Поймать идею: как делать 5 разных бизнес-дел одновременно
Есть мнение, что для успеха в бизнесе нужно сосредоточиться на одной идее, а перед запуском стартапа — составить подробный бизнес-план. Молодой предприниматель из Петербурга Семен Кибало опровергает этот стереотип. Свой первый бизнес — выпуск принтованных толстовок — он запустил спонтанно и без вложений. Сейчас у него несколько активных проектов, не связанных между собой, а среди его клиентов — Сбербанк, «Альфа-Банк», «Теле2», «Ашан» и другие крупные компании. Также молодой человек много путешествует по миру и увлекается скайдайвингом — на его счету 100 прыжков с высоты 4000 м. Свое хобби он тоже сумел превратить в бизнес. UniFashion — память об альма-матер Первым проектом Семена стал выпуск принтованных толстовок. Несмотря на то, что уже во время учебы Семен Кибало задумывался о начале своего бизнеса, идея родилась почти случайно. После окончания университета молодой человек работал не по специальности: занимался продажей металлургического оборудования. Через полгода, устав от рутины, он захотел освежить воспоминания о студенческих годах и начал искать что-то, напоминающее ему об учебе. Семен захотел купить толстовку с названием своего вуза — подобные он видел в западных фильмах 90-х. К его удивлению, оказалось, что найти такую в продаже практически невозможно — только изготовить на заказ. Молодой человек подумал: «Если я хочу такую толстовку, то наверняка кто-то еще не отказался бы купить ее». Он начал спрашивать знакомых студентов — и уже через две недели собрал предоплату на первую партию. Заказал ее Семен фирме, в которой во время учебы закупал и печатал футболки. Это было в 2011 г. А уже через полтора года бренд UniFashion вырос в собственное производство с оборотом в 10 млн руб. в год. Сам Семен победил в федеральном конкурсе «Молодой предприниматель России». В 2018 г. выручка от продажи толстовок составила более 20 млн руб. «Охотник за идеями» Быстро растущий бизнес приносил не только удовлетворение, но и проблемы. По признанию Кибало, он проводил с толстовками практически круглые сутки. Несмотря на то, что дело доставляло настоящее удовольствие, постепенно накапливалось выгорание. Чтобы не потерять интерес и перезагрузить мышление, Семен решил отправиться за новыми идеями в США. Часть затрат на путешествие покрыли спонсорские вложения, которые предоставили знакомые предприниматели. Взамен молодой человек обеспечил партнерам рекламу. Самое сложное, по его словам, было уговорить дать деньги в ситуации, когда выгода была неочевидной. Одновременно Семен запустил блог «Охотник за идеями», в котором описывал свое путешествие. Впоследствии он пополнился рассказами о Японии и Австралии. А в 2018 г. «Охотник за идеями» появился в бумажном формате — издательство «Манн, Иванов и Фербер» выпустило книгу с таким названием тиражом в 2500 экземпляров. Сейчас в своем блоге Семен делится не только опытом о путешествиях, но делает обзоры книг и рассказывает обо всем, что ему интересно: бизнесе, жизни, мотивации, изучении языков. Краудфандинг Собираясь в Японию, Семен решил изменить способ сбора средств и прибег к краудфандингу. Суть метода в том, что спонсором может выступить любой человек. Желающий кидает клич на специальной площадке: описывает свою цель, необходимый ему бюджет и дает реквизиты для оплаты. Те, кто захочет помочь в достижении цели, перечисляют деньги. Если нужная сумма не набирается за определенное время, деньги возвращаются жертвователям. Таким образом Семен за 40 дней собрал 200 тыс. руб. Взамен он обещал бонусы и подарки — от упоминания в своем блоге до бесплатной толстовки. Чем больше сумма — тем привлекательнее бонус. По словам предпринимателя, кроме средств на поездку, краудфандинг дал ему опыт понимания людей. «Друзья могут многое говорить, но стоит только попросить у них денег для реализации своей амбициозной идеи, все встает на свои места. Деньги — как калька. Даже 100 рублей покажут тебе, кто есть кто», — резюмирует предприниматель. Примерно половину суммы перечислили знакомые, другую половину — подписчики блога и их друзья. Также Семен вывел несколько правил, которые помогают собрать нужную сумму. Прежде всего сумма должна быть реальной, а будущим спонсорам необходимо объяснить, что они получат от участия в проекте. Для повышения шансов на успех надо работать в команде. Например, Семен писал известным тревел-блогерам. Мнение одного из них о том, что проект интересный и его стоит поддержать, молодой человек разместил на главной странице. Это помогло. Требуется тщательно готовиться к проекту. Прежде чем объявлять сбор средств, стоит снять качественный видеоролик, в котором будет четко и честно рассказано, что это за проект и почему люди должны