Каким будет искусство через 20 лет

Будущее может быть неопределенным, но некоторые вещи неоспоримы: изменение климата, демографии, геополитика. Единственно в чем мы точно уверены: нас ждут как замечательные, так и ужасные изменения. Стоит задуматься, каким образом художники будут реагировать на эти изменения, а также какой цели служить искусство сейчас и в будущем. Отчеты показывают, что к 2040 году последствия антропогенного изменения климата будут неизбежными, это станет центральной проблемой в искусстве и жизни. Художники в будущем будут бороться с возможностями постчеловеческого интеллекта, человеческих колоний в космосе и потенциальной гибели всего живого на планете. Политика идентичности, наблюдаемая в искусстве вокруг движений #MeToo (Я тоже) и Black Lives Matter (Черная жизнь имеет значение), будет расти по мере того, как экологизм, международная политика и миграция сильнее обострятся. Искусство будет становиться более разнообразным и, возможно, не будет «выглядеть как искусство» в нашем понимании. Оно может стать коллективной деятельностью, а не персональной, как это было на протяжении столетий. Более инклюзивный мир искусства? «Я думаю, что искусство через 20 лет будет гораздо более подвижным и открытым, чем сегодня, - говорит редактор BBC Culture Джеффрин Хейс, - в смысле границ, разрушаемых между средствами массовой информации, между видами искусства, которые называются искусством, в традиционном смысле. Нас ждет больше афроамериканских художников, больше работ, созданных женщинами». Выставка Hayes AfriCOBRA: Nation Time (Время Наций) была выбрана в качестве официального сопутствующего события Венецианского Фестиваля 2019 года, который проходил в мае, в результате чего работы ранее малоизвестной группы темнокожих художников, работающих в Чикаго в 1960-х годах, были представлены международной аудитории. Эти изменения не приведут к новому появлению темнокожего, латиноамериканского, ЛГБТ, аутсайдерского, феминистского и «другого» искусства, поскольку эти движения имеют долгую историю. Но это означает, что они будут еще больше охвачены рынками и институтами, которые сами станут более разнообразными и информированными историями вне доминирующего, евроцентричного, Западного канона. Искусство может стать своего рода активизмом, защищающим права различных меньшинств. Живопись (не) мертва Через два десятилетия пройдет 200 лет с тех пор, как Поль Деларош воскликнул: «живопись мертва». Первоначальная идея Делароша была повторена и переработана бесконечное число раз, но живопись вряд ли когда-то исчезнет. Через 20 лет рынок может не сильно отличаться от сегодняшнего, где и доминирует современная живопись. Продажи живописи по-прежнему являются основным драйвером аукционных домов, художественных ярмарок и галерей. Современные картины, созданные в первой половине 20-го века, продолжают оставаться самыми желанными и самыми дорогими произведениями искусства на рынке. Девять из 10 самых дорогих картин, когда-либо проданных, были созданы с 1892 по 1955 годы, единственным исключением стало недавно обнаруженное полотно Леонардо да Винчи, которое получило экстраординарные $450,3 млн (£341 млн) на аукционе, что делает его самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным. Однако каждая картина в списке была сделана европейцем, который не писал полотно только для того, чтобы отметить равенство между людьми. Мультифутуризм Мейт Борджабад, заведующий кафедрой архитектуры и дизайна в Институте искусств Чикаго, говорит, что мы должны быть «готовы к тому, что произойдет то, что мы даже не можем предвидеть». Музей - это не просто место для существования вещей, но и платформа для того, чтобы услышать другие голоса. Таким образом, согласно Борджабаду, эксперт станет лишь посредником, основное значение отводится самому «смотрящему». Музей - это не только место для «показа» искусства, но и «инкубатор идей» для производства новых работ. Музеи станут зеркалом мира реального, не будет привычных для нас форм. На место полотен могут придти рекламные листовки или тканевые сумки, призывающие сохранить мир для следующих поколений, а вместо гипсовой скульптуры вы увидите женщину, идущую с транспарантом на митинг, созданную из материнских плат для компьютеров. В 2040 году искусство может не выглядеть как искусство (если это не живопись), но оно будет выглядеть как все окружающее нас, отражая дух времени, столь же многочисленный и разнообразный, как и сами художники. Будут художники-активисты, реагирующие на политические перевороты и участвующие в них; будут формальные экспериментаторы, исследующие новые среды и пространства (даже в космическом пространстве), и будут сильные рынки в Латинской Америке, Азии и Африке. Поэтому в мире культуры, по крайней мере, Запад может оказаться играющим в догонялки.

Каким будет искусство через 20 лет
© SM News