Картина на шее. Произведение искусства может стать аксессуаром

Молодая художница, дизайнер Софья Соколинская рассказала корреспонденту «АиФ в Омске», что сложнее - батик или рисование маслом, каково идти против мнения большинства и как родной город может вдохновить на творчество. Маркетинг и краски Светлана Казанцева, АиФ в Омске: Софья, вы расписываете шёлковые платки. С чего началось это увлечение и как оно переросло в профессию? Софья Соколинская: Я с самого детства любила рисовать. Также всегда интересовалась одеждой. Но это было именно увлечение. К батику я пришла в 20 лет, до этого была живопись. Ещё до поступления в вуз мне повезло учиться у таких маститых художников, как Людмила Белозёрова, Татьяна Колточихина, Татьяна Бугаенко. Они стали моими первыми проводниками в мир изобразительного искусства, батика. Первое высшее образование я получила по специальности маркетинг - училась на факультете международного бизнеса ОмГУ. И уже после этого стала серьёзно заниматься дизайном костюма - поступила в омский политех на художественно-технологический факультет. Логичнее было бы наоборот, но как уж получилось. - Значит, вы дипломированный маркетолог? - Это были 90-е годы, тогда не принято было перебирать специальности, ища дело по душе, чтобы стать счастливым. Профессия должна приносить доход - это был основной довод в то время, когда я выбирала в вуз. На самом деле я вместе с постижением азов управления бизнесом занималась в художественной студии Татьяны Колточихиной, мастера по батику с мировым именем. Училась расписывать платки, причём вручную. Сейчас я больше сосредоточена на компьютерном дизайне с последующей печатью. В копилке художницы около сотни работ. Некоторые из них сделаны на заказ. - Семья поддерживает вас на художественном поприще? - Теперь уже да. Но на это потребовалось время, и в первую очередь мне самой. Разрешить себе профессионально заниматься любимым делом, имея другую специальность, оказалось непросто. Но зато сейчас могу сказать, что я счастливый человек. - Почему за основу взяты платки и краски для батика, а не холст и масло? - Мне нравится идея искусства в повседневной жизни. Здорово, когда картина может быть носимой вещью. - Сложно ли работать в технике батика? - Любая техника рисования проста и сложна одновременно. В создании батика есть свои особенности. Постигать их сложно, но потом это становится частью твоего мастерства. Это не только творческий, но и технологический процесс. - Помните свой первый платок? Как он выглядел? - Конечно, помню. (Смеётся.) Он до сих пор есть в моей коллекции. Это небольшой шейный платок - 45 на 45 см со свободной росписью, то есть без контура, за который краска не должна выходить. Это была большая бабочка на жёлтом фоне. Получилось мило и смешно. - Носить можно? Или эта работа слишком детская? - Носить не стыдно. (Смеётся.) Там хорошее сочетание цветов. А детскими были мои работы в 10 лет. Но это был совершенно другой батик. - Как вы выбираете сюжеты для своих картин? - Идеи приходят сами. Никогда не сидела и не думала, что же изобразить. У меня проблема не с идеями, а с наличием времени, чтобы воплотить всё, что хочется. - Сначала делаете эскизы и складываете в копилку? - Какие-то идеи приходится реализовывать именно так: делать много эскизов, дорабатывать их. Но случаются работы на одном дыхании - пришло озарение и быстро легло на ткань. - У каждого художника есть главные критики, которые первыми видят картину и оценивают её. Есть ли такие у вас и насколько их мнение для вас важно? - Самые первые критики - это моя семья. Мнение родителей, безусловно, важно. Но я очень чувствительна к критике, и близкие это знают. Как правило, они мои работы хвалят, но бывают и забавные случаи. Например, платок из цикла «Города». На нём изображена старая карта Берлина. Конечно же, она творчески интерпретирована, и на ней контуром нанесены достопримечательности города. Мне самой этот платок нравится, всем, кто