Арт-обозреватель Ольга Серегина: «В искусстве не так важно понять, как почувствовать»

О стереотипах в искусстве, защите экологии и осенних выставках – интервью с московским арт-обозревателем Ольгой Серегиной. Арт-обозреватель Ольга Серегина: «В искусстве не так важно понять, как почувствовать» Valeria Vorobieva WW. Какие настроения царят в мире искусства перед началом осеннего сезона? В Москве независимо от сезона большое количество арт-событий. Конечно, все ждут осени, но уже сейчас проходят выставки, на которые стоит обратить вынимание. Это и Пушкинский музей с двумя грандиозными проектами «Щукин. Биография коллекции» и «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное», и Новая Третьяковка с первым проектом в Западном крыле «Свободный полет». В ММОМА на Петровке проходит первая в России персональная выставка испанского художника и скульптора Жауме Пленсы. Это исключительная возможность увидеть работы знаменитого мэтра. А на Гоголевском бульваре заканчивает свою работу выставка Ивана Горшкова, имя этого представителя «воронежской волны» хорошо известно в современном российском искусстве. Интересными и востребованными остаются арт-кварталы – Винзавод, ЦТИ Фабрика, ARTPLAY. Арт-обозреватель Ольга Серегина: «В искусстве не так важно понять, как почувствовать» Valeria Vorobieva WW. Какие проекты на слуху, что сейчас «модно» посещать? Сейчас актуальной и по-хорошему «модной» является тема экологии, защита окружающей среды. Растет осознание того, что мы единое целое с окружающим миром и этот мир вокруг нас очень уязвим. Об этом проект с широкой параллельной программой – «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100», представленный в Музее «Гараж». Масштабы проекта поражают: на его реализацию отдано все пространство музея, в нем участвует более 50 авторов из России и со всего мира и продлится он до 1 декабря 2019 года. Сейчас актуальной и по-хорошему «модной» является тема экологии, защита окружающей среды. Многие галереи сейчас проводят аукционы современного искусства, и это тоже модная тема. АртЛитфонд на Винзаводе проводит аукционы современного искусства на регулярной основе, часто на торги приходят авторы выставленных на продажу работ. Посещать их интересно, часто цены очень демократичные. Вспоминается один случай, который произошел со мной на аукционе. BORSCH Gallery в новом Культурном пространстве «Депо» проводила аукцион современного искусства в рамках проекта «ART Лихорадка». Миссией проекта галерея среди прочего заявила развитие культуры коллекционирования. Я расценила это как дежурную фразу, красивые слова и ничего более. Моя знакомая в тот вечер не успевала к началу, а приехав, вбежала в зал, глаза горят, кричит: «Картина, моя картина!», я очень удивилась, спрашиваю: «Ты разве пишешь? Твоя картина продана?» А она мне со счастливой улыбкой: «Да. Нет! Моя подруга по моему поручению сумела купить мне картину. Она моя, она мне была так нужна». Я такого полного и искреннего, абсолютного счастья давно не видела. Так была за нее рада. Так что да – такие посещения могут быть просто интересными, а могут привести к увлечению и к страсти коллекционирования. Ведь и коллекция Щукина с чего-то начиналась. WW. Что важнее: масштаб выставки или ее уникальность? Для меня выставки делятся на две группы: макро- и микроуровня. Первая – это главные выставки года в крупных институциях, масштабные проекты. Они анонсируются заранее, требуют огромной работы от музеев, их ждут, о них говорят, и они становятся культурным событием страны. Как, например, сейчас в Третьяковке – «Илья Репин» или «Эдвард Мунк». Это когда друг у друга спрашивают не «Пойдешь или нет?», а «Когда пойдешь?». Вторая – это те выставки, которые могут быть совсем не массовыми, их не освещают широко СМИ. Но эмоционально такие проекты глубоко трогают вас, они интересны по поднимаемой теме или форме высказывания. Лично меня больше увлекает эксперимент, уникальность, смелость, индивидуальность, чем уровень мастерства, которое всегда можно отточить. Арт-обозреватель Ольга Серегина: «В искусстве не так важно понять, как почувствовать» Valeria Vorobieva WW. Перформансы, инсталляции, выставки – какие советы вы можете дать, чтобы не заблудиться в этом разнообразии? Как выбрать для себя идеальный вариант? Во-первых, я думаю, идеального варианта нет. И было бы ужасно, если бы он был. Во-вторых, универсального совета: «Перформанс или выставка», – дать вообще невозможно. Это как советовать идти слушать только джаз или оперу. Здесь каждый определяет для себя. Единственный