Юрий Лоза: Меня не зовут ни в оппозицию, ни в позицию

Автора и исполнителя песен Юрия Лозу можно считать уже классиком нашей эстрады. Он продолжает много сочинять, но в последнее время всплывает в основном в лентах новостей со своим оригинальным мнением на происходящее вокруг. «Собеседник» поговорил с музыкантом о том, как прошло лето лично для него и для страны. даты биографии 1954 – родился 1 февраля в Свердловске (Екатеринбург) 1977 – начал работать в ВИА «Интеграл» Бари Алибасова 1982 – написал песню «Плот» (хитом стала только в 1988-м) 1986 – родился сын Олег, впоследствии стал оперным певцом 2003 – окончил университет МЭСИ 2009 – в интернете опубликовал свою пьесу «Культур-мультур» Поют только свои – Юрий, лето – обычно гастрольная пора для артистов. А как у вас? – Я уже давно не гастролирую подолгу, научился делать большие перерывы в работе для отдыха. После того как вышел на пенсию, стараюсь все лето проводить где-нибудь на юге, на море. В этом году я побывал в Израиле, что-то новое, интересное увидел, узнал. Пора немножко отдыхать, тем более что я не ставлю уже перед собой глобальных задач, не пытаюсь покорить весь мир. Одного-двух концертов в месяц мне вполне хватает, чтобы удовлетворить свою тягу к работе. Вообще, мне приятнее писать, что-то сочинять, а сами гастроли, когда уже по три-четыре раза объехал всю страну, не то чтобы надоели, а не приносят былой радости. Езжу только по необходимости. Да и физически выезжать в длительные туры невозможно. Все-таки годы дают о себе знать, и перелеты, смена часовых поясов сказываются. – В июне по каналу НТВ с удовольствием посмотрел ваш концерт в программе Евгения Маргулиса «Квартирник». Нечасто вас можно увидеть сегодня на ТВ. Да и в сборных концертах, приуроченных к каким-то праздникам, не мелькаете. Не зовут? – Понимаете, в чем дело: официальные концерты отданы на откуп конкретной фирме. Если этим занимается «АРС» Игоря Крутого, то там будет вся подборка артистов «АРСа». Я же сам по себе, не принадлежу ни к какому клану. В моей жизни всегда был выбор: остаться одиночкой или к кому-нибудь прибиться и получать с этого дивиденды, стать командным игроком, действовать по чьей-то указке. Последнего делать мне не хотелось и тем более сейчас не хочется. – Поэтому вашего имени нет в афишах конкурса Игоря Крутого «Новая волна», который недавно прошел в Сочи... – Вы же понимаете, у этого конкурса есть свои хозяева, поэтому там всегда будут люди, которые с этими хозяевами очень близки. «Новая волна» сделана не для молодежи, а для того, чтобы крутить своих. В этом конкурсе молодые артисты, ради которых якобы все собираются, выступают обычно после трех часов ночи и им не доверяют даже финальную песню спеть. Там идут сплошные бенефисы своих артистов. Новые имена где-то помелькают далеко-далеко. Вы знаете фамилии всех финалистов или лауреатов предыдущих конкурсов? И я не знаю. Они никому не нужны, даже мешаться будут под ногами, если вдруг станут популярными. – Получается, их специально не крутят, чтобы не создавать конкуренцию? – Так же, как и не крутят Юрия Лозу. У меня есть новые песни, но меня проще не замечать. Вроде как и нет Лозы и нет у него новых песен. Все со мной говорят с вежливыми лицами, доброжелательными минами: «Извините! К сожалению!» Вы знаете, что это за понятие – «формат»? Вот я приношу песню на радио, а мне выносят вердикт: «Это не наш формат!» Говорю: «У меня сотня абсолютно разных песен. Скажите, какой ваш формат, и я дам вам нечто подходящее». Отвечают: «Мы не знаем, что нам может подойти, но то, что вы даете – не наш формат». Помню ситуацию пятнадцать лет назад, когда у меня был концерт к моему 50-летию. Я пришел в несколько наших больших телекомпаний с предложением это снять. Причем вызвался сам оплатить съемочную бригаду. Спрашивают: «А кто будет петь?» Называю имена. Они отвечают вопросом: «А наши, разве их не будет?» Имея в виду ту обойму, которая всегда крутится по телевидению. То есть без них, без этих надоевших хуже горькой редьки артистов, они не могут показать концерт. Сколько раз ко мне обращались: «Дайте вашу песню нашему мальчику (или девочке), они будут ее петь». Но вот не хочу никого популяризировать или раскручивать, отдавая свой материал, я его прекрасно исполняю сам. А еще: зайдите в интернет и найдите там авторов песен Филиппа Киркорова или Стаса Михайлова. Певцы даже не упоминают, что песни создали не они. Посмотрите, как на телевидении в конце концерта указываются авторы: быстро бегущим столбцом, в котором и прочитать ничего невозможно. – Юрий, но сейчас многие авторы и артисты находят площадки для знакомства слушателей с новыми песнями в интернете, создают свой канал на видеохостингах... – У меня есть свой канал на YouTube, но этим надо заниматься вплотную. Для того чтобы он был продуктивен, нужно туда постоянно что-то новое выкладывать, как в инстаграме. А мне, если откровенно, жалко тратить на это время. Надеюсь, в зрелости я стал умней – Тем не менее ваше имя в последние год-два часто упоминается в интернете. У вас спрашивают мнение по разным поводам, вы комментируете какие-то ситуации, к вам прислушиваются. Получается, нравится вам или нет, вы стали этаким трибуном. – Скажите, а к кому можно обратиться за мнением? Как журналист вы же представляете себе, как отвечают мои коллеги. Они могут говорить сколько угодно только о себе любимых. А на какую-нибудь отвлеченную тему с ними полемизировать трудно. – Это верно. Еще ведь многие зависимы от других людей, каких-то организаций, поэтому не так смелы в своих высказываниях. – В том-то и дело. Да, может быть, я недополучаю эфира, но у меня есть моя независимость, которая позволяет мне говорить всё, что я думаю. Эта клановость, о которой я сказал, еще и обрезает возможность высказываться, потому что ты не можешь идти против компании, которая тебя подкручивает. – Тогда спрошу ваше мнение на темы, которые прозвучали этим летом. Например, оппозиционные митинги в Москве. На каких-то выступали артисты. В то же время в противовес им были и другие мероприятия в парке имени Горького, где тоже артисты присутствовали. Если бы вас пригласили на эти мероприятия, согласились бы? – Вы же понимаете, что любой митинг, как правило, кем-то срежиссирован. Он же не просто хаотично взял и самоорганизовался. А я не вхожу ни в какие структуры и поддерживать их не собираюсь. Не участвую ни в тех, ни в других митингах. По одной простой причине – я не могу полностью, всем пакетом, принимать их лозунги. Возьмите любую программу – с чем-то вы согласны, с чем-то – нет. А выходя на этот митинг, получается, что ты согласен со всеми их тезисами скопом. Поэтому я, как человек умный и грамотный, все-таки рассматриваю конкретные вопросы и в силу какой-то своей раскрученности даю оценки на своих страницах в соцсетях. А потом это перепечатывается. Думаю, от этого больше проку, чем прийти и посветить своей физиономией на каком-то митинге, где тебя могут не заметить, а могут затоптать. – Но как вы относитесь к тому, что некоторые ваши коллеги, например Алексей Кортнев, из этических соображений отказались выступать на собянинском фестивале шашлыков? – Меня не зовут ни в оппозицию, ни в позицию. Потому что точно знают: там я буду высказывать собственное мнение. Однозначно поддерживать или не поддерживать ничего не собираюсь. Поэтому одни меня обзывают путиноидом, другие – либералом. Да, мне не все нравится в политике нашего государства, но мне точно так же не все нравится в высказываниях людей, которые против этой политики. Замкнутый круг какой-то. Я скорее где-то посередине нахожусь. По сути