Как не стухнуть в офисе и повысить эффективность сотрудников – пять идей на любой вкус и бюджет

Как же я устал от этой работы – жить не хочется! Знакомое состояние? Скажем прямо, не только вам: японцам оно знакомо в буквальном смысле. Ежегодно здесь случается около десяти тысяч «кароси» – смертей от переработок. У нас все не так запущено, но и не особо радужно. Белые воротнички в худшем случае бегут к психиатрам с неврозами, депрессиями и паническими атаками. В лучшем – переходят к гибкому графику и удаленной работе. По разным прогнозам, через десять лет последних станет большинство. Спрашивается, как быть руководителям? Что делать с текучкой, как удерживать сотрудников в офисных застенках и решать проблемы продуктивности среди вечно уставших подчиненных? Прогрессивные компании уже нашли ответ и создали в своих офисах такие условия, чтобы домой уходить не хотелось. Выбирайте идеи и пользуйтесь, результат не заставит ждать. Природные ресурсы Свежий воздух, пение птичек, мурчание кошек и все приятности из этой серии – бесплатный релакс от матушки-природы. Такой контакт: успокаивает нервы; повышает активность мозга; избавляет от головной боли; поднимает настроение. Медитировать под аудио с шумом моря, ветра и дождя – не считается. Вот аквариум с рыбками – другое дело. А на крыше офиса JetBrains летом появляются пуфики. Работники дышат свежим воздухом, любуются видом на Исаакиевский собор и вдохновленно возвращаются к делам. Первое место по реализации идеи отдаем офису Selgascano Architecture в Мадриде. Здание расположено в лесу и частично погружено в землю – эффект уединения с природой реализован на 100%. Счастливые сотрудники без ограничений наслаждаются красивыми видами и лесным воздухом, что полезно для мозга и здоровья в целом. Альтернативные идеи, которые уже внедрены в некоторых компаниях: домашних питомцев – с собой на работу; живой уголок с черепашками, кроликами, енотиками и ответственным за их уход человеком; корпоративные пикники на полянке, у речки, в парке, на даче; маленький огород в офисе (Googleplex тому пример). В конце концов поставьте в помещении хотя бы растения. Чем не частичка природы? Тихий час «Что за дичь – мы вам не детсад, а серьезная организация!» Между тем сиеста или обеденный сон активно практикуется в Японии, Китае, странах Южной Европы и Латинской Америке. Когда-то явление считалось нормой даже у нас, но в советские годы его признали «буржуазной пагубной привычкой». Побочки недосыпа – усталость, головные боли, невнимательность, тремор – можно приравнять к похмелью (вспомните себя после бурного празднования). Это грустно с точки зрения рабочей продуктивности и вредно для здоровья. А вот «тихий час» для ваших тружеников – эликсир работоспособности: стимулирует творческий потенциал; улучшает концентрацию; поднимает настроение; снижает риск развития диабета и заболеваний сердца; избавляет от депрессии. Тихий час – это выгодно. Он сберегает ваши миллионы, а иногда и миллиарды рублей, ведь отдохнувший сотрудник выполняет за рабочий день в три-четыре раза больше и лучше, чем вялый и сонный. Мы – народ крепкий, готовый пахать с утра до вечера во благо общему делу. Или нет? Смотрим статистику: 30% россиян недосыпают из-за сверхурочки; 25% продуктивности теряют сотрудники по причине недосыпа; 49% людей засыпало на рабочем месте; 56% наблюдали спящих коллег; 21% людей клонит в сон во второй половине рабочего дня; около 18 миллиардов рублей в год выплачивают страховые компании на лечение заболеваний, вызванных недосыпом. Сотрудники Google и Apple давно практикуют дневную дремоту. Хотите, чтобы ваша команда не отставала по результатам? Дайте ребятам чуть-чуть поспать. И, желательно, не на рабочем столе. Компания Avito оборудовала для сотрудников боксы с мягкими стенами, как в корабельных каютах – спальную зону «Avito Яхта». Ну а для тех, у кого морская болезнь, есть Avito Village. Здесь спальные места оформлены как полки в поезде. Сбербанк, «Яндекс», «РусГидро» и другие крупные компании поставили в офисах специальные капсулы для сна. Они расслабляют мышцы и успокаивают нервы звуками прибоя, дыхания, стука сердца. Если уснул, система разбудит через 20 минут и напомнит, что капсул мало, а уставших коллег – много, пора и честь знать. Китайцы с оборудованием не заморачиваются и спят где придется: на диванах, ковриках для йоги или прямо на рабочем столе. Если для вас вид спящих бездельников – чересчур, то введите более гибкий график работы. Когда человек – сова, распорядок с 8 до 17 вселяет в него уныние. Физическая нагрузка Живчики не дадут соврать – спорт приводит в порядок и физическое, и эмоциональное здоровье. А вот чем грозит офисная пассивность: боли в пояснице; мигрень; синдром плечелопаточного периартроза; болезнь Гоффа; простатит; ожирение; гастрит и язва желудка; геморрой. И нужны вам такие больные сотрудники в перспективе? Вот штаб-квартиру Google давно оборудовали тренажерными залами, бассейнами и