Как стать благоатлетом: инcтрукция по волонтерскому фандрайзингу
Я хочу стать благоатлетом. Что мне делать? С чего начать благоатлету — объясняет Саша Бабкина, руководитель социальных проектов Mail.ru Group и сервиса «Добро Mail.ru» Сравнивать сборы на обычный фандрайзинговый проект (сбор на лечение) и проект волонтерского фандрайзинга (именно таким термином описывается то, что делают благоатлеты) не совсем верно. В первом случае важна история человека, которому нужно помочь, а во втором случае важна история волонтера, его вера в благотворительную цель Возражения и вопросы все равно будут, хотя бы потому, что в России такой способ сбора средств пока не очень популярен, а сфера благотворительности у многих вызывает вопросы. Но это то, что мы можем менять вместе. Самые частые вопросы – Могу ли я стать благоатлетом, если я обычный, немедийный человек? Благоатлетом может стать каждый. Не обязательно для этого быть кем-то известным или профессиональным бегуном. Еще так называемое «Число Данбара», которое описывает количество постоянных социальных связей, которые человек может поддерживать: оно лежит в диапазоне от 100 до 230, чаще всего считается равным 150. Это значит, что при желании человек может «дотянуться» до 150 человек и вовлечь их в свою социальную активность. – Что мне нужно, чтобы стать благоатлетом? Определитесь с целями — благотворительной (например, собрать 10 000 рублей для фонда) и спортивной (например, переплыть Босфор). Создайте проект на подходящей платформе. У некоторых фондов есть такие возможности на их собственных сайтах (например, «Жизнь как чудо» или «Дети наши») или на нашей платформе «Добрый день». Начните рассказывать историю о том, как вы решили стать благоатлетом, в соцсетях. Попросите друзей поддержать вас, отправив им личные сообщения. Регулярно, хотя бы пару раз в неделю, публикуйте посты о ваших достижениях и о том, сколько уже удалось собрать средств. Запаситесь терпением. Трудности будут и в достижении спортивной цели, и в сборе средств. Обязательно будут люди, которые не поддержат или будут говорить о том, что усилия напрасны — не сдавайтесь! Выбор фонда или платформы зависит от ваших предпочтений. Подумайте, какие социальные проблемы вас действительно волнуют и кто из фондов работает в этой сфере. Изучите инструменты, которые есть у фонда или платформы — это могут быть удобные способы перевода пожертвований, возможность оформить страницу в вашем стиле, возможность оставлять комментарии и пожелания к пожертвованиям и другие. Денис Васильев, «Атлет во благо» – Где гарантия, что платформа не украдет деньги? Если говорить о нас, то Добро Mail.ru не берет никакой собственной комиссии и сразу же передает пожертвования фондам. Чтобы попасть к нам в перечень, фонды проходят жесткую проверку и отчитываются по завершении каждого благотворительного проекта. Вы можете быть уверены, что пожертвования, которые вы соберете, помогут решить социальную проблему. – Где гарантия, что фонд не украдет деньги? Внимательно относитесь к выбору благотворительного фонда — он должен обладать репутацией. По завершении всех проектов фонды обязательно публикует отчет — по этим финансовым документам вы сможете убедиться, что деньги были потрачены именно на заявленную цель и в полном объеме. Как правило, чтобы попасть на платформу «Добра», фонды проходят трудоемкие проверки со стороны юристов и не только, поэтому само появление НКО в списке — уже знак гарантии, что перед вами не мошенники. – Может ли фонд помогать мне со сбором? Как правило, фонд не участвует в проекте волонтерского фандрайзнга. Суть в том, что пожертвования привлекает сам человек. Фонд может вдохновлять его, рассказать о его поступке в социальных сетях. Почитайте книгу «Сто друзей» и материалы о развитии сообществ, так как благоатлету нужно собрать настоящее маленькое сообщество вокруг цели! Я бы также вдохновлялась, приняв участие в беговом клубе фонда «Жизнь как чудо» — «Бегу за чудом». Ребята дважды в неделю тренируются на ВДНХ и делятся своими достижениями в социальных сетях, присоединиться к тренировкам может любой желающий. О том, как стать благоатлетом, рассказывает