вложиться в него. Надо быть готовым к негативу: сбор средств на осуществление своего проекта часто воспринимается как попрошайничество. Тем важнее благодарить тех, кто откликнулся, независимо от размера вложения. Причем признательность не должна ограничиваться обещанным подарком — стоит каждому разослать письма со словами благодарности. Еще одно правило — не сдаваться. Нередки случаи, когда нужная сумма собирается в последний момент. Silent Eve — на дискотеке должна быть тишина Во время запуска своего второго стартапа Семен убедился в справедливости утверждения: если то, что вы хотите производить, еще не продается — возможно, это никому не нужно. Наушники для «тихой дискотеки» уже были известны в Европе, и он решил начать их продажу в России. Однако дальше яркой презентации среди знакомых дело не пошло. Первая партия какое-то время пылилась в дальнем углу склада толстовок, пока Семен не решил изменить вектор предложения. Раньше основной целевой аудиторией своих наушников он видел обычных людей, которые любят устраивать вечеринки, но вынуждены прерывать их после 23.00, чтобы не нарушать покой соседей. Семен спросил себя: кому еще может пригодиться гаджет? Ответ был неожиданным — компаниям, проводящим семинары и конференции. Комплектацию дополнили передатчиками и микрофонами, чтобы спикер мог общаться с аудиторией. Кроме того, благодаря трем каналам связи можно было организовать выступление сразу нескольких лекторов — слушатели сами выбирали, чей доклад им интереснее, переключая канал. Со временем начало набирать популярность и первоначальное назначение изобретения — «бесшумные дискотеки». Для этих целей гаджет приобретают не только конечные пользователи, но и ивент-агентства. Какие все деловые Современный ритм жизни не всегда дает возможность читать даже нужные книги. Поэтому стали популярны аудиоверсии печатных изданий. В том числе такой относительно новый вариант, как подкаст — звуковые и видеофайлы в интернете. Благодаря сотрудничеству с издательством «Манн, Иванов и Фербер», выпустившим его книгу, а также «Альпина Паблишер» и «Эксмо», Семен регулярно получает новинки бизнес-литературы. Так он начал записывать обзоры на самые интересные с его точки зрения книги, а также приглашать их авторов в студию и беседовать с ними о бизнесе и жизни. Среди его гостей — управляющий сети «ВкусВилл» Евгений Щепин, основатель курьерской службы СДЭК Леонид Гольдорт, замминистра финансов в РФ 90-х Сергей Алексашенко и др. А недавнее видеоинтервью с экономистом Андреем Мовчаном просмотрели без малого 50 000 человек. «Главная цель — это возможность встретиться с людьми, которым в обычной жизни не позвонить и не пригласить на кофе. То, что говорят эти люди, важно знать каждому», — рассказывает Семен. Сейчас в «Деловой библиотеке» более 60 выпусков, она — лидер в поиске «Яндекса» по запросу «подкасты для бизнеса», а на сайте Apple занимает лидирующие позиции в разделе «Предпринимательство» в iTunes. Создатель брендов Семен закончил факультет технической кибернетики, и хотя по специальности не работал, любовь к программированию сохранил. Продвижение собственных брендов позволило прокачать навыки дизайнера. Собрав вокруг себя команду творческих людей, Семен открыл веб-студию по созданию сайтов Make My Brand. Клиентам предлагается создать интернет-образ «под ключ»: название, логотип, видеозаставка, сайт. Прыжок с высоты Еще одним способом объединить бизнес и хобби стала организация выездных курсов по обучению прыжкам с парашютом. Семен сам много лет увлекается скайдайвингом. По словам предпринимателя, каждый прыжок помогает очистить сознание и по-новому взглянуть на жизнь и на текущие проблемы. Молодой человек решил, что такое хобби будет полезно другим бизнесменам и топ-менеджерам, а также просто людям, желающим получить новый опыт. Поэтому он стал организовывать поездки в США для обучения прыжкам под руководством опытного инструктора. Рассказывая о своем опыте, Семен подчеркивает: «Пока не попробуешь — не узнаешь, есть ли спрос. На деле все окажется совсем иначе, чем в вашем плане. Важно верить в пользу своего дела, и все получится». Еще один вывод, который сделал предприниматель: не нужно бояться выходить на высококонкурентный рынок. Когда он начинал производить толстовки, то не думал, что на рынке много аналогичного товара. Просто создал в голове образ идеального продукта и рассказал о нем целевой аудитории. В то же время стратегия продвижения может быть разной: можно рассказывать о стартапе на каждом углу, создавая громкую рекламу. А можно не афишировать бизнес, чтобы конкуренты не принимали всерьез до того момента, когда проект станет по-настоящему мощным. Нет единого рецепта успеха — важно искать свой путь. Автор: Кристина Фирсова