Слово «фейк» проникло во все сферы нашей жизни

Эксперты Роскачества дали рекомендации, как отличать в Интернете настоящий отзывы на товары и услуги от специально написанных по заказу соответствующей компании. А депутаты Государственной Думы в свою очередь проведут консультации со специалистами по теме фейковых новостей в интернет-агрегаторах. Это слово – фейк – незаметно проникло едва ли не во все сферы нашей жизни: от самых простых бытовых вещей до высокой политики. Иногда по этому поводу даже чувствуешь раздражение. Ведь по большому счету, ничего уникального в этой проблеме нет. Обман, подделки, суррогаты, лживые слухи, подтасовки, контрафакт, жульничество, пересуды сопровождают людей всю историю. Иногда кажется, что в человеческой природе есть качество, которое делает людей крайне уязвимыми для лжи во всех ее проявлениях и заглушает голос разума, подсказывающего, что не помешало бы проверить факты прежде чем, как в омут с головой кидаться в авантюру, присоединяться к распространению шепотков уровня достоверности «одна соседка рассказала» или безоглядно доверять незнакомому человеку с располагающей улыбкой. Так в чем же разница между этими привычными нам всем фальшивками или фейками, о которых так много говорят в последнее время? И есть ли она, эта разница? Ответ: и нет, и да. Нет, потому что по существу это все те же столь хорошо знакомые всем ложь, мошенничество и фальсификаты. Они практически не отличаются от тех, на которые люди покупались и пятьдесят лет назад, и пятьсот, и даже пять тысяч. И да, потому что изменения все-таки имеют место. Вот только касаются они не столько качества, сколько количества – масштабов фальшивок. И именно с этим связано нынешнее восприятие фейков как очень серьезной проблемы, требующей внимания на самом высоком уровне. Современный мир с его технологиями действительно вывел проблему на новый виток. Там, где раньше желаемой ложью относительно легко охватывались отдельные люди, для десятков и сотен человек – требовались уже определенные усилия, для тысяч – очень серьезные ресурсы и эффективная организация, а дальше задача становилась прямо-таки неподъемной, теперь все решается быстро и просто. Пара часов работы пишущего специалиста (журналиста или копирайтера), несколько кликов мышкой,относительно небольшая сумма денег – и у тебя прямой доступ к десяткам и сотням тысячам, а то и миллионам людей. Причем не абы каких, а именно тех, которых ты сам выбрал по интересующим тебя параметрам – от возраста и места проживания до интересов и состояния здоровья. А ты уж сам выбирай, что хочешь им скормить: выдуманные «жареные» новости, фальшивку от недобросовестного бизнеса или ложь, которая должна повлиять на общественно-политическую сферу. Именно это – даже не в разы, а на порядки возросшая потенциальная аудитория фальшивок – как раз кардинально влияет на изменение отношения к ним и общества, и государства. Потому что то, что раньше было по большей части частными проблемами частных людей (например, ставших жертвой обмана со стороны мошеннического бизнеса) и решалось в рамках привычных механизмов, ныне приобретает явственный привкус угрозы общественной безопасности. Проблема одна – та самая неискоренимая склонность значительной части людей верить обману, не затрудняя себя минимальной проверкой информации, даже в тех случаях, когда все, казалось бы, вопиет о лжи. Так что Роскачество может многократно давать гражданам свои рекомендации по распознанию фальшивых отзывов. Политики и общественные деятели могут старательно предупреждать об опасности фейк-ньюс. Правоохранительные структуры могут бесконечно рассказывать о признаках мошенничества и лживой информации. К сожалению, все эти благие намерения принесут свои плоды только в отношении части людей. А прочие по-прежнему останутся в зоне риска, и по малейшему сигналу будут готовы сорваться в магазины скупать гречку, потому что «в интернете написали, что из-за неурожая цены на нее взлетят в десять раз».

Слово «фейк» проникло во все сферы нашей жизни
© Вечерняя Москва