Войти в почту

Маршрут великих экспедиций. Как сибиряки совершают кругосветное путешествие

Экспедицию на яхте «Елизавета», построенной ещё в цехах комбайнового завода, специально разделили на несколько этапов, чтобы современным занятым людям было проще найти время. Кругосветка и в XXI веке дело нелёгкое и небыстрое. Первый этап от Красноярска до Питера по Енисею, северным морям и Беломор-Балтийскому каналу путешественники прошли в прошлом году, за полтора месяца. После небольшого текущего ремонта - стартовал второй этап, через Европу и Атлантику. В экипаже нет «морских волков», профессиональных мореходов. Но как тогда пройти вокруг земного шара? Не страшно ли? Об этом корреспондент «АиФ-Красноярск» говорил с быть может, самым непрофессиональным моряком на яхте - участником кругосветки, известным красноярским продюсером и ведущим Максимом Антиповым. Работать не просыхая Максим Антипов: Мы вначале идём в Европу: Финляндия, Эстония, северными морями в обход Германии, Франции. Дольше всего будем в Испании, как ни странно, ждать хорошую погоду. А потом уже пойдём в сторону Бразилии. Есть план зайти в Антарктиду, к айсбергам. А оттуда уже возвращаться на родину через Австралию или Новую Зеландию, посмотрим по погоде. - А какова цель этого путешествия? Отдохнуть посреди моря? - Не отдохнуть точно, потому что вести судно через океан - тяжёлая работа. Мы хотим познать себя, свои возможности. И поддерживаем идею кругосветки маршрутами великих экспедиций. На сайте у нас есть об этом более подробная информация (marinexp.ru). - Вещи взяли обычные или покупали специальные? Как их сушить - в море ведь постоянная сырость? - В мокром, конечно, нельзя. Но наша лодка хорошо оборудована, есть возможность и вещи просушить. Плюс мы экипировались соответствующим образом, включая специальную одежду для занятий яхтингом. Она абсолютно не пропускает воду, влагозащищённая. Всё предусмотреть невозможно, но к авральным моментам мы готовы. Лично я приехал с очень большим рюкзаком и большой сумкой. Одежда и на лето, и на зиму, так как будем идти и в тёплых водах, и в холодных. Мы привыкли в 21 веке к комфорту, протянул руку - вот у тебя свежие трусы, протянул вторую - вот у тебя картошечка жареная стоит. Поэтому набирает каждый в меру своей «испорченности», а там уже будем смотреть - что оставить на берегу, места на яхте мало. Продовольственный вопрос - Кстати, о картошечке - продукты где брать будете? Магазинов в океане нет. Рыбу ловить придётся? - Именно в магазинах. По крайней мере, в Европе, где часто будем заходить в порты, в марины. Там достаточно высокий уровень удобств, если говорить про яхтинг. А вот трансатлантический переход будет долгим, месяца два. Поэтому закупимся впрок, как мы делали и на первом этапе, когда выходили из Дудинки. Мы почти месяц шли в автономном плавании, хотя иногда приставали к берегу. Но было невозможно спрогнозировать - будут ли там магазины, продукты, по какой цене. Поэтому наберём впрок крупы, сублимированные продукты, консервы. Ну и стараемся готовить на борту. Что касается рыбалки - во многих странах рыбная ловля с яхт, в движении запрещена. Хотя на яхте есть рыболовные снасти, приманки разные. Так что пробовать будем, хотя не факт, что получится. - Кругосветка, подозреваю, удовольствие не из дешёвых. Сколько денег надо на такое путешествие? - Я не знаю. Эта экспедиция - частная инициатива командора, Алексея Логинова, он её финансирует. Но вещи, без которых не обойдусь на яхте, покупаю сам. Не думаю, что в экспедиции придётся тратить какие-то значительные суммы. Ведь питанием мы обеспечены, жильём и транспортом тоже, всё это триединство в яхте. Если на берегу тратиться на развлечения или алкоголь-сигареты... Но я не употребляю ни то, ни другое. А при подготовке сколько выложил - сопоставимо со средней зарплатой. Но это такие траты, которые я сделал бы, даже не будучи участником экспедиции. Страшнее киты или айсберги? - Чего тебе больше всего хочется увидеть в путешествии? Знойную Бразилию, Австралию, ещё какие-то места? - Антарктиду, конечно. Это самая экзотическая, самая недоступная точка на маршруте, и вообще в обычной жизни. Да что в жизни! Я и в мечтах не думал, что смогу увидеть это ледяное безмолвие! И сейчас не уверен, что это случится. Ведь океан - опасная, непредсказуемая стихия. Может погода не будет нам благоволить, и мы вообще не пойдём туда. - Что касается погоды – не страшно ли попасть в шторм с волнами под 20 метров, выше яхты? - Когда не знаешь, чего бояться - не страшно. Надо просто быть готовым ко всему. Мы, например, на первом этапе встретили китов! Увидели их огромные спины, совсем рядом. Никогда не думали, что встретим в путешествии белых медведей, а попались несколько штук, тоже совсем близко! Но до сих пор не знаю, стоит этого бояться, или нет. - А какие у тебя как у члена экипажа функции? - Я по-прежнему сохраняю функции души компании! (смеётся) Взял на себя добровольно обязанности кока, ещё в первом этапе