«Пусть он будет хоть брат самого черта – я с руками и ногами "оторву" этого человека». Представители бизнеса – о кумовстве

Евгения Тетеревлева, начальник департамента маркетинга в Payture У меня с кумовством была забавная история. Когда я только приехала в Москву и искала позицию линейного менеджера, подруга сказала, что у нее в компании есть вакансия. Но там был строгий запрет – знакомых рекомендовать было нельзя. В итоге я все-таки устроилась туда работать, и мы с подругой долго делали вид, что не знакомы, а потом публично «удивились»: «Да ладно! Ты тоже из Архангельска? Ничего себе!» – а у самих в соцсетях половина совместных фотоальбомов. По-моему, это хорошая иллюстрация абсурдности подобных запретов. Я считаю, что намного логичнее поощрять привлечение хороших сотрудников в команду, чем отслеживать, кто с кем знаком. Особенно теперь, когда я занимаю управляющую должность и вижу, как мало стоящих работников на рынке и как сложно найти настоящих профессионалов. Если мне порекомендуют классного специалиста – пусть он будет хоть брат самого черта – я с руками и ногами «оторву» этого человека и скажу спасибо за рекомендацию. Конечно, есть и другая крайность – «пристройте моего мальчика», а мальчик вообще не в теме. Тут у меня тоже был смешной кейс, когда ко мне в отдел маркетинга просился… судебный пристав, который вел мое дело. По знакомству, понимаете ли. Не взяла – ну их, такие знакомства. Сергей Барышников, сооснователь SALO Я абсолютно нормально отношусь к digital-кумовству, потому что 80% сотрудников нашего агентства пришли по вакансиям, размещенным у меня или у других сотрудников в личных профилях Facebook. В соцсетях вечно кто-то кого-то рекомендует, и, естественно, разбираться, кем – сватом, братом или просто бывшим коллегой – приходится этот соискатель, ни у кого времени и желания нет. Важно, чтобы он правильно и вовремя выполнил тестовые задания и достойно показал себя на собеседовании. Но ситуации бывают разные. Действительно, некоторые предприниматели пытаются пристроить родственников в проект. Но там, где собственники задействованы в операционке, классическое кумовство либо отсутствует как класс, либо присутствует в пределах погрешности – никому не хочется терять выстроенный своими руками бизнес из-за чьей-то некомпетентности. А там, где компанией управляют наемные сотрудники, могут встречаться разной степени запущенности случаи, которые порой приводят к печальному итогу в виде полностью разрушенного и разграбленного бизнеса. Александр Скабара, руководитель операционного блока проекта «Совесть» Практика трудоустройства «по блату» уже ушла в прошлое, освободив место новой парадигме – «по рекомендации». Вопреки стереотипному мышлению, в таком «сводничестве» нет ничего криминального, если, конечно, здесь нет подмены понятий, и специалисту в итоге также придется проходить все круги «рекрутмент-чистилища» (собеседования, тестовое задание и испытательный срок). Все, кто работал в стартапе, не раз сталкивался с ситуацией: возникает потребность в каком-то специалисте – первым делом спрашивают у знакомых, нет ли кого на примете. Зачастую за хорошую рекомендацию еще и платят, потому что: во-первых, это снижает срок закрытия вакансии, во-вторых, в эпоху соцсетей тебе точно не станут советовать человека, в чьем профессионализме не уверены, в-третьих, уровень лояльности кандидата к компании будет априори высоким. Я знаю много ситуаций, когда в команду приводили своих коллег с предыдущего места работы. Такое «сводничество» может быть вполне оправданным, поскольку за этим стоят годы совместной работы и квалификация. Но ситуаций, где протеже становится сводный брат сына соседа по даче, который вот уже десять месяцев просто просиживает на работе штаны, в бизнесе я не встречал. Инна Анисимова, директор агентства PR Partner Свежая драма «Паразиты» режиссера Пон Чжун Хо – отличная иллюстрация того, к чему приводит кумовство. Фильм о том, как небогатое корейское семейство находит работу по знакомству, получил множество наград. Кумовство – скорее отрицательное явление, потому что вы делаете выбор, опираясь не на профессиональные или личностные качества, а на родство. Здорово, если вам повезло, и человек подходит компании и соответствует ее ценностям. Но лучше не рисковать и смотреть на кандидатов более объективно. Кумовство процветало в СССР, где зачастую продвигали по службе и брали на работу «по блату» – чтобы исправить положение дел, нужно время. Однако от него страдает бизнес не только в России. В США часто говорят о семейности бизнеса с негативной коннотацией – только появившись на свет, человек становится преемником родительской компании, неважно, есть у него к этому талант или нет. Но есть и положительные моменты. Человек, выросший в семье, которая управляет компанией, будет с самого детства окружен законами предпринимательства, и, возможно, станет более подготовлен к работе ментально, чем кандидат извне. Хотя для масштабирования бизнеса зачастую нужны смелые методы, которые может дать только «новая кровь». Кумовство есть не только в крупных производствах. В малом бизнесе люди также нанимают на позиции братьев, сестер, племянников, не обращая внимания на