Катя Гришунина, руководитель направления волонтерского фандрайзинга фонда «Нужна помощь» «Нужна помощь» — инфраструктурный благотворительный фонд. То есть мы не помогаем какой-то одной конкретной группе людей, а даем знания и технологии, чтобы НКО эффективно оказывали помощь. Один из наших инструментов — платформа «Пользуясь случаем», где каждый человек может создать свой сбор в поддержку фонда. — Что мне нужно знать о благотворительном фандрайзинге? Сбор денег под благотворительность — пиар-кампания, которую будете делать лично вы и поддерживать которую будут ваши друзья. Чтобы преуспеть, заранее подумайте и посмотрите: кто готов вас поддержать, сколько у вас фолловеров в социальных сетях, готовы ли вас будут поддержать коллеги, сможете ли вы договориться с дружественными проектами о пиаре, кто еще вам может помочь. Подумайте над будущим контент-планом: чем вы будете делиться с подписчиками, как и в каком ключе рассказывать о сборе, какие акции/действия вы сможете организовать в поддержку сбора (например, соревнования, пробежку, лекцию, тренировку). Если вы собираете деньги командой, то контент-план точно нужен — это поможет придумать инфоповоды. В волонтерском фандрайзинге мы просим поддержать именно себя, и поэтому наша ЦА — это самые близкие, друзья и знакомые. Не нужно думать, что один пост соберет много денег. Придумайте стратегию сбора и хотя бы одно офлайн-событие. Рутинно рассылайте вашей ЦА личные (не под копирку и не похожие на спам) сообщения с просьбой поддержки. Павел Раковский, проект «Бегу за чудом» — За сколько по времени лучше всего начинать кампанию? Если это что-то крупное и большое, то лучше за 2-3 месяца, а иногда за 8. Но если это просто рядовое событие, то достаточно недели. — Как выбрать сумму? Лучше не ставить конкретную сумму (особенно если это ваш первый сбор), а постоянно повышать сумму или ставить, что собираете до бесконечности — на платформе «Пользуясь случаем» в настройках сбора есть специальная галочка. Вы можете проконсультироваться с фондом, для которого делаете сбор: спросить, на что им нужны деньги, и обозначить эту сумму. Обязательно напишите, кому вы помогаете и почему это именно для вас важно. – Как мне работать со сбором в социальных сетях? Лучше заниматься сбором регулярно, хотя бы каждые три дня. Но упор нужно делать не на посты в соцсетях, а на личные сообщениях друзьям с просьбой поддержать. Практика показала, что ваша активность в соцсетях делает проще просьбу о поддержке. Но есть примеры, когда можно удачно собирать деньги и в офлайне — например, команда «Добрые доктора» активно просила лично друзей и коллег помочь. – А если мой сбор завис? Самый лучший способ сдвинуть сбор — сделать что-то типа домашней вечеринки или другую активность для друзей. Скрин личного кабинета платформы «Пользуясь случаем» Запустить свою кампанию можно за 10 минут. Не нужно ждать какого-то большого события. Это может быть ваш личный вызов или просто планы, которые и так хотел осуществить — а тут еще добавится социальная составляющая. Самый популярный в мире способ собирать деньги для фонда, который тебе нравится — это запустить сбор на свой день рождения. Тут все понятно — не надо подарков, просто сделайте пожертвование на страницу вместо этого. Поэтому, если вдруг вы не собрали нужную сумму, просто попробуйте это сделать еще раз, на свой день рождения. Примеры интересных форматов сборов на нашей платформе: Здесь я прошу задонатить и написать в комментарий любую фразу, которую потом напечатаем на футболке: в этой форме я буду играть на турнире «Меняй игру!». В комментариях уже много забавных фраз: «Сила тысячи котов», «Есть еще ягоды в ягодицах», «Fight like a girl». Женя Офимикина проедет 800 км на велосипеде и будет рандомно отправлять пожертвователям открытки из путешествий. Команда профессиональных футболистов Urban Kick проводит тренировки за донаты. Были случаи, когда футбольные команды устраивали гаражные распродажи или розыгрыш форм, чтобы прокачать свой сбор. Интересные форматы привлечения внимания для благоатлетов Советует Юлия Агапова, БФ «Синдром любви» 1. Онлайн-трансляция Сделайте онлайн-трансляцию своего старта, посвященного благотворительности. Это будет интересно аудитории, особенно если старт непростой, не доступный любому желающему. Например, именно так поступил 5 августа атлет во благо Андрей Кавун. Он участвовал в заплыве длиной более 27 км в Финском заливе. Единицы могут повторить это, поэтому наблюдать было интересно: в его инстаграме велась онлайн-трансляция. За один день Андрей смог собрать почти 200 тысяч рублей. 