Войти в почту

Попасть на полку: как работает рынок сбыта фермерской продукции на Кубани

Последние годы в крупных городах растет спрос на натуральную фермерскую продукцию. Приобрести ее сегодня можно уже не только на рынках, но и в торговых сетях. В Краснодарском крае выход в крупные торговые сети фермерам дается нелегко. Развивать это направление сбыта продукции, по словам участников рынка, мешают, отсутствие необходимого количества складов, недостаточное развитие логистических технологий, более высокая себестоимость по сравнению с импортными товарами и др. Проблемы рынка сбыта местной продукции, а также пути их решения обсудили в ходе круглого стола в пресс-центре РБК Краснодар. Участие в мероприятии приняли представители краевой администрации, министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности региона, малых и средних фермерских хозяйств региона, а также торговых сетей «Магнит» и «Табрис». Фермеры о проблемах фермеров По мнению председателя Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельскохозяйственной продукции Краснодарского края Виктора Сергеева, одной из значительных проблем развития рынка сбыта местной продукции является формирование выгодной для производителей оптовой и розничной цен на товары. Так, по его словам, зачастую обремененные кредитами и обязательствами перед поставщиками фермеры вынуждены сбывать свою продукцию перекупщикам по цене ниже себестоимости. Решение этой проблемы Сергеев видит в создании кооперативов. «К примеру, приезжают перекупщики и говорят фермеру, что возьмут у него картошку по 10 рублей при ее себестоимости в 15-18 рублей, и он вынужден согласиться. А когда эти перекупщики приедут к одному, второму, третьему фермеру, которые скажут, что у них кооператив, тогда они и примут условия фермеров по цене», - считает Сергеев. Глава ИП «Сады Рыжевских» Юрий Рыжевский, занимающийся выращиванием винограда и персиков, также отметил необходимость формирования в регионе ценовой политики на рынке сбыта. Продукты местного производства, по его словам, имеют более высокую себестоимость по сравнению с импортными, которые представлены, в том числе в торговых сетях. «Если мы будем продавать по заведомо убыточным ценам, значит, производства не будет. Наша продукция превышает стоимость фруктов, которые, например, завозит Иран, Турция. Потому что там другое налогообложение, инфраструктура. Здесь должен быть выработан компромисс совместно с торговыми сетями, крупными, средними и мелкими хозяйствами, чтобы заходить в сети на нормальных условиях», - отметил Рыжевский. Об этой же проблеме заявил и глава КФХ «Емелева» Игорь Емелев, занимающийся овощеводством и животноводством. «К примеру, начинается сезон картошки. Первым на рынок завозится азербайджанский картофель, мы ждем, пока его распродадут. Закончился Азербайджан и нам остается то, что остается. Если у них очень хороший урожай, может вообще ничего не остаться, потому что у нас себестоимость больше. Если в Москве, к примеру, это механическая работа – там себестоимость меньше, у нас все ручная работа, соответственно себестоимость картофеля выходит не меньше 10 рублей, а на рынке она падает до 7 рублей. Кто будет регулировать рынок? Вот в чем вопрос», - сказал глава крестьянско-фермерского хозяйства. По мнению фермеров, помочь в этой ситуации может установление на рынке сбыта региона фиксированных цен на определенную продукцию или ограничение на короткий период поставок овощей и фруктов из-за рубежа в момент созревания соответствующего урожая в России. «Например, в Израиле в момент созревания продукции, они закрывают свой рынок, пока местные производители не реализуют свой товар. Конечно, мы не закроем все потребности, но стимулировать нашего производителя надо. К примеру, в момент созревания виноградников в России, мы приблизительно знаем, какие объемы реализуются, хотя бы на эту часть. А не так, чтобы сезон винограда пошел в Тамани и в это же время с Турции приходит баржа с виноградом в порт Кавказ», - отметил Рыжевский. Среди обозначенных местными производителями овощей и фруктов проблем также нехватка рабочей силы. По словам фермеров, основную часть рабочих на полях составляют иностранцы, однако постановление правительства от 2019 года снижает допустимую долю иностранных работников от общего количества трудящихся в организации. «Без иностранной рабочей силы на полях нам делать нечего, потому что местное население не ходит работать в поле практически. В основном работают иностранцы, а с ними работать каждый год тяжелее, потому что большие средства расходуются на патенты, налоги, билеты, оформление и все обслуживающее вокруг них. Нам становится не выгодно с ними работать, а с кем тогда работать? Плюс постановление правительства в этом году о допустимой доли иностранных работников, сколько работает русских работников - 50% от них мы только имеем право нанять иностранцев», - сказал глава КФХ «Емелева». Особенности сотрудничества с сетями Как отметили в ходе встречи фермеры, небольшим производителям действительно непросто попасть на полки крупных ритейлеров. Для сетей важен целый ряд критериев для продукции, который касается не только ее качества, но и товарного вида, скорости доставки и др. Малый бизнес зачастую оказывается не готов к такому сотрудничеству из-за нехватки складских ресурсов или сложностей в логистике. Кроме того, у фермера может не оказаться такого объема продукции, который требуется для крупных торговых сетей. По словам директора Южного округа сети «Магнит» Михаила Коляго, чтобы облегчить вход малого бизнеса на территорию крупного ритейлера, сеть идет навстречу фермерам в решении разных вопросов. Так, «Магнит» индивидуально работает с малыми предпринимателями и позволяет небольшим предприятиям загружать своей