От снятия мерок до примерки балериной: как производят пуанты на московской фабрике
17 сентября состоится сбор труппы Большого театра. Артисты выйдут с каникул и вернутся с триумфальных гастролей за рубежом. Балетную часть репертуара Большого открывает «Лебединое озеро» на Исторической сцене 21 сентября. В преддверии 244-го сезона «Вечерняя Москва» знакомит читателей с московской фабрикой пуантов и балетных костюмов, которая известна во всем мире как продолжатель русских традиций изготовления балетной обуви. Танцовщицы стран бывшего Восточного блока называют свою обувь не пуанты, а «гришковки» (от названия российской компании-производителя пуантов. — «ВМ») настолько она там прижилась, что стала именем нарицательным. Корреспондент «ВМ» побывала на уникальном производстве и посмотрела процесс рождения пуантов от снятия мерок и до примерки готовой обуви солисткой Большого театра. Толпою нимф окружена Кто и когда поставил танцовщицу на кончики пальцев, история умалчивает. Но считается, что первой революцию в танце произвела итальянка Мария Тальони, станцевав всю партию на пальцах без поддержки тросов в балете «Зефир и Флора» на сцене Лондонского театра Ковент-Гарден в 1830 году, хотя танцовщицы поднимались на пальцы задолго до нее. Чуть раньше появились первые пуанты — свои атласные балетные туфли Мария сделала с мягкой подошвой и штопанными носками. Легенда гласит, что папа Марии был суровым педагогом с палкой и заставлял ее подниматься на кончики пальцев без всяких пуантов. И только потом изобрели стакан для туфель, который держит стопу. Первой русской танцовщицей на кончиках пальцев стала воспетая Пушкиным в «Евгении Онегине» танцовщица Санкт-Петербургского балета Евдокия Истомина: «Толпою нимф окружена стоит Истомина. Она…» Сейчас на кончиках пальцев танцуют все балерины (иногда и танцовщики), а в балетные школы отбирают, учитывая мышечный корсет, гибкость и форму костей — как стопы, так и всего тела. Держаться на сцене в такой неестественной, но красивой позиции помогают пуанты — атласные туфельки с усиленным мыском. В месяц балерине нужно примерно 2–5 пар балетной обуви, а приме-балерине больше — ведь за один спектакль артистка балета пробегает примерно 11 километров. Разница между нынешними пуантами и обувью 50–70-летней давности большая. Казалось бы, та же форма, тот же атлас, те же ленточки и пятачок, но стопы изменились, танцовщицы стали выше, поэтому форма пуантов тоже поменялась. Обувь без молотка Раньше считалось, что мозоли и стертые в кровь ноги — признак большой работоспособности балерины. — Подобные истории происходят от того, что артистка не смогла подобрать себе удобную обувь, — говорит первая солистка Большого театра Анна Тихомирова. Балерина приехала на фабрику примерить заказанные индивидуальные пуанты. У нее ровные и красивые стопы. С трудом верится, что эти ноги много лет крутят пируэты на сцене. — Помню, раньше мы новые пуанты разбивали молотком, чтобы стакан, удерживающий стопу, был мягче. Сейчас этого не требуется. Нужна одна репетиция в новых пуантах, чтобы они подстроились под форму стопы, и можно идти на сцену, — говорит Анна. Узнать секрет изготовления российских пуантов, которые позволяют продлять профессиональную молодость наших балерин, мы напросились в святая святых — на производство танцевальной обуви в здании бывшего завода «Серп и Молот». В нем множество цехов — раскройный, швейный, цех по сборке, сушильная камера, цех по варке клея… А также отдел технического контроля (ОТК). Снятие мерок Фабрика производит порядка 300 тысяч пар пуантов в год, экспортирует почти в 80 стран мира. По словам директора по производству Дмитрия Воронова, для массового выпуска используется 5 разных колодок и 28 моделей. Модельный ряд состоит из 12 тысяч вариантов — и это только стандартные размеры. У профессиональных танцоров свои требования и свои индивидуальные мерки стопы. Помогает подобрать пуанты фиттер, который не только прекрасно знает ассортимент, все особенности производства и то, как пуанты должны сидеть на ноге, но и учитывает все пожелания балерины — какую партию будет танцевать артист, какова продолжительность спектакля. Так, фиттер прима-балерины Большого театра Анны Тихомировой Юля Охриц понимает, что нужно клиентке, так как сама выпускница той же московской хореографической академии, что и Анна. — Общее понимание того, что эстетика танца и