своей я – консерватор. Как сказал Черчилль, «кто в молодости не был революционером, у того нет сердца. А тот, кто под старость не стал консерватором, у того нет мозгов». Надеюсь, что в зрелости я стал умней. Не хочу ничего резко менять! Конфуций еще говорил: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен!» Лучше все это делать медленно, постепенно, продуманно и согласованно. Ведь каждый митинг все-таки продвигает нас к баррикадам, к революциям, к взрывам. Алибасов – обслуга – Еще одна тема этого лета: Бари Алибасов, который не то отравился, не то так пошутил. Вы же работали с ним когда-то в «Интеграле» и хорошо знаете его характер... – Перебью вас. Вот скажите мне, пожалуйста, сколько администраторов в нашей стране? Столько же, сколько артистов. А скольких из них вы знаете, кроме Пригожина и Алибасова? Вас совершенно не интересует, как ведет себя администратор того же Кортнева, потому что его никто не знает. А между тем и он, и Пригожин, и Алибасов находятся на одной ступеньке, примерно в одном статусе. Я не врубаюсь, почему мы берем одного человека и начинаем полоскать-таскать, а о сотнях других таких же ничего не говорим?! Администратор – это обслуга артиста. Такая же обслуга и Алибасов. О нем говорить смысла нет, он – никто с точки зрения значимости в этом мире. Таких директоров и администраторов коллективов – как грязи! Чего вы в него вцепились-то все? Что он такого хорошего сделал? Музыку он не понимает: например, когда в «Интеграле» я показал ему только что написанный «Плот», он сказал, что песня – говно. Зачем вообще о нем говорить?! Он не творец, не создатель, просто, блин, администратор коллектива. Лоза (сидит слева) проработал с Алибасовым(стоит в центре) пять лет (фото 1977 года) – Но, когда федеральные каналы посвящают ему эфиры в прайм-тайм, конечно, невольно обратишь на это внимание... – Если вы перестанете его раскручивать, ему будет больше нечем поддерживать свою популярность. У меня есть мои песни – даже если я не буду ничего говорить, они же останутся. А что останется от Алибасова? Ни-че-го! – Недавно вы почти так же высказались об Ольге Бузовой, после того как она в видеоролике назвала себя блокадницей. Мол, вам она неинтересна. – Мне говорят, что у нее миллионы подписчиков. На это могу заметить, что не так давно умер осьминог Пауль, который предсказывал результаты футбольных матчей, так вот у него подписчиков было больше, чем у Бузовой. Тоже мне, нашли по каким показателям оценивать человека! – Ну, про этот скандал с Бузовой действительно все скоро забудут. А вот когда великого тенора Пласидо Доминго обвиняют в сексуальных домогательствах, думаю, этот скандал долго не утихнет. – Представьте: через тридцать лет девушка вспоминает, что когда-то надела платье с глубоким декольте, подошла к Доминго и он смотрел на этот вырез. Ей, мол, было неудобно, чувствовала себя дискомфортно, понимала, что он как-то похотливо смотрит. А чего тогда ты нацепила декольте?! Наверное, чтобы его заметили. Куда должен был смотреть Доминго, если ты подошла к нему и сиськами трясешь перед ним?! Он ее не хватал, не обидел, а просто сказал: «Вы прекрасно выглядите!» Обычный комплимент мужчины женщине. Я выхожу на сцену и говорю: «Привет, публика, вы сегодня прекрасно выглядите!» Я всем женщинам, сидящим в зале, одновременно делаю комплимент. Они должны за это в суд на меня подать?! Чушь собачья! – Если посмотришь наши ток-шоу, то там страсти кипят такие же. Наших артистов обвиняют, что сколько-то лет назад он приставал к той или другой. Или ребенка заделал, сдают ДНК-тесты. – Все западные тренды со временем приживаются у нас, только принимают уродливые формы. Стало быть, мне надо уже сейчас быть готовым к тому, что однажды всплывет какая-нибудь бабенка (а то и несколько), которая потребует