его видел, - тоже, но папа сказал: «Если бы ты не сказала, что это карта, я бы не понял»... Естественно, это не путеводитель. (Смеётся.) - Что больше нравится создавать: сюжетные работы или орнаменты? - Я недавно получила высокую оценку дизайнера Александра Богданова. Он сказал, что у меня хорошее соотношение предметного и беспредметного. Я стремлюсь в своих работах сохранять баланс между сюжетом и орнаментом, сознательно ухожу от дословности. - Как долго расписывается один платок? - Примерно месяц. На самом деле это зависит от многих факторов. В поисках вдохновения - Какие идеи сейчас воплощаете в жизнь? - Сейчас делаю платок «Москва». Там прослеживается аналогия с «Берлином», всё-таки это работы из одного цикла. Мне тема городов очень нравится. Есть много платков с Омском, и хочется сделать ещё больше. К примеру, есть мысль сделать вечерний Омск в сине-жёлтых тонах. И ещё куча идей в голове, телефоне, компьютере... - Какие города уже есть, помимо Омска, Берлина и Москвы? - Баку, который появился неожиданно для меня самой - просто озарило, Барселона, Париж, Лондон, Прага, Санкт-Петербург. Из стран есть Грузия, Армения, США. - Вам нужно побывать в городе, стране, чтобы создать картину? - Было бы прекрасно - я обожаю путешествия! Хотя не всегда такое происходит. Например, платок «Грузия» появился за 10 лет до того, как я там побывала. Однажды сюжет возник в голове и не исчезал, пока не лёг на полотно. Когда приехала в Грузию, сравнила свои фантазии с реальностью - многое совпало. - Какие места в Омске вас вдохновили на создание картин? - Первый «омский» платок - сборный вариант моих ассоциаций, связанных с городом. По периметру расположились известные достопримечательности, а в центре - драмтеатр. На другом платке памятник архитектуры: доходный дом А. В. Печокас. На данный момент это единственный в Омске дом в стиле модерн, где сохранился балкон, украшенный цветным панно из керамической плитки. Мне он очень нравится. - Были неудачные работы? Какова их судьба? - Самый строгий критик - это я сама. Да, есть работы, которыми я не очень довольна. Всё, что не удалось, складируется в шкаф, переделывать нет смысла - батик не холст, краску не соскрести и ошибку не замазать. - Одна из ваших работ - «Тихие радости промышленного города» - принимает участие в выставке «Омск индустриальный» в городском музее. Это ваша первая выставка? - Далеко не первая, я принимаю участие в подобных мероприятиях с 2012 года, но для меня это всегда почётно и очень приятно. В 2018 году в этом же музее «Искусство Омска» выставлялся диптих: платок с доходным домом Печокас и шарф. Зимой 2019-го участвовала в выставке «Господин С», посвящённой дизайнерским свитерам. Также были выставки в галереях. - Индивидуальная выставка планируется? - Это не является целью номер один, но, если получится сделать персональную выставку, будет хорошо. - Ваши работы известны и за пределами Омска. Какова география распространения платков? - Платки как-то легко разлетаются по миру: многие из них есть в России, Испании, Франции, Швеции, Швейцарии, Израиле, США. Мне импонирует то, что мои работы носят... - Вы создаёте произведения искусства, но их можно носить. Вы больше художник или дизайнер? - Я предпочитаю думать о себе как о дизайнере. В моём понимании художник - это очень высокое звание, до него нужно дорасти. С другой стороны, мне есть к чему стремиться. - В дополнение к профессии маркетолога сейчас вы получаете специальность модельера, дизайнера по костюму. Есть желание создавать не только аксессуары, но и коллекции одежды? - Да, конечно. Я на пути к этому. - Платки там будут? - Обязательно. (Смеётся.) - Сложно пробиться в мир высокой моды? Насколько высока конкуренция? - Получить признание в мире высокого искусства очень сложно. Конкуренция есть везде и всегда, хотя я не знаю, кто ещё создаёт платки в такой же манере.

Картина на шее. Произведение искусства может стать аксессуаром
© АиФ-Омск