их квалификацию. Среди них тех, кто реально учится и старается подтянуть себя к должности, – единицы. Таким бизнесам нелегко развиться – они сами закрывают себе дорогу к успеху. Юлия Савина, сооснователь агентства Vizluv У меня есть очень удачный пример человека, пришедшего ко мне по рекомендации. Мне настоятельно рекомендовали одну студентку. Было лето, и по поводу нее особых иллюзий я не питала, думала, что все ограничится сбором баз, обновлением контактов и еще чем-то не очень сложным. Но буквально за месяц эта девушка достигла просто фантастических успехов, а уже через полгода смогла вести проекты на уровне менеджера. Она до сих пор работает в агентстве, теперь это – один из самых сильных наших руководителей. Учитывая, что сегодня существует серьезный дефицит кадров, я считаю, что знакомства – один из инструментов поиска. По сути, запрос в Facebook и рекомендации друзей – это и есть кумовство и «по рекомендации». Все мои родственники и знакомые – крайне адекватные люди и всегда рекомендуют кого-то с пометкой «я слышал, что это хороший специалист, но поговори сама и прими решение», а если человек без опыта работы – то предупреждают и об этом. В любом случае я всегда стараюсь оценить потенциал человека – если не лично, то как минимум в переписке. И если он мне не подходит, а такое тоже бывает, я честно даю обратную связь. Руслан Фазлыев, CEO в Ecwid Кумовство значит, что решения принимаются на основании дружеских или родственных связей, а не достижений. Следовательно, это – по определению неоптимальные решения, которые никому не приносят пользы. Есть одно исключение: семейный бизнес, но там и модель другая – эдакая коммуна, которая в силу тесных связей реально работает. Многие друзья и знакомые часто просят устроить к себе кого-то из «своих». Я просто даю контакт HR, поскольку каждый руководитель сам себе подбирает команду. «Продавливать» кандидата я могу только тогда, когда вижу, что сотрудник по неопытности не замечает его потенциала, но и в таком случае моя задача – лишь поделиться своим мнением, решение о найме всегда за руководителем. Но однажды я все-таки сделал исключение – знакомый попросил устроить ко мне свою дочь. Я действительно был очень должен этому человеку – отказать было бы свинством с моей стороны. Но тут все было неоднозначно. Во-первых, тогда у нас была сдельная оплата труда, если бы она и устроилась – все равно бы не зарабатывала. Во-вторых, я не был готов нарушать свои принципы – нанимать только тех, кто может справиться. Вот что я сделал: нашел суперопытного ментора, оплатил его работу и поставил задачу – обучить. И набрал в группу еще соискателей, уже за их счет. В результате все, кто прошли этот курс, стали действительно хорошими специалистами. Некоторые работают у нас до сих пор – более десяти лет, а девушка, из-за которой все начиналось, в итоге все равно ушла, но для нее этот опыт стал началом блестящей карьеры – я рад, что имею к этому отношение. Марина Малашенко, HR-директор OneTwoTrip Чтобы двигаться вперед, любому бизнесу нужны хорошие специалисты. Конечно, кандидаты по знакомству могут иметь чуть больший кредит доверия, чем соискатели «с улицы», но создать сильную команду только из рекомендованных людей будет сложно. Плюсы С этими людьми ранее работали ваши знакомые или друзья, значит, риск нанять неблагонадежного человека – меньше. Кандидат еще до начала работы лоялен к компании – ему уже все о ней рассказали. Влиться в коллектив такому сотруднику будет легче – знакомые помогут адаптироваться. Минусы Если вам нужен редкий и крутой специалист, шанс найти такого среди знакомых сотрудников, а затем переманить – очень мал. Тем более если ваш бизнес расширяется и вам нужно выйти на новые рынки. Когда сотрудники больше лояльны к коллективу или руководителю, а не к компании, есть риск, что в один ужасный день от вас уйдет целая команда. Не всему можно научить. Если у вас будут работать просто хорошие люди, а не профессионалы, компании будет сложно ставить перед собой амбициозные цели и достигать их. На мой взгляд, чем меньше бизнес, тем кумовства больше и наоборот. Это связано с тем, что при росте компании повышаются требования к соискателям. Процесс отбора и найма становится более прозрачным и структурированным и «протащить» на «теплое» место человека за счет знакомств, а не профессиональных качеств будет значительно сложнее. В моей практике случались разные истории, когда кумовство и спасало, и губило бизнес. Например, в одной компании работала девушка – соседка по даче и подруга руководителя. Она объективно плохо справлялась с работой, но ее присутствие в компании все время как-то оправдывалось. Пользы от этого было мало, к тому же вся команда знала о личных связях и профессиональной непригодности этого сотрудника. А бывали случаи, когда в одной компании собирались целые семьи (несколько человек с родственными связями в разных отделах), но их работа и лояльность к компании были на самом высоком уровне. Такое «кумовство» никого в компании не смущало. Фото на обложке: кадр из фильма «Хеллбой», 2004

«Пусть он будет хоть брат самого черта – я с руками и ногами "оторву" этого человека». Представители бизнеса – о кумовстве
© RB.ru