Сделаем это по-быстрому: зачем цифра идет в текстиль

Долгое время технологии на рынке fashion обогащали инновациями индустрию ритейла — умные зеркала, 3D-примерка обуви и даже виртуальные торговые ассистенты давно перестали быть научной фантастикой. Однако инновации приходят в самое сердце индустрии текстиля, где место традиционных техник производства (самая распространенная из которых — ротационная трафаретная печать) тканей обещает занять цифровая печать. О ключевых трендах мирового рынка цифровой печати по текстилю, а также о перспективах российского рынка производства тканей с точки зрения цифровизации говорили на конференции All about fashiontech в столичном Технопарке «Калибр», посвященной креативным индустриям. Цифры станет больше Цифровую печать по тканям во всем мире ожидает бурный рост — прежде всего речь идет о рулонной печати (здесь и далее данные WTiN Analytics). Если на 2018 год с помощью новой технологии было произведено 2,57 млрд кв. м текстиля, то уже к 2023 году цифра вырастет до 6,4 млрд кв. м, показав рост с 6% до 15% от общего объема рынка. Такие темпы рынок сохраняет не первый год — в среднем представители отрасли оценивают их в пределах 17-20% ежегодно. Однако растет не только доля «цифровых» тканей — производство текстиля в мире в принципе идет в рост, в том числе традиционным трафаретным способом. Если в 2018 году объемы производства достигали порядка 38 млрд кв. м, то к 2023 году они увеличатся до 42 млрд кв. м. Будут расти и объемы цифровой печати по готовым изделиям, в том числе по футболкам и толстовкам: так, цифровым способом в 2018 году было произведено 750 млн футболок, а в 2023 году их будет уже 2,3 млрд. Всему виной «быстрая» мода В числе главных драйверов цифры остается клиентский запрос на fast fashion — цифровая печать позволяет сокращать время вывода коллекций одежды на рынок (в том числе за счет близости печатного оборудования к месту продажи). Как уточнял эксперт по цифровой печати на текстиле, соучредитель журнала «Цифровой текстиль» Михаил Шпилькин, ещё несколько лет назад этот срок составлял около года; сегодня он сократился, но все равно остается излишне длинным. По словам Максима Максимова, руководителя направления цифровой печати по текстилю Konica Minolta, он может быть ускорен до нескольких недель. Однако производители выбирают цифру еще и из соображений экономии — технология позволяет производить печать, а затем и пошив по требованию, продавая лишь необходимое количество образцов. Это позволяет снизить остатки готовой продукции на складах, что остается серьезной проблемой для производителей одежды как масс-маркета, так и люксовых марок. Снизятся на складах и объемы текстиля — ведь номенклатура тканей сокращается и может быть сведена к одному виду под цифровую печать. И, конечно же, технология позволяет изменить бизнес-процессы в отрасли, например: сначала можно будет продать изображение изделия, а затем, получив деньги, произвести его под заказ. Ткани по запросу Цифровая печать уже сейчас позволяет кастомизировать ткани и готовую одежду, что лишь подстегивает темпы захвата «цифрой» рынка текстиля. Отрасль лишь повторяет путь ритейла, где персонализация становится залогом успеха (например, 71% клиентов не хотят иметь дел с компаниями, опыт общения с которыми не принес удовлетворения, что оборачивается для компаний потерями на сотни миллиардов долларов). Вместо продукции массового производства покупатель ждет индивидуальности, и в текстильной отрасли это обеспечивает только «цифра» (цифровые принтеры позволяют напечатать несколько метров ткани под заказ, в отличие от традиционных производств). Например, российская Solstudio Textile Group позволяет производить персонализированный текстиль, в том числе с точки зрения дизайна (цифровые печатные мощности расположены в технопарке «Калибр»). Как уточнила генеральный директор Solstudio Industry Елена Лялина, оборудование позволяет выполнять цифровую печать по ткани практически для всех отраслей промышленности: от одежды для fashion-индустрии и масс-маркета до военной отрасли и медицины, используя при этом как синтетические, так и натуральные ткани (последнее для России — большая редкость). Полное эко Смена технологического уклада в текстильной промышленности обещает справиться и с экологической проблемой. Традиционная текстильная промышленность остается одной из самых грязных индустрий, особенно если речь идет о развивающихся странах. Прежде всего дело в огромных объемах воды, которая задействуется в производстве и не всегда повергается затем очистке, говорит Максим Максимов. Он приводит пример текстильного производства в Италии, которое создает около 40 млн кв. м ткани в год, задействуя в том числе ротационное производство (ежедневно предприятие потребляет около 2 млн литров воды). Он также отмечает, что в развивающихся странах эти объемы значительно выше, и очистке — в отличие от Италии — они не подвергаются. Кроме того, отрасль потребляет огромное количество электроэнергии. В отличие от традиционных техник, цифровая печать по текстилю в разы экологичнее, в том числе за счет отсутствия остатков нераспроданного текстиля на складах компаний. А что в России? Цифровая печать постепенно отвоевывает место в отечественной текстильной индустрии, правда, происходит это очень медленно. Последнее обстоятельство связано как с высокой стоимостью оборудования, которое предстоит закупать за границей (например, в Италии), так и с отсутствием профессиональных кадров для работы на нем. «Мы на себе ощутили нехватку профессиональных кадров, нам не хватает сертифицированных обученных специалистов для цифровой печати», — говорит Елена Лялина. В России наибольшее развитие получила печать по готовым изделиям, прежде всего футболкам, — по оценкам Михаила Шпилькина, в стране уже насчитывается минимум тысяча единиц соответствующего оборудования. «Эта услуга доступна и востребована, в Санкт-Петербурге и Москве есть магазины, например Levi’s и Uniqlo, где можно заказать печать на белой футболке, предварительно купив ее», — говорит Шпилькин. Неплохо обстоит ситуация и с печатью по синтетическим тканям. Однако в стране практически отсутствует оборудование, позволяющее напечатать 1,5 или 10 м натуральных тканей (счет идет на единицы). Не лучше ситуация и с промышленными цифровыми принтерами по текстилю, позволяющими печатать с хорошим качеством не менее 100 кв. м ткани в час. По оценкам эксперта, всего в стране на начало года был лишь 31 промышленный принтер, из них 6 позволяли печатать на натуральных тканях и лишь один — на тканях шириной 2,4 м (именно такой размер нужен для производства постельного белья). «Вопрос, где напечатать, в России очень актуален, и зачастую он не имеет однозначного ответа», — говорит Михаил Шпилькин. Он также уточняет, что пользоваться цифровой печатью стоило бы начать еще вчера — но лучше поздно, чем никогда. Автор: Ольга Блинова

Сделаем это по-быстрому: зачем цифра идет в текстиль
© Инвест-Форсайт