Благодаря талантливому перу Александра Дюма Анна Австрийская стала одним из узнаваемых и популярных персонажей трилогии о трех мушкетерах. Советский телемюзикл «Д’Артаньян и три мушкетера» и вовсе закрепил в памяти соотечественников Мерлезонский балет в трех частях и панику королевы Франции, ожидающей подвески из Лондона…. На самом деле Мерлезонский балет был поставлен самим Людовиком XIII, и главные партии в нем и вправду хотели исполнить сам Луи и его красавица-жена Анна. Людовик вообще был на все руки мастер – пилил, строгал, шил одежки для любимых обезьянок, обожал охоту, музыку и танцы. Когда в 1615 году четырнадцатилетнюю представительницу старинного рода Габсбургов привезли во Францию и обвенчали с ее ровесником, наследником Бурбонов, никто не ждал, что между ними вспыхнет любовь. Хотя молодая инфанта была чудо как хороша: темные испанские глаза, белая кожа, прямой носик, нежные ручки… Но малолетний муж не обращал на прелести никакого внимания. Каждый занимался своим делом – Анна блистала остроумием и жизнелюбием, Людовик, меланхолик по темпераменту, искал иных развлечений, далеких от безумных утех двора. Когда «молодежь» подросла, Екатерине Медичи, матери Людовика, пришлось приложить усилия, чтобы убедить сына, что Франция нуждается в дофине, и что ему пора приступать к выполнению супружеских обязанностей. Уговаривать короля пришлось долго. Но все же Людовик повиновался, и настолько вошел во вкус, что всем показалось, что он влюбился в свою очаровательную жену. Он устраивал приемы, охоту, балы и прочие увеселения в ее честь, а подаркам не было числа. Результат не заставил себя ждать, три года спустя Анна забеременела. Мария Медичи ликовала, сам Людовик к жене охладел. Но случилось непредвиденное: пробегая с фрейлинами по коридорам Лувра, Анна случайно поскользнулась и упала. Дело кончилось выкидышем. Фрейлин наказали, но что с того? Людовик снова перестал обращать на жену внимание, и это оскорбляло гордую испанку и как королеву, и как женщину. Тут-то и подсуетились противники Луи. Они подстроили встречу Анны с герцогом Бэкингемским, первым министром английского короля. Неотразимый, изысканный, он завоевал сердце Анны, и она подарила ему на память алмазные подвески. А что же коварный Ришелье? Он действительно был в курсе всех дворцовых интриг и прекрасно знал о связи Анны с Бэкингемом. Поскольку эта связь угрожала ему лично, он решил скомпрометировать королеву. Вот тогда-то он и послал своего агента графиню Карлайль, известную ловкостью своих рук, в Лондон, чтобы та срезала подвески с наряда герцога, что ей и удалось. (Графиня - прообраз коварной Миледи, ведь Дюма писал свой роман действительно на основе исторических фактов). По приказу Бэкингема Англия была закрыта, подвески изготовлены заново, перевезены в Париж, и репутация Анны Австрийской не пострадала. Последовало немало заговоров и дворцовых интриг, в результате которых министр двора, кардинал Ришелье мог запросто стереть королеву в порошок, по крайней мере, отправить в отдаленный монастырь или инициировать бракоразводный процесс. Но он этого не сделал. Многие приписывают ему платоническую любовь к Анне. Но это не так. Ришелье, как духовное лицо, не желал осквернять себя плотскими утехами, а защищал он Анну исключительно в интересах дела. Как государственное лицо, он очень точно знал расстановку сил в государстве, и ему было выгодно, чтобы Анна Австрийская оставалась на троне. По следам былого он даже сочинил трагедию «Мирам», где вывел Бэкингема в образе коварного соблазнителя и описал свое над ним торжество. Прошло шестнадцать лет. Проезжая через Париж в Версаль, Людовик провел ночь в спальне королевы. Через шесть недель вся Франция ликовала – королева была беременна. Дофин, будущий король-солнце родился 5 сентября 1638 года. Рождение сына не улучшило отношений между венценосными супругами. Принц рос в окружении нянек и фрейлин, и не очень жаловал папу. Король был взбешен настолько, что чуть не отправил Анну в монастырь. «Зачем она науськивает сына против меня?», - в негодовании воскликнул он. Через два года Анна родила второго сына Филиппа. Рождение двух детей, непростое примирение с Людовиком XIII, который с возрастом стал неуравновешенным и неуправляемым, не помешало Анне плести интриги против кардинала Ришелье. Мудрый кардинал снова «пропустил удар» и представил Анне своего преемника – Мазарини. «Вы не находите, что он похож на герцога Бэкингемского?», - улыбаясь, осведомился кардинал. Он знал, что Анна оценит такого мужчину, и как всегда, не прогадал. Но торжествовать долго не пришлось - кардинал скончался в 1642 году, король пережил его всего на год. Анна осталась регентшей при Людовике XIV. В ее жизни Анны открылась новая волнующая глава. Страсть, нежность, романтика, поклонение... Она впервые почувствовала себя обожаемой женщиной. Мазарини был очень хорош собой, галантен, очень следил за своей внешностью, пользовался самыми дорогими духами. Анна в те годы была все еще фантастически хороша, прекрасно одевалась, обладала изящным вкусом. Вся Франция была в курсе их любовных дел, газеты публиковали памфлеты, ближайшие сторонники королевы осуждали ее за то, что она держит при себе «выскочку-итальянца», но Анна и Мазарини были увлечены друг другом настолько, что не замечали ничего. Вынужденная двухгодичная эмиграция Мазарини подарила потомкам прекрасную любовную переписку. Поговаривали, что Анну и Мазарини связывал тайный брак. Но это вымысел. Их любовь проявилась сильнее всего, когда Мазарини слег с тяжелым недугом. Известно, что Анна переселилась в комнату, смежной с комнатой умирающего, проводя дни и ночи у его постели. В 1661 году кардинал скончался, и Анна скорбела по нему искренне и глубоко. А вскоре и ее поразил смертельный недуг. Три года боролась королева с тяжелой болезнью, переживая и от любовной тоски, и от того, что сын Людовик XIV непростительно увлекся фрейлиной Луизой де Лавальер (в романе Дюма – возлюбленная Виконта де Бражелона, сына мушкетера Атоса). Хотя Людовик XIV трогательно ухаживал за больной матерью, в мыслях она возвращалась в прошлое, в те годы, когда она была любима, блистала на балах, была полна сил и могла очаровать любого. Луи, герцог Бэкингем… многочисленные поклонники не оставили в памяти глубокого следа. Любили ли они ее? Любила ли их она? Она перебирала в памяти картинки давних дней и понимала, что в жизни Любовь посетила ее только однажды. Сердце королевы навсегда было отдано лишь одному человеку – Джулио Мазарини. Когда оно перестало биться в 1666 году, его поместили в серебряный сосуд, который замуровали в парижской церкви. Эту церковь возвели на деньги королевы в качестве благодарности за первого сына. Тело Анны захоронили в королевской усыпальнице в Сен-Дени. Его сопровождали весь двор, швейцарская гвардия и королевские мушкетеры. Быть может, в процессии участвовал сам Д’Артаньян? И кто был тем самым узником «железной маски» – последней тайной, которую унесла с собой в могилу Анна?

Анна Австрийская
© Работница