эстетика линии ноги в пуанте важны для артиста. А потом уже детали, — говорит Юлия. Балерина подтвердила, что приятно работать с человеком, который сам танцевал и разговаривает с тобой на одном языке. Чтобы сделать индивидуальную колодку, ступня балерины обрисовывается на листе бумаги, снимаются мерки — длина, полнота. От точности измерений зависит удобство обуви и безопасность. Ведь когда балерина приземляется в прыжке, то на кончики ее пальцев приходится сильный удар. Раз в год рекомендуется обмерять ногу — ведь стопа постоянно меняется. До 25 лет стопа растет. При этом постоянно усиливается мышечный корсет, от чего зависит жесткость пуантов. Многослойный «торт» Описать словами весь процесс производства сложно — пуант собирается одновременно в нескольких цехах. — Готовый пуант проходит через 62 ручные операции. Это сложное ручное производство, у каждого мастера своя задача, — поясняет директор производства, провожая в каждый цех. Начинается сборка пуанта с подошвы, которая делается из цельной кожи крупного рогатого скота или, по заказу, из целлюлозы. Второй цех — раскройный. В раскройном цехе мастерица электронным сабельным ножом обрезает каждую выкройку пуанта. Тканевые ножи позволяют кроить сразу 60 слоев, а это тканевый «торт» высотой почти 10 сантиметров. Из деталей потом соберут и сошьют заготовку пуанта, которую затем натянут на колодку. После колодку передадут мастеру, который сделает коробочку, прикрепит стельку и заложит складки. На пуанты идет пять видов дышащих натуральных тканей. — Атлас мы получаем из Чехии, специального запатентованного цвета. Свечение атласа должно быть таким, чтобы пуанты визуально удлиняли ногу балерины и не бликовали, — пояснил директор фабрики. В швейном цехе мастерицы сшивают заготовку пуанта и соединяют вместе детали подошвы и верха. Их руки мелькают туда-сюда, выворачивая заготовку. Приветливая бригадир швейного цеха Ольга Монахова работает на фабрике 27 лет, а всего шьет пуанты 37 лет! Она еще помнит те времена, когда пуанты делал один мастер и к ним в цех приходили знаменитые балерины. — Я начала шить пуанты с 18 лет, с тех пор технологии сильно изменились, усложнились. Например, раньше мы шнур в окантовку не вставляли, — рассказывает бригадир, быстро-быстро, почти не глядя, пуская строчку. После швейного цеха нас встречает цех по сбору «коробочки» — одно из тех мест, где творится волшебство. Коробочкой сотрудники фабрики называют тот самый стакан, который помогает держать балерину на кончиках пальцев. Коробочка собирается из нескольких слоев отбеленной бязи и разной плотности мешковины, или джута. Мастер промазывает каждый слой специальным клеем. Клей варится в другом цехе, в больших чанах. Секрет клея держится в тайне. Клей съедобный, из декстрина. Крахмал покупают высшего качества. Клей не застывает 45 минут. За это время мастер успевает собрать коробочку. Когда коробочка сформирована, все детали сшивают прочными нитками. Зачем так сложно, почему не сделать стакан из пластика? — Пуанты из натурального материала «дышат». Пластик очень вреден для здоровья ног, — поясняет директор производства. Дело в том, что во время танца у балерины меняется нагрузка на мышцы, что и держит их в постоянном тонусе. Пуанты из натурального материала «проживают» танец вместе с балериной. А в пластиковых пуантах нет полноценной смены нагрузки, переменной поддержки стопы. Мышцы атрофируются, кости деформируются, повышается риск травм. Пластиковые пуанты нельзя носить балеринам до 20 лет, так как метатарзальные кости стопы формируются и крепнут вплоть до 23 лет. Также пластик не дает дышать стопе, а ведь во время выступления кожа стоп в первые 3 минуты выделяет до 6 граммов пота. В некоторых моделях технологи фабрики придумали ткань внутри пуанта обрабатывать частицами серебра. Держать баланс В самом шумном цехе мастера выворачивают заготовку пуанта с изнанки на лицевую, одевают на коробочку и вручную околачивают специальным сверхгладким молоточком (пробойником), чтобы они имели однородную фактуру и определенную форму. Один из самых опытных в цехе мастеров, Сергей, до этого собирал электронные детали на предприятии. После того как Сергей околотил пуант, он демонстрирует баланс: ставит обувь на пятачок — и та не падает! Это проверка того, что околачивание произведено правильно. Размер пятачка пуанта — 2,5 квадратного сантиметра, что почти в 2 раза меньше