Проверено на себе
Звёзды
Психология
Еда
Счет
Любовь
Здоровье
Тесты
Красота

Если судить объективно, любой добросовестный труд на благо людей, родной страны, Церкви достоин уважения. Однако значительному числу людей вредят стереотипы: труд умственный считается более важным, а физический — менее, хотя, без него жизнь на земле была бы невозможна.

Труд и стереотипы
Фото: Вечерняя МоскваВечерняя Москва

«Элитные специальности» рвутся получить люди, которые не имеют склонностей к науке. В результате их работа оборачивается не благом, а проблемами для других людей.

Видео дня

Двое юношей увлекались ремонтом автомобилей. Только специальность «автослесарь» — это совсем не модно. «Уж лучше учиться на юриста или менеджера: профессии востребованные», — решил один из друзей. Впоследствии нелюбимая работа его тяготила, продвижения по службе не предвиделось. Зато его приятель не побоялся, выучился и полностью отдался своей технической профессии. Сначала он работал на заводе, потом его способности оценили: назначили инженером, главным инженером, заместителем директора.

Думаю, все замечают, сколько людей разных возрастов выбирает сферу деятельности не по призванию. Современному молодому человеку сразу хочется хорошо зарабатывать и быть востребованным. От работы грузчика, токаря, столяра он отказывается.

Между тем многие известные люди начинали трудовую деятельность с самых простых специальностей, не пренебрегали ими. Среди таких есть политики, предприниматели, журналисты, актеры и др. Достаточно вспомнить русских писателей. Например, был агрономом, а поработал пекарем и сторожем на железной дороге. А писатель и переводчик работал кочегаром, землемером, токарем, столяром, рыбаком, грузчиком. Известный своими произведениями о Москве и москвичах вовсе трудился бурлаком, крючником, истопником, пожарным, табунщиком. строил ледоколы. И таких примеров много. Они являются показателем того, что по-настоящему успешными людьми становятся те, кто не брезгует никакой работой, а за какую берется, то выполняет ее ответственно и с любовью.

Существует немало стереотипов, касающихся возраста, пола. Например, говорят: «этим старики занимаются, а он молодой…», «там одни женщины работают, зачем парень туда устроился…», «работа для мужчин, куда ж девчонке…» и т. д. Речь идет не о каких-то объективных ограничениях, которые налагает пол, возраст человека, физические возможности, а отношение вообще к труду.

Это было в 90-е годы, когда время дефицита сменялось безденежьем. Около частного дома сидела девочка подросткового возраста и вязала джемпер. Она не скандалила, требуя у родных достать ей одежду, а мастерила сама. Мимо проходил немолодой сосед, от которого можно было ожидать мудрости, знания жизни, а он пренебрежительно пробормотал: «Ты вяжешь? Но этим же занимаются бабушки. Ты-то ведь еще молода». Трудно сказать, откуда в человеке берется такая бессердечность, когда он осекает подростка, который занимается достойным делом. Во все времена для девушки хорошим тоном было умение вышивать, вязать, шить.

Авторитетный человек общался с группой детей. В какой-то момент он обратился к ним с вопросом: «Чем любите заниматься?» Один из мальчиков ответил: «Мне нравится наводить порядок. Люблю, когда все лежит на своих местах, вокруг чисто». Взрослый с иронической интонацией, как бы приглашая других детей улыбнуться, снисходительно спросил: «Что, дворником будешь?» Реакция взрослого была такой, словно ребенок сказал что-то неправильное. Разве умение поддерживать чистоту — это дурное качество?

Дети получили не только «урок» пренебрежительного отношения к физическому труду. Взрослый заразил их души болезнью высокомерия. По замечанию святителя Иоанна Златоуста, этот грех особо отдаляет человека от Бога. В таком разграничении специальностей виден фарисейский взгляд на мир: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди,… как этот мытарь» (Лк.18:11). говорит: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:15).

Спаситель не осудит человека за то, что он работал строителем, а не преподавателем высшей математики. Важно будет, добросовестно ли человек трудился на своем месте, старался ли помочь окружающим. Бог любит каждого человека, все мы — Его создания (см. Прит. 22:2). Вспомним первоверховных апостолов Петра и Павла. Один — простой рыбак (см. Мф. 4:18), а другой — римский гражданин, ученый человек (см. Деян.22:25—29). Несмотря на это, они были равны перед Господом, или эпизод, когда к родившемуся Спасителю на поклонение приходят как пастухи (см. Лк.2:8—17), так и восточные мудрецы (см. Мф.2:1—11).

К сожалению, примеров неправильной оценки чьего-то труда можно было бы привести много. Мы сами формируем у следующих поколений искаженное отношение к труду. Это осложняет жизнь и им, и нам, а потому стоит помнить, что каждый «трудящийся достоин награды за труды свои» (Лк.10:7). Учиться правильному отношению к труду надо с юного возраста.