продукцией всего несколько определенных магазинов сети. «Сейчас у нас в портфеле порядка 300 местных поставщиков, они составляют более 30% локального ассортимента у нас на полке, в Краснодарском крае – это большая доля. Местный производитель у нас представлен, вместе с тем мы понимаем, что есть небольшие предприятия, у которых есть ограниченный объем, и они не смогут покрыть даже потребности Южного округа, который составляет 2 тыс. 700 магазинов - это огромный объем ежедневной бесперебойной доставки. Поэтому, здесь мы работаем индивидуально. Есть варианты при небольшом объеме поставлять продукцию прямо в определенные магазины, мы с этим тоже работаем. Мы заинтересованы в работе с местными производителями», - отметил он. Михаил Коляго также рассказал об опыте открытия первой фермерской витрины в магазине «Магнита» на улице Ставропольской. По его словам, данный формат показывает положительные результаты и становится востребованным у покупателя. «Сейчас опыт фермерской лавки очень хороший, она объединяет продукцию 12 фермеров от сыров до колбасной продукции, плюс ассортимент расширяется. И люди уже начинают привыкать, если говорить по цифрам – продажи из месяца в месяц прирастают порядка на 15%, на этот формат находится свой покупатель. При этом основной бизнес гипермаркета практически не конкурирует с ним, это два взаимодополняющие подразделения. Такие направления мы будем и дальше развивать», - добавил он. В свою очередь директор по маркетингу торговой сети «Табрис» Анастасия Черненко отметила, что компания изначально была ориентирована на работу с местными хозяйствами. При этом по некоторым категориям сеть полностью отказалась от импорта в пользу товаров местного производства. «Несмотря на то, что эта специфика очень сложная, начиная от документооборота и заканчивая упаковкой, даже несмотря на эти вещи, мы развили многих поставщиков, они стали самостоятельными у них появились классные линейки. По данному направлению у нас большой опыт, и мы будем его продолжать. Мы работаем индивидуально с каждым фермером, это требует большого внимания, и мы в этом заинтересованы, так как для нас это предложение для покупателей», - отметила она. Черненко также добавила, что есть определенные сложности в формировании цены на фермерскую продукцию, поскольку она учитывает и расходы сети: логистические, арендные, зарплаты сотрудникам и т.д. «И здесь, конечно же, рынкам по этой цене можно проигрывать. Но есть масса других преимуществ, потому что покупатель тоже ценит свое время, например, не все могут поехать на рынок. Поэтому мы работаем как сеть над тем, чтобы объяснять покупателям ценность продукции», - отметила она. Что помогает торговле? Как отметил начальник управления развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации регионального министерства сельского хозяйства Михаил Трубилин, местные власти уделяют расширению рынка сбыта фермерских товаров большое внимание. В частности, с 2017 года реализуется такая мера поддержки как гранты сельхозпотребкоооперациям. По словам представителя ведомства, сейчас такие кооперации являются приоритетным направлением в области АПК, на их развитие ежегодно выделяется порядка 500 млн рублей. Объединяясь, отметил Трубилин, фермеры получают возможность доводить свою продукцию до соответствующего товарного вида, который, в свою очередь, играет большую роль при работе с торговыми сетями. «Мы пытаемся объяснить представителям малых форм хозяйствования, что сегодня будущее стоит за кооперацией, надо объединяться, налаживать переработку, чтобы производимая продукция была доведена до конечного потребителя в хорошем товарном виде: помытая, упакованная, за приемлемую цену. До 70 млн рублей выделяется на приобретение оборудования, техники, строительство производственных объектов для хранения и переработки продукции. У кооперативов появляется возможность хранить, мыть, фасовать, - сказал Трубилин. - Взаимодействовать с торговыми сетями сейчас сложно, они выставляют жесткие условия. Но у фермерских хозяйств есть возможность объединиться и доводить продукцию до хорошего товарного вида». Представитель ведомства добавил, что в ближайшее время планируется реализация регионального проекта поддержки фермеров и развития сельской кооперации, который предусматривает мероприятия, направленные и на сбыт продукции. В свою очередь заместитель руководителя департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя региона Александр Кузнецов рассказал, что в крае активно развивают и другие каналы сбыта фермерской продукций, в их числе рынки-ярмарки. «Есть разные форматы ярмарок, например придорожные, сегодня их открылось порядка 370. Это наиболее востребованный формат для туристов, приезжающих в регион. С каждым годом он становится популярнее, количество этих ярмарок увеличивается. 80-90% реализуемой на них продукции выращено в крестьянском фермерском или личном подсобном хозяйствах», - сказал Кузнецов. Также в регионе, по словам руководителя департамента, работают рынки-ярмарки в формате «фермерский дворик», «ярмарки выходного дня» (в Краснодаре насчитывается порядка 11 таких ярмарок), а также создано 70 муниципальных торговых рядов, где фермеры могут продать выращенную продукцию. Кроме того, департамент ведет переговоры с крупными сетевыми компаниями по организации автолавок. «Департамент ведет и индивидуальную работу с местными производителями, это как раз тот момент, когда не всегда мелкие фермеры могут найти рынок сбыта, и мы им в этом помогаем. В частности, в реализации на московских ярмарках – это востребованное фермерами направление, так как ярмарки в Москве проходят с завидной регулярностью», - отметил он.

Попасть на полку: как работает рынок сбыта фермерской продукции на Кубани
© Деловая газета.Юг