спичечного коробка. Последний этап производства — атласные пуанты помещают в сушильную камеру с определенной температурой. Количество градусов — коммерческая тайна. Известно только, что «выпекаются» пуанты ровно 12 часов. Если передержать, то клей превратится в печенье. Доступ к камере имеет только ограниченный круг лиц. После камеры пуанты идут в отдел ОТК, где придирчиво рассматривают обувь — любая погрешность в мерках, пятно или другая мелкая ошибка, и товар могут забраковать. Чтобы создать один пуант, нужно соединить 55 деталей, произвести более сотни технологических операций… Всего на производстве пуантов трудится порядка 70 мастеров. За день каждый мастер создает девять пар пуантов. — Готовых специалистов по изготовлению пуантов на рынке нет, всех мастеров мы вырастили сами, — поясняет Дмитрий Воронов. Владелец фабрики Николай Гришко рассказывает, что если при отборе сотрудников выясняется, что человек имел дело с лепкой из глины, скульптурой, работой с деревом, то ему подойдет работа на фабрике. В одном из цехов работают слабослышащие мастера. Считается, что у них более высокая чувствительность рук, лучше ощущение пространства и моторика пальцев, что очень важно, когда нужно закладывать на коробочку складки из атласа. Но глядя на то, как ловко управляются рядом с инвалидами здоровые люди, понимаешь, что, скорее всего, фабрика просто социально поддерживает инвалидов. А что же сами балерины думают про свою основную сценическую деталь костюма? Приехавшая на примерку обуви на фабрику балерина Анна Тихомирова поясняет: — Заказываю пуанты в зависимости от партии, которую нужно танцевать. Если в партии много прыжков, то беру помягче, так как важно тихо приземляться. Солистка призналась, что раньше сама обшивала пятачок, а сейчас только пришивает ленточки. Купленные пуанты она сначала попробуетна репетиции, а затем выходит в них к зрителям. На вопрос, правда ли, что на один спектакль может уйти несколько пар пуантов, Аня ответила, что это действительно так. — Зависит от подъема и крепости стопы балерины. Если у балерины стопа слабая и большой подъем, то пуант подвергается большей нагрузке. Мне хватает одной пары, — рассказала Аня. А часто меняют пуанты балерины не от сноса, а от того, что обувь быстро загрязняется канифолью со сцены. Первая солистка Большого театра примеряет новые пуанты и остается довольна. В них она выйдет на сцену в партиях Жизели, Китри, Манон Леско и многих других. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Наталия Касаткина, балетмейстер, художественный руководитель Государственного академического театра классического балета Н. Касаткиной и В. Василева: — Когда я стала солисткой Большого театра (1954–1976 годы), у меня появилась личная колодка и чудесная бабушка-мастерица, которая шила мне туфли на каждую ногу. Знаете, как она работала? Приходила на мой спектакль, ложилась в кулису на сцене Большого и смотрела, как я стою на пальцах. И потом вносила какие-то исправления в обувь. Когда я ушла из театра, девочки в моих туфлях с удовольствием танцевали, потому что они были выполнены изумительно. Но бабушка ушла на пенсию. Новый мастер в театре сшила мне такие пуанты, что после спектакля левая туфелька была полна крови из-за лопнувшего ногтя. У нас левая нога опорная, посмотрите Белое адажио второго акта «Лебединого озера», там все на левой ноге. Потом выяснилось, в новых пуантах была неправильно приклеена маленькая кожаная подметочка «подскок». Пришла к мастеру, говорю, что-то не так с туфлями, а она мне грубо: «я все делаю по вашей колодке». Тогда я пошла в архив театра, взяла старые туфли и до самого последнего дня карьеры в Большом танцевала только в той обуви, которую мне сшила та замечательная бабушка. У меня до сих пор хранятся ее туфельки, в которых я танцевала балет «Тристан и Изольда». Шло время, у нас появились «гришковки», которые подошли большинству балерин. Это потрясающие мастера, которые напоминают мне мою бабушку-мастерицу. Мне нравится тонкий носок, когда на стопе можно медленно подняться, как бы взлететь. У этих пуантов все это присутствует. Есть и другие хорошие зарубежные компании. Но у наших еще и правильный творческий подход. Вот почему я говорю, что «гришковки» — это продолжение русских традиций изготовления балетной обуви и костюмов. Читайте также: Анастасия Волочкова: Я сейчас влюблена, жизнь без любви невозможна