Искусственные камни, лазер и нанопузырьки: как делают джинсы XXI века

История джинсов широко известна: в конце XIX века на Западном побережье США случилась золотая лихорадка, и для тяжелой работы в рудниках потребовалась соответствующая экипировка. Плотный деним подошел идеально. Позже из гардероба горняков его позаимствовали художники по костюмам, одевавшие в кадре Марлона Брандо и Джеймса Дина. Джинсы стирались сами и стирали различия между людьми разного возраста, пола, этнической принадлежности и общественного положения. Наступали 60-е: The Beatles, The Rolling Stones, Боб Дилан – герои молодого поколения бунтарей выходили на сцену в джинсах. Вот такой путь из рудников на стадионы и в коллекции модных брендов прошло изобретение Ливая Страусса. Несмотря на наличие всех возможных вариаций денима, «состаренные» модели с потертостями и «кошачьими усами» у карманов всегда оставались в тренде. Только если раньше подобная «кастомизация» занимала годы, так как проходила естественным путем, или же требовала мастерства и смекалки (а также пары часов работы наждачной бумагой и ножницами), то сегодня большинство «винтажных» джинсов на полках магазинов просто несколько раз стирают и проводят через химическую обработку. По подсчетам редакции, каждый год в мире продается 1 240 000 000 пар джинсов, а на полный цикл производства каждой (в зависимости от модели) нужно 3,5 тысячи литров питьевой воды (просто напомним, что на днях в Исландии похоронили 700-летний ледник). Следующая проблема – опасный ручной труд, так как те самые «усы» делают при помощи реагентов. Результат зависит от отдельного мастера, и гарантировать одинаковое качество рисунка, имитирующего складки, невозможно. Есть своя ирония в том, что для производства самой практичной одежды на свете требуется столько нерациональных действий. В 2016 году в Калифорнии компания Fast Retailing открыла Инновационный центр по разработке джинсов. Современный деним вернулся на родину и к своей оригинальной философии: демократичности и комфорту. Мы узнали, как Fast Retailing соблюдают принцип sustainability, и спросили у Юкихиро Нитты, старшего вице-президента по устойчивому развитию Fast Retailing, о том, какие еще шаги делает группа на пути к 100% этичному производству. Высокоэффективные стиральные машины Создание одной пары джинсов можно уложить в 5 этапов: Выращивание хлопка Прядение и окрашивание Ткачество Пошив Стирка и отделка Ни на одном из них не обойтись без воды. Надо вырастить хлопок, спрясть из него нити, покрасить их в цвет индиго и постирать после финальной отделки, чтобы придать им характерные потертости. Тонны воды сливают, но даже повторное ее использование не самый эффективный способ улучшить ситуацию. На фабриках, сотрудничающих с Uniqlo, минимизируют вред для окружающей среды посредством стиральных машин, работающих на комбинации двух технологий: нанопузырьков и озоновой очистки. Джинсы в них не намокают, так как в процессе используется только 10% от прежде необходимого объема воды. Экокамни Для финальной стирки в барабан машин на традиционных фабриках обычно кладут пемзу или кусочки булыжников. Через некоторое время они стираются в порошок и требуют замены. Учитывая то, что сегодня мы печатаем на 3D-принтерах даже человеческие органы, использовать в производстве искусственные камни оказалось до гениального простой и невероятно удачной идеей. Вместе с другими экотехнологиями этот шаг позволил Fast Retailing сократить расход воды до 99%. Лазеры с компьютерным управлением Они нужны для финальных штрихов в процессе «состаривания» вместо наждачки, которой работники втирали в ткань активные вещества. Сегодня складки и потертости имитируют следующим образом: дизайнеры создают наиболее красивый и естественный рисунок, который передается на станок и затем воссоздается на определенной модели. Вот еще несколько способов понять, что бренд стремится к 100% устойчивому производству Членство в некоммерческом объединении Sustainable Apparel Coalition (SAC). «Fast Retailing Group 4 года пользуется разработанным SAC индексом Хигга – с его помощью внутри индустрии мы определяем стандарты устойчивого производства и оцениваем свою работу». Партнерство с Better Cotton Initiative (BCI) – общественной организацией, контролирующей устойчивое производство хлопка и Canopy. «Через 5 лет мы планируем использовать сырье только из США и Австралии, прошедшее сертификацию BCI. Мы с Canopy постоянно реализуем совместные проекты по сохранению лесов, которым вредит производство вискозы и района. Например, ищем альтернативные материалы, не оставляющие такого отпечатка на экологии». Строгий контроль за происхождением сырья. «В производстве популярных пуховиков Uniqlo нам важно отслеживать весь путь сырья. Сегодня мы работаем над тем, чтобы все поставщики были сертифицированы RDS (Responsible Down Standard)». Запрет на использование натурального меха. «Fast Retailing не использует не только натуральный мех, но и мериносовую шерсть, которая получена путем мьюлесинга (жестокая процедура, во время которой у животных удаляют участок кожи. – Прим. ред.), а в 2020-м откажется от мохера».

Искусственные камни, лазер и нанопузырьки: как делают джинсы XXI века
© Harper’s Bazaar