2. Розыгрыш / конкурс Можно сделать конкурс и разыграть что-то полезное для своей аудитории в соцсетях: личную вещь, подарок от партнера. Например, Денис Васильев в помощь своему сбору средств устраивал тотализатор и предлагал угадать его финишное время на триатлоне. Механика была простая — вносишь пожертвование и предлагаешь свой вариант в комментариях. Тот, кто оказался ближе всех к истине, получил три тренировки в дружественной Денису студии сайклинга. 3. Офлайн-активность Лучше всего работают способы, выходящие за рамки онлайн-активности, конечно. Хорошо, если спортсмен может организовать какую-то активность в пользу сбора. Например, тренер и триатлет Евгений Рулевский проводит благотворительные лекции, и они очень популярны. Через живое общение решила пойти и Юлия Мурзина. В поддержку своего сбора она устроила целое загородное мероприятие, в которое входили совместная пробежка на 5 км, занятие йогой с инструктором, купание в реке и общение. Андрей Кавун Наших атлетов во благо можно заметить по ярким футболках. Футболки получают атлеты, собравшие более 5 тысяч рублей. Тот, кто собрал более 15 тысяч рублей, награждается почетной медалью в виде горящего сердца. Еще у нас есть баффы с символикой проекта. Футболка становится мотиватором, поэтому многие атлеты во благо стараются как можно быстрее набрать в сборе пять тысяч, чтобы потом появляться в постах уже в ней. Спортсмены ценят эту футболку, потому что ее нельзя купить. Люди стартуют в них по всем миру, а потом присылают фотографии нам. Для них важно принадлежать к сообществу тех, кто помогает. За первые 8 месяцев 2019 года «Атлеты во благо» уже собрали 1,7 млн рублей на развивающие и образовательные программы для людей с синдромом Дауна в России. За этот период их поддержали и внесли пожертвования на странички сбора средств 1361 раз, а всего было поддержано 54 личных сбора средств. Но это не равно количеству спортсменов, некоторые открывают сборы средств вдвоем или даже командой. Кейсы: применяем инструкцию на практике «Благодаря онлайн-трансляции мы собрали 37 000 рублей» Юлия Гиняева, фонд «Жизнь как чудо», менеджер спортивного проекта «Бегу за чудом» Я руковожу проектом «Бегу за чудом», в рамках которого спортсмены-любители могут сделать краудфандинг для подопечных фонда. Все сборы идут через наш сайт. Например, мы вместе с коллегой Пашей Раковским сделали команду «Напарники» и тоже собираем средства. В этом году мы поставили цель в 500 тысяч рублей, наш сбор почти перевалил за 300 тысяч. Механика продвижения сбора проста: участники пишут посты в социальных сетях о том, почему они бегают с благотворительной целью, как проходят тренировки. Также посвящают старты детям с заболеваниями печени: кто-то пишет в целом о детях, кто-то выбирает конкретного ребенка на сайте и пишет, что побежит за Петю или Машу. Кто-то пишет нейтральные посты просто о том, что продолжает бегать. Кто-то может писать посты редко, но собирать разом тысяч по 30-50. Есть случаи, когда человек вместо подарков просит пожертвовать деньги и собирает разом 300 тысяч рублей. Скорее всего, это все зависит от аудитории конкретного спортсмена. Для нас каждый бегун — это в первую очередь человек с добрым сердцем. У всех разные ресурсы и потенциал, это нормально. Мы вместе со спортсменами и фондами приучаем свою аудиторию к тому, что собирать деньги через спорт — это нормально. У меня есть люди, которые никогда не вникали в мою работу, а сейчас подписаны на регулярный платеж. Собирать деньги можно не только через посты. Например, одна бегунья устраивает марафоны для девочек по красоте и здоровью — оплата отправляется в кассу сбора. Кто-то придумывает челленджи на велике. Еще