Песня плывет, город поет: корреспондент «ВМ» познакомилась с уличными музыкантами

Послушать музыку по дороге домой или на работу можно не только в метро: летом музыканты с радостью делятся своим искусством с прохожими на улицах столицы. Корреспондент «Вечерки» захотела послушать песни и стихи любимых поэтов и познакомиться с их исполнителями. Лето — лучшая пора для уличных музыкантов и любителей поэзии: тепло, руки не мерзнут ни у исполнителей и чтецов, ни у прохожих, которые не скупятся на вознаграждение. Впрочем, не все играют ради денег, кто-то — и из любви к искусству. Наш корреспондент смогла убедиться в этом лично. А еще не упустила возможность проверить свои музыкальные способности. Студент всегда голодный Сначала мы с фотокором решили поехать на старый Арбат — это ведь настоящая Мекка свободных музыкантов и чтецов. И сразу у выхода из метро встретили двух девушек с гитарами. Лиза и Тая — студентки-первокурсницы. Одеты девчонки во все черное — увлечены русским роком. — Честно говоря, играем мы в основном из-за нехватки денег, — признаются подруги. — Каждый раз ставим себе «финансовую планку» и поем, пока не наберем нужной суммы. Сегодня решили заработать полторы тысячи. Мы здесь уже третий час, но пока собрали чуть больше половины... — Чем объясняете «недостачу»? — Так будний же день, до вечера еще далеко, большинство людей на работе. Подруги рассказали, что играют обычно либо в центре города, либо поближе к дому, в одном из спальных районов. Говорят, люди на их творчество реагируют по-разному: кто-то останавливается и слушает, кто-то с удовольствием подпевает и даже заказывает песни. Когда так получается, девчонки довольны: и людям радость доставили, и денежку какую-никакую заработали. — Но бывает и по-другому: поешь-поешь, аж голос сорвешь, а твоих усилий никто так и не оценит, — признаются девушки. Денег не беру! Следующим «артистом», с которым мы познакомились, был Женя. Парень не поет, он читает стихи. В тот момент, когда мы подошли к нему, это были стихи Сергея Есенина. — Я собираюсь поступать на актерский, — рассказывает молодой человек. — Чтобы туда попасть, нужно сдавать вступительные, прослушивания. Читаю я обычно Есенина или Маяковского — их можно проговаривать: громко, с чувством, наотмашь. Арбат — моя тренировочная площадка. — Избавляешься от страха сцены? — В общем... да. А еще тренирую голос, дикцию, актерские навыки. — Не проще ли выступать перед родными и друзьями? — Родные, как ни стараются, редко бывают объективны, а мне нужна реальная, пусть и строгая, оценка. — Обычно выступающие ставят рядом с собой коробку, куда люди могут бросать деньги. Где твоя? — А я здесь не за деньги. Вернее, приятно, конечно, было бы что-то заработать, но я считаю, что пока до этого не дорос. В профессиональном смысле. Мне пока неловко получать за то, что я делаю, деньги. Одна женщина как-то предложила выступить на мероприятии — вот это было очень лестно. Я оставил ей свой номер телефона и попросил перезвонить через год. На жизнь хватает Роман сидит в самом конце Арбата. Хриплым голосом под гитару исполняет известные рокерские песни, весело подмигивая прохожим. — В Москву я приехал из Крыма, — рассказывает музыкант. — По образованию инженер, но уже давно не работаю по профессии — только музицирую. — Заработанных на улице денег хватает? — Вполне. У меня неработающая жена, трое детей, квартиру снимаем за 45 тысяч, живем отлично. В день собираю от трех до восьми тысяч. За время «концертной деятельности» многодетного отца у него появились и постоянные поклонники, вернее, поклонницы, которые пишут ему в соцсетях и, по словам самого Романа, преимущественно любовные послания. Надо уметь понравиться Наши следующие знакомые — востребованные