компенсацию за то, что в далекой юности «невинно подошла ко мне после концерта с намерением взять автограф, а я на нее абсолютно непристойно посмотрел». Есть такое понятие, как контекстная реклама. Как она делается? Люди заходят в интернет, открывают сайты на определенную тему. Портал анализирует и выдает вам потом ту рекламу товаров и услуг, которые вас интересовали. Вот если зритель перестанет смотреть эту чушь, то и предлагать будут меньше. Пока люди гоняются за голой натурой и за скандалами, им будут всё это навязывать. Я с этим борюсь уже давно: специально не хожу на эти сайты, не смотрю эти ток-шоу, чтобы мне это не предлагали. Прячет свои тайны за миллион – Зачем тогда известные ваши коллеги участвуют в подобных программах? – В эстрадном мире есть такая поговорка: «Антиреклама – это тоже реклама». Или еще одна: «Плохой рекламы не бывает». Многие пытаются таким образом напомнить о себе. – Странно, когда видишь, например, Александра Серова, который оправдывается в эфире за рожденную вне брака дочь. Все-таки у него есть имя, разве нужна тут реклама? – Старого багажа достаточно, а нового нет. Если его не подкручивать по телевизору, про него совсем забудут. Тут все завернуто в клубок: вы запрашиваете этот контент, вам его предлагают. – Юрий, вас зовут в такие передачи? – Вот только что не пошел в «Секрет на миллион» на НТВ. Я не хочу раскрывать свои секреты, не хочу говорить о личной жизни, о своей семье, открывать какие-то тайны. Хотя за этот секрет можно заработать миллион. – Ваш сын Олег, помню, участвовал в программе «Давай поженимся!», искал невесту. Вы советовали ему туда не ходить? Олег Лоза искал русскую женув шоу «Давай поженимся!»,а женился на англичанке Ханне – Он тогда был холост, его пригласили, почему бы и не откликнуться. Олег – взрослый человек, сам принимает решения, я ему тут советчиком быть не могу. Сто тысяч писем пришло от женщин, которые предлагали себя, своих дочерей, падчериц, подруг. – Но женился он два года назад все-таки не на русской, а на англичанке – оперной певице Ханне Брэдбери... – Да, они вместе работали в опере в Цюрихе. Браки заключаются на небесах, как говорят. Как бы мы к этому ни отнеслись, он бы все равно принял решение сам. – Юрий, а вы анализировали, почему весь мир, как нам усиленно твердят в федеральных СМИ, против нас? – Нас объявили «империей зла», потому что мы хотим отказаться от доллара. Наша основная задача, о чем говорят Путин и правительство, не учитывать доллар во взаиморасчетах с другими странами. Я это говорю как человек с высшим экономическим образованием. Если мы отказываемся от доллара, то мы рубим Америку под корень, ведь вслед за нами откажутся и другие. И доллар тут же рухнет. Поэтому конечно же любая страна, которая объявит об отказе от заморской валюты, тут же становится «коварным врагом». Американский долг невероятен, и единственный способ, которым они могут держаться на плаву – торговать зелеными банкнотами. А Крым, Украина – это только прикрытие для того, чтобы аргументировать мнение: Россия – империя зла. Во времена разных катаклизмов все европейские державы прятали свои золотые запасы в Америке – попробуйте сейчас взять их обратно. Штаты тут же предложат вместо золота свои облигации, доллары-бумажки, сколько хотите. Поэтому все зависимы. Америка так устроена, что доллар сам по себе ни к чему не привязан. Считается, что она сильна, что всех победит. Финансово, конечно, победит, потому что может напечатать бумажек, сколько хочет. Мы же в данном случае обязаны принимать контрмеры, чтобы не стать сырьевым придатком их экономики. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №33-2019 под заголовком «Юрий Лоза: Меня не зовут ни в оппозицию, ни в позицию».

Юрий Лоза: Меня не зовут ни в оппозицию, ни в позицию
© ИД "Собеседник"