Теперь даже двухэтажные: прошлое и будущее вагона-ресторана
Что едят пассажиры поездов дальнего следования? Еще в 1927 году Ильф и Петров в романе «Двенадцать стульев» написали об этом так: «Пассажир очень много ест. Простые смертные по ночам не едят, но пассажир ест и ночью. Ест он жареного цыпленка, который для него дорог, крутые яйца, вредные для желудка, и маслины. Известно, что приступ голода охватывает пассажира тотчас же, как только начинают стучать колеса». С тех пор по сути ничего не изменилось. Удивительно, но времена меняются, а дорожные привычки и вкусовые пристрастия наших сограждан остаются практически незыблемыми. Свежий соцопрос показал, что 39% россиян неизменно берут с собой в путь жареную курочку, вареные яйца, копченую колбасу, огурцы-помидоры. Каждый пятый пассажир – из числа крепких желудком. У этих в рационе лапша быстрого приготовления в пластиковых контейнерах. И только 6% опрошенных готовы кутнуть в вагоне-ресторане. Как пали нравы! Говорят, что из-за невостребованности вагоны-рестораны вообще могут убрать из состава поездов. А как красиво все начиналось! В первом вагоне-ресторане пассажирам подавали чай Первый в мире вагон-ресторан появился на свет в 1867 году за океаном по прихоти магната Джорджа Пульмана. Его компания строила роскошные спальные вагоны, пассажирам которых надо было не менее хорошо кушать. С 1880-х годов рестораны на колесах непременно входили в состав скорых европейских поездов. Считается, что в нашей стране некое подобие первого вагона-ресторана появилось на линии Санкт-Петербург – Вержболово, где пассажирам подавали чай. А вот в 1912 году в экспрессе Санкт-Петербург – Минеральные Воды предлагались комплексные обеды по 80 копеек – это было значительно дешевле, чем в полноценном ресторане, но почти в два раза дороже, чем в самой хорошей кухмистерской. В ту пору активно развивались и славились привокзальные буфеты, и опытные путешественники знали, например, что в Ряжске подают очень хороший шницель по-венски, в Сызрани – солянку по-московски, а в Ярцево – ватрушки. Но мода на эти кулинарные искушения продолжалась лишь то время, когда поезда подолгу стояли на станциях, а паровозы заправляли водой. Потом жизнь начала ускоряться, и принимать пищу пришлось уже на ходу. Ассортимент блюд утверждали в Минторговли СССР Вагоны-рестораны появились в советских поездах дальнего следования к середине 1960-х годов, и цены на обед там были невысокими, доступными, так что порой не хватало мест для всех желающих. Типичный ресторан на колесах имел 12 столов на 48 мест. Обслуживающий персонал состоял из бригады в 9–10 человек – директора, заведующего производством, одного-двух поваров, двух-трех официантов, кухонного рабочего, посудомойки и истопника. Работали заведения с 9 до 24 часов. Ассортиментный минимум утверждался Министерством торговли СССР и включал не менее пяти холодных блюд и закусок, не менее двух первых блюд и четырех вторых блюд, а также сладкие и десертные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, горячие и безалкогольные напитки, пиво, винно-водочные и табачные изделия. От одного запаха вагона-ресторана можно было с ума сойти – он неповторим, ни на один запах на свете больше не похож. Пахло именно вагоном, а не только рестораном. В советские времена еду из вагона-ресторана в фирменных поездах так же, как и в царских экспрессах, разносили в специальной металлической посуде. За небольшие деньги можно было съесть, не выходя из купе, или на глазах многочисленных соседей по плацкарте первое, второе и третье. До сих пор помню тот неповторимый аромат бешбармака и плова в фирменном поезде Алма-Ата – Москва. Отказаться от этого гастрономического удовольствия мог только человек со стальной выдержкой. В фирменных поездах Рига – Москва пассажиров вагонов СВ обслуживали, как королей. Вот воспоминания писателя Алексея Вульфова: «Два безукоризненных человека в громко хрустевших белых халатах, колпаках и синих бабочках вкатили в купе тележку и поставили с нее осторожно на столик сочный лангет с жареным картофелем и свежим огурцом, два салата лососевых, взбитые сливки, несколько теплых булочек, горячий дымящийся кофе, нежные пирожные. Взято было за всё вместе с двоих 2 рубля 67 копеек». Железнодорожная романтика На киноэкране вагоны-рестораны мелькали довольно часто. Можно вспомнить такие фильмы, как «Поезд идет на восток», «Скорый поезд», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Государственная граница», «34-й скорый», «Остановился поезд». Например, в сериале «Путейцы» директора заведения играет Владимир Долинский. При этом актер признается, что не любит есть в предприятиях общепита: «Не хочу испытывать судьбу. Куренок, зеленый лучок, яичко вкрутую и полстакашка водки в купе – это и есть самый лучший вагон-ресторан». А вот музыкальный критик Артемий Троицкий признавался, что больше всего в поезде любит вагон-ресторан и ставит его на первое место. Певец шансона Михаил Бублик приятным моментом гастролей называет послеконцертные ужины-обсуждения с музыкантами в вагонах-ресторанах: «В таких вагонах есть некая волшебная романтика. Я большой поклонник этой эстетики». В начале 90-х Министерство путей сообщения открыло доступ в вагоны-рестораны для частных компаний. Так началась новейшая история этих предприятий общепита. Их меню разнообразили блюда, доселе неизвестные потребителю – например салаты из крабовых палочек, «Цезарь», из морепродуктов. В наши дни тем, кто хочет позавтракать, отобедать или поужинать во время путешествия по железной дороге, предложат самый богатый выбор – от сэндвичей до суши-роллов. В ближайшие три года на железных дорогах страны и вовсе впервые появятся двухэтажные вагоны-рестораны, чтобы места за столиками нашлись для всех желающих. Новые вагоны будут оборудованы креслами вместо жестких диванов, подзарядками для гаджетов, вендинговыми аппаратами и пурифайерами – аппаратами для очистки воды. Железнодорожная романтика XXI века имеет свою специфику, и с ней приходится мириться, как бы непривычно это кому-то ни казалось.