музыканты: на днях вернулись из Лондона, выходят на сцену с группой «Ленинград» и другими популярными отечественными и зарубежными исполнителями. Лидер кавер-группы Brevis Brass Band Дмитрий Выборнов рассказал, почему даже самый популярный музыкант хотя бы на день хочет стать уличным артистом. — В метро мы играем, во-первых, когда у нас есть свободное время. А во-вторых, для того, чтобы нас узнали больше людей. К тому же всякие корпоративы, праздники, другие мероприятия, в которых мы задействованы, носят некий обязательный характер: мы выступаем с утвержденным репертуаром, оговоренное количество времени и в определенной одежде. В метро и на улице мы не привязаны ни к чему. Поем просто потому, что нам нравится петь. — Так где все-таки лучше: в подземке или на улице? — На улице нас можно услышать не так часто — преимущественно на Кузнецком Мосту. Лучше, конечно, в метро: тут круглый год одна и та же температура, оригинальная акустика, которая разносит наш звук. И еще один плюс: вот едут люди в метро после работы, уставшие, а когда слышат нас, у них поднимается настроение, это же по лицам видно. И это делает нас чуточку счастливее. — И никогда никаких недовольств со стороны слушателей не было? — Когда проект «Музыка в метро» только зарождался и люди еще мало что о нем знали, к нам нередко подходили и говорили: «Почему вы здесь играете? Это что такое?!»... — Ваша группа популярна. Дайте совет: как обычному уличному музыканту стать востребованным? — Это очень непросто. В данном случае люди не приходят на концерт, не покупают билеты, ты не участвуешь в фестивалях. Сложность в том, что ты должен заинтересовать собой, вырасти как исполнитель. Стать не просто уличным музыкантом, а именно артистом. Нужно остановить человека, понравиться ему, сделать так, чтобы он тебе похлопал и, желательно, еще и денег оставил. Это задача-максимум. Я считаю, если ты собрал вокруг себя толпу, то ты настоящий артист и можешь двигаться дальше. Плох тот журналист, который не мечтает стать музыкантом, решила я и попросилась к ребятам в команду. Как человеку без ярких музыкальных дарований мне выдали бубен — единственный инструмент, с которым у меня был шанс совладать. Ну а что тут сложного, размышляла я. Стой, тряси погремушкой да немного пританцовывай. Свою ошибку я поняла с первых секунд: музыканты не просто играли на духовых, но и прыгали, танцевали — все в ритм, все вместе. Полупустой зал станции «Парк Победы» каким-то чудом сразу заполнился толпой слушателей. Люди снимали выступление на камеры, аплодировали, подтанцовывали и косо посматривали на меня, сиротливо стоящую с бубном, на котором оказалось не так просто играть. Чтобы не мешать «коллегам», я ретировалась после первой пробной композиции. Когда мы с Дмитрием сидели и отдыхали на лавочке, к нам подошел молодой человек. — Ребята, очень круто выступили, спасибо огромное! — Вам спасибо, — улыбнулся музыкант. — Такое дело: у меня нет наличных. Скажете номер мобильного, хочу перечислить вам некоторую сумму онлайн? Ну надо же, до чего дошел прогресс! Впору рядом с коробкой для сбора денег ставить терминал... ИГРАЛ БАЯН Одним из самых известных уличных музыкантов Москвы был Владимир Панфилов, который больше 15 лет каждый день в любую погоду пел и аккомпанировал себе на баяне в переходе, ведущем к станции метро «Улица 1905 года». По словам самодеятельного музыканта, он считал «своим долгом создавать москвичам хорошее настроение». К сожалению, недавно Владимира Устиновича не стало: 81-летний музыкант умер на своем рабочем месте. Читайте также: Пользователи социальной сети назвали самые популярные места Москвы

Песня плывет, город поет: корреспондент «ВМ» познакомилась с уличными музыкантами
© Вечерняя Москва