совет – не делать выводы о своих вкусах и предпочтениях по одному перформансу или одной инсталляции. Здесь, как и во всем, важна «насмотренность». Часто в современном искусстве важна идея, интеллектуальное осмысление, а это требует работы от зрителя: надо вникнуть в замысел автора, в ход его мысли, проблематику – тогда станет интересно то, как автор раскрывает эту тему. В искусстве не так важно понять, как почувствовать, потом, может быть, на этом эмоциональном фоне заработает мысль. И не уходите в дебри терминов, определений, характеристик – искусство всё-таки не свод правил, а один из способов познания. Какой смысл «познавать», если тебе уже навязали рамки, правила и приклеили ярлыки? Арт-обозреватель Ольга Серегина: «В искусстве не так важно понять, как почувствовать» Valeria Vorobieva WW. Поделитесь своим списком молодых арт-пространств, которые стоит посетить? Сейчас идет становление «новых» площадок – это Западное крыло Новой Третьяковки, где будут представлена постоянная экспозиция и временные выставки Московского музея дизайна, открытие которого состоится в октябре; Гостиный Двор и Cube Moscow. Гостиный Двор преображается и берет на себя функцию условного «приемника» ЦДХ* для галерей. Арт-пространство Cube Moscow на Тверской работает с весны, среди резидентов есть и опытные галереи и совсем молодые. Регулярно в Cube происходит Арт-викенд – смена экспозиций в работающих там галереях. Единственный совет – не делать выводы о своих вкусах и предпочтениях по одному перформансу или одной инсталляции. WW. А что насчет крупных музеев? Чем они смогут удивить нас этой осенью? Третьяковская галерея откроет крупные выставочные проекты: ретроспективу Василия Поленова, приуроченную к 175-летию со дня рождения художника, и «Авангард. Список № I», посвященный 100-летию Музея живописной культуры. В Новой Третьяковке будут представлены выставки современного искусства: «Николай Наседкин. Нефть. Личная история», «Очень важное сообщение» и «Геометризмы». Арт-обозреватель Ольга Серегина: «В искусстве не так важно понять, как почувствовать» Valeria Vorobieva WW. Поговорим об арт-фестивалях и ярмарках. Что делает такие проекты уникальными? Обычно фестивали проводят на регулярной основе, уникальным их может сделать только состав участников. Их великое множество, больше всего театральных и музыкальных. Совсем недавно прошел 1-ый Московский Международный фестиваль современного искусства EverArt Weekend. В нем приняли участие галереи, были созданы городские арт-объекты, перформансы, даже арт-баттл между художниками. Это хороший опыт популяризации современного искусства. Традиционно осенью проходит Cosmoscow – Международная ярмарка современного искусства, где можно познакомиться с тенденциями арт-рынка. В этом году, например, секция Focus представит галереи из Италии, в рамках спецпроекта будет показана выставка «Глазами коллекционера» – работы из частных российских собраний. Осенью проводят и другую международную ярмарку – Российский Антикварный Салон. В этом году юбилейный 45-й Салон будет проходить в Гостином дворе. Отличительной чертой этой Ярмарки является широкий международный состав участников, высокое качество выставляемых произведений и богатое разнообразие произведений искусства и дизайна. Арт-обозреватель Ольга Серегина: «В искусстве не так важно понять, как почувствовать» Valeria Vorobieva WW. Какие осенние выставки вы планируете посетить в первую очередь? Интересных проектов очень много, мы уже говорили о том, что можно увидеть в главных музейных институциях. Помимо них посетите ММАМ, где всегда большое разнообразие выставок. Например, этой осенью покажут первую музейную выставку в России знаменитого британского художника и дизайнера Филипа Колберта. Музей русского импрессионизма представит выставку «Импрессионизм и испанское искусство». Фонд RuArts вообще объявил об открытии нового большого пространства для показа собственной коллекции в районе Арбата. Все галереи постоянно делают выставки, что-то нравится больше, что-то меньше, заранее не предугадать, в этом и интерес – увидеть, ощутить – приятные личные открытия случаются всегда. Арт-обозреватель Ольга Серегина: «В искусстве не так важно понять, как почувствовать» Valeria Vorobieva * Центральный дом художника (ЦДХ) — в прошлом самая известная выставочная площадка в России, с марта 2019 года полностью принадлежит Третьяковской галерее. Фото: из личного архива Ольги Серегиной

Арт-обозреватель Ольга Серегина: «В искусстве не так важно понять, как почувствовать»
© Westwing