охватить как можно больше деревень. Местные жители знают точное время, когда приезжает магазин на колесах, и заранее выстраиваются в очередь. Многие сразу делают заказы на следующую поставку. Власти собираются увеличить количество мобильных пунктов торговли. По словам директора департамента потребительского рынка Ростовской области Ирины Теларовой, скоро будут приняты поправки в региональное законодательство, которые закрепят размещение нестационарных объектов в селе, создадут правовую основу и таким образом будут способствовать развитию мобильной торговли в целом. На Вологодчине 40 тысяч человек обитают в отдаленных деревнях, где полностью отсутствует стационарная торговля. И автолавки - единственный способ приобрести продукты. - Моя мама живет в дальней деревне. И таких как она, пенсионеров, там 11 человек, - рассказывает Ольга Леонова, жительница Череповца. - Магазина в деревне нет, поэтому надежда только на автолавку. Она приезжает раз в неделю. Татьяна Кулакова живет в деревне Епифанка Спасского сельского поселения. В Вологду за продуктами ездить накладно, а зимой автобусное сообщение вообще прекращается. Так что автолавка - единственное спасение. Только в Вологодском районе 916 населенных пунктов, 30 процентов из которых - малонаселенные и труднодоступные. Там нет стационарных магазинов, поэтому мобильная торговля - единственный выход для жителей. Выездной торговлей занимаются 11 частных предпринимателей. Власти стараются стимулировать их. Например, компенсируют расходы на приобретение топлива. Но одна из главных проблем - это изношенность машин. А купить новые предпринимателям не по карману. В регионе стартовал пилотный проект по поддержке райпотребкооперации. Развивать ее нелегко: нет дорожной и логистической инфраструктуры, производственные мощности и торговые объекты устарели, не хватает кадров, высокие налоги, неустойчивый сигнал интернета. Как тут выжить маленьким магазинам?