один наш бегун наносит имена всех жертвователей на майку, в которой побежит марафон. Расскажу про кейс Павла. В феврале 2019 года он участвовал в забеге Mad Fox. Накануне он записал видео, в котором рассказал о том, что пробежит 35 км по озеру Неро в поддержку нашей подопечной. Так получилось, что тот день мы выехали в 3:30 ночи, чтобы успеть на старт к 9:30. И сильно нервничали. Дистанция далась непросто: было много снега, на озере были проталины. Связь была плохой: я не знала, что происходит с Пашей на дистанции. А было так: у него сильно заболело бедро и он буквально волок ногу за собой, но с трассы не сходил. Тогда в голову пришла мысль вести с его аккаунта репортаж. Видео и фото долетали, когда был хороший интернет. Я выкладывала посты с комментариями и просила поддержать забег, потому что Паша бежал эти 35 км через снег, лед, мороз, превозмогая боль, ради девочки Сони. Нервы сдавали: я ждала его больше семи часов. Тогда он собрал 37 тысяч рублей — прямо во время забега. Обязательно рассказывайте о том, на что пойдут деньги со сбора и что в итоге вышло. Да, люди доверяют вам, но они могут и не подозревать о том, что их 300 рублей спасли жизнь человеку. «Первый сбор зашел хорошо, а второй не получился» Моя история: Екатерина Гаранина, редактор Rusbase У меня много друзей занимаются благотворительностью, поэтому я знаю, что это такое и как все работает изнутри. Как только в моей жизни нашлось событие под мотивацию, я тут же сделала сбор. Выбор пал на фонд ОРБИ, который помогает тем, кто пережил инсульт. Почему я его выбрала? Это было важно для меня: мой дедушка умер из-за инсульта, плюс я знала сотрудников фонда и была уверена, что деньги не уйдут в никуда. Вместе с ними мы определили сумму: мне было важно знать (и объяснять это потом моей ЦА), куда пойдут деньги. Вместе мы откорректировали финальный пост, я просила советы, чтобы создать инфоповоды. Важно объяснить своей ЦА несколько вещей: на что конкретно пойдут деньги и почему это важно для тебя. Лучше рассказать свою личную историю. Еще я написала, что пожертвования складываются из маленьких сумм: не обязательно кидать 1000 рублей, достаточно 100 рублей — это как чашка кофе. Очень быстро каждый из моих друзей узнал, что я не просто учусь плавать с нуля для соревнований, но еще и делаю сбор. Пушила сбор очень часто: когда собиралась крупная сумма или когда не хватало до круглой суммы, когда была какая-то важная дата, старт или тренировка. Когда меня спрашивали: «А чем ты занимаешься, ради чего плывешь?» — я скидывала ссылку на сбор. В какой-то момент все зависло. Тогда я написала многим друзьям личные SOS-сообщения с просьбой о репосте. Так мы набрали почти половину суммы. Если я видела, что до круглой суммы (и поста о сборе) не хватает чуть-чуть — докидывала сама. Сумму ставила такой, чтобы в случае чего я могла закрыть ее сама: получилось, что ⅕ были личные средства. Через пару месяцев после завершения сбора мне прислали фото: на собранную сумму открылась школа здоровья в Симферополе. На второй год я также решила сделать сбор. Но понимала, что уже нужна другая история, другая мотивация. К сбору привлекла коллег, с которыми мы пытались впервые пробежать первые 10 км (из нас до никто не бегал старты). Не получилось. Хотели сделать совместную пробежку, но выбрали очень неудачную дату, мало рассказывали — никто не записался и мы ее отменили. Не хватило сил, времени, ресурсов постоянно пушить сбор. Мы собрали рублей 500. В итоге я просто обозначила конечную дату и сменила цель на «бесконечность». Сейчас мне проще помогать кому-то в организации сбора, чем делать свой. Этот текст — один из способов рассказать людям, как это можно сделать. Материалы по теме: Андрей Кавун, Ironstar: «Триатлон — тусовка классных успешных людей» День краудфандинга: все, что нужно знать о российском рынке коллективного финансирования «Ситимобил» предложит пассажирам заняться благотворительностью Плоггинг: экофитнес строго по хюгге Rusbase благодарит представителей благотворительных фондов, которые оперативно откликнулись и поддержали идею текста. Обложка: Unsplash; AndrewLozovyi / Depositphotos.