настольными тренажерами для битья. Все – для дорогих, в буквальном смысле, работников. В московском офисе компании тоже поддерживают принцип «здорового духа в здоровом теле»: здесь есть активная зона отдыха с настольным футболом, теннисом, шахматами (а что, это тоже спорт) и другими активными развлечениями. Головной офис «2ГИС» тоже оборудован комнатами отдыха, в одной из которых можно «порубиться» в теннис. Здесь же периодически проходят корпоративные турниры по хоккею, дартсу, футболу. И зачем все эти поводы отвлечься от работы? Повышение работоспособности; профилактика утомляемости; укрепление здоровья и предупреждение многих заболеваний; снижение беспокойства и стрессов; улучшение настроения и желание творить, побеждать. Еще вариант – производственная гимнастика. Отнимает десять минут и состоит из простейших упражнений. Пользы полно, а стоит – нисколько! Собрались с утра в офисе, встали в стройные ряды и поехали заниматься. Если увлечет, можно повторить в обеденный перерыв. Звучит безумно? Скажите это сотрудникам «Газпром трансгаз Югорска». Их зарядка, которую делало две с половиной тысячи человек, попала в Книгу рекордов России и Европы. Релаксация Отвлекаться от работы – нормально, без этого никак. А что будет, если вообще запретить своим бездельникам перерывы? Головные боли; снижение зрения; потеря концентрации; хроническая утомленность и недовольство руководством (а там недалеко до заговора и революции); депрессии, отсутствие мотивации и вдохновения; эмоциональное перегорание. Соответственно, немного отдыха приводит к лучшей работе, что полезно и сотрудникам, и бизнесу. Но за неимением комфорта многие сотрудники переключаются на гаджеты, сплетни с коллегами, перекуры. В общем, все что угодно, кроме продуктивности. В заботливых компаниях иначе. В российском офисе Philips стоят массажные кресла и музыкальный аппарат, а в петербургском здании Radario есть целая терраса для отдыха на крыше. В теплое время здесь зонтики, шезлонги и турниру по кикеру. Само собой, только в перерывах. В офисе компании «Яндекс» есть массажный салон, зал для йоги и музыкальная комната. А сотрудники Google могут расслабиться и отдышаться от работы даже в душе. Еще один образец для примера – офис SoundCloud в Берлине. Там можно сходить в библиотеку, позаниматься йогой в отдельной комнате или зависнуть перед камином. Для ярых интровертов предусмотрено целое помещение со звукоизоляцией, где можно остаться наедине со своим приятным обществом. Альтернатива: организуйте музыкальные паузы: включайте Моцарта, «КиШ», Бузову – все, что приводит команду в восторг; распечатайте гимнастику для глаз и выдайте каждому. И зрение подтянут, и отвлекутся от работы немножко; временами балуйте работников коллективным пиром: угощайте пирожками, фруктами и прочими вкусняшками за общим столом. Интерьер Стандартная проектировка, серые и безликие кабинеты... Все это вызывает уныние. По словам психологов, неуютная атмосфера отнимает у сотрудников драгоценную мотивацию, раздражает и утомляет. Другое дело – яркие стены, цветочки, картины, статуэтки и остальные приятные мелочи. Согласно статистике, люди, которые работают в классном офисе, счастливее, здоровее и продуктивнее остальных. Кстати, наша команда трудится как раз в таком. Подтверждаем: счастливы, здоровы, продуктивны. Видели, что творится в офисах LEGO, Google, Microsoft? Кроме яркого и современного дизайна, там есть горки. Чтобы спуститься ниже этажом, нужно прыгнуть в трубу и скатиться. С подъемом сложнее, конечно. Тех, кто в душе аристократ, вряд ли оставит равнодушным офис Good Technology. Здесь в некоторых кабинетах и модерн, и фешенебельность джентльменского клуба, и великосветская атмосфера. Представляете, какие идеи рождаются у местных «жителей»? Что сделать с интерьером, когда финансы поют романсы? Добавьте естественное освещение. Чем больше света, тем позитивнее и креативнее сотрудники – таков обоюдный вердикт психологов и дизайнеров. Снимите тяжелые портьеры, господа! И организуйте регулярное мытье окон. Внесите яркие элементы. Добавьте в офис зеленого, желтого, оранжевого, модного «стебля перца» или «красного джокера» – команда заработает продуктивнее и энергичнее. Оттенки интерьера прямо влияют на мышление: от позитивно-бодрого до пессимистично-угрюмого. Обеспечьте комфортные бытовые условия. Позвольте сотрудникам чувствовать себя в офисе, как дома. Термопот, уютный коврик под столом (который можно потоптать разутыми ногами), удобные кресла, холодильник, микроволновка – мелочи, а приятно. Помните, что ваша команда проводит на работе треть жизни. Чем лучше вы заботитесь о сотрудниках, тем больше отдачи получаете. Хотите, чтобы бизнес стал эффективнее, показатели выше, а работники круче – позвольте команде иногда абстрагироваться и отдыхать. Фото в тексте предоставлены автором Фото на обложке: Unsplash

Как не стухнуть в офисе и повысить эффективность сотрудников – пять идей на любой вкус и бюджет
© RB.ru