нашей экспедиции. А вообще я рулевой. Вахты на судне несут все, в зависимости от своей профессиональной принадлежности, по два человека, парами. Я и напарник сменяли каждый час друг друга у штурвала, или каждые полчаса. - Во время вахты попадались крупные суда на пути? Не страшно, что большой корабль тебя просто не заметит и раздавит? - Сейчас корабли «видят» друг друга. Во всём мире на судах действует система АИС, она позволяет опознавать соседей на маршруте - мы видим, кто идёт перед нами, кто позади - радар всё ловит, отображает. - А если вдруг компьютер выйдет из строя, и вы останетесь без средств связи? - Такое может быть, но у нас есть комплект бумажных карт, и мы умеем с ними обращаться. Будем тогда прокладывать маршрут без технических средств, требующих электричество. К тому же, по морскому праву, если вдруг что-то случится - мы имеем право зайти в любой порт как минимум на сутки. Как стать морским волком - Сколько времени и денег нужно, чтобы овладеть искусством управления яхтой? - Вот прям искусством овладеть - нужно около года. А чтобы получить права - отучиться на курсах. Есть организации, которые выдают права международного образца «Бербоут Шкипер». Это первая ступень, которая позволяет тебе управлять яхтой, и брать в аренду суда во всех странах, где это возможно. Я лет шесть назад учился, вполне подъёмные деньги были, если ты ставишь цель, и тебе это интересно. (сейчас 800-1200 евро – ред.) Тем более в Красноярске есть возможность попробовать себя в яхтенном спорте, и на крейсерских лодках походить. На Красноярском море очень хорошее сообщество парусное - так что проблем здесь не будет. Другое дело что в Красноярске это не всем интересно, очень мы удалены от акваторий морских, и климат у нас не парусный. Я в юности как раз попробовал, поучаствовал в регате на Красноярском море. С тех пор всегда к этому тянуло. Как только узнал, что есть возможность получить права в Турции - выбрал школу по интернету, по рекомендациям знакомых, поехал, отучился за три недели. Первое самостоятельное путешествие на яхте у меня там же было, когда получил «Фриборд шкипер сертификат» – я ходил вдоль берега Турции с женой с ребёнком. - А не скучно будет в путешествии? По несколько недель только ветер и море. Чем заниматься среди океана, в «переводного» играть? - Ну и в «дурака» в том числе. Хотя на яхте некогда скучать, всегда есть какие-то текущие дела. Постоянно нужно отвечать на природные вызовы, будь то смена направления ветра, изменение высоты волны. Вода, в особенности морская солёная - очень агрессивная среда. Яхта постоянно требует какого-то текущего ремонта. А на досуге - у нас есть и карты игральные, и шахматы, нарды, домино, дартс магнитный. Собрали коллекцию фильмов и электронных книг. И у нас хорошая сплочённая команда. Даже просто поговорить - пока обо всех всё узнаешь да о себе расскажешь - года не хватит! Скучно не будет. - Ты обмолвился о ремонте. Неужели и конопатить яхту приходилось? - Конопатить нечего, лодка железная. Но если вдруг надорвался парус - смайнали его, зашили, заменили, дальше пошли. Какие-то проблемы с электричеством, с подачей воды решаем постоянно. Это как обычный частный дом - постоянно требует внимания, только дом плавучий, поэтому внимания ещё больше нужно. Флотские правила предполагают запасливость, тройной запас прочности. Если у тебя есть в такелаже всего один блочок, верёвку через него перекидывать - у тебя должно быть минимум два таких же блока в запасе. Вдруг сломается второй после того, как выйдет из строя первый. На море запасливость одно из самых важных качеств. Мне кажется, люди, которые выросли и живут в Сибири очень подходят для яхтинга, потому что сибиряки - самые запасливые и продуманные! - По опыту первого этапа, что больше всего надоедает в море? - Мне настолько всё интересно, настолько по кайфу, что ничего не надоело. Наверное, рутина какая-то может достать, если вахты скучные будут. Но сколько я ни пытался себя поймать на этой мысли – ну вот что-то же должно опостылеть? - так и не надоело ничего. Я, наверное, сильно долго этого хотел, поэтому всё хорошо пока. - И всё-таки, кого ты хочешь в путешествии встретить? Ведь это наверняка будут либо обычные туристы в порту, либо обычные люди. - Будем находить необычных людей! Обмениваться с ними впечатлениями, мыслями. Рассчитываем, что встретим иностранцев, которые станут нашими проводниками в их мир. Мы хотим не только узнать их, но и чтобы они узнали о нас, россиянах, какие мы, о чём думаем и чем живём. Яхтинг великолепная возможность для общения со всем миром. Когда приходишь в незнакомую марину в новой стране - слышишь там самую разную речь. Но все люди приветливые! Даже незнакомцы там как родные. Кто-то уходит в море - проводи его, пожелай доброго пути и попутного ветра, как друга. В море есть то самое братство, которое на земле, к сожалению, уже теряется.

Маршрут великих экспедиций. Как сибиряки совершают кругосветное путешествие
© АиФ Красноярск