Войти в почту

Как выбрать франшизу кафе, кофейни или ресторана?

Алексей Миронов, основатель сети кофеен Jeffreys Я советую обратить внимание на три вещи: чем выделяется бренд, реальность цифр по отчетам и CRM и сколько лет на рынке работает франчайзер. Чем выделяется бренд. Обязательно нужно посмотреть на бизнес с точки зрения потребителя: есть ли конкурентные преимущества у бренда? Чем таким он отличается, что потребитель выберет его среди остальных? Если вы четко можете ответить на этот вопрос, тогда франшиза стоит внимания. Но если вы не видите явных отличий и вам просто нравятся хорошие условия по самой франшизе, это плохой вариант. Низкий паушальный взнос, бесплатная помощь с открытием или отсутствие роялти не должно стать причиной выбора франшизы. Если ваш бизнес не будет иметь явных конкурентных преимуществ, появление конкурента под боком, который отберет у вас существенную часть выручки, — вопрос времени. Конкурентным преимуществом могут быть разные вещи: яркий дизайн, как у Surf Coffee, ценовая политика, как у Cofix, или отточенные бизнес-процессы, как у Додо Пиццы. Реальные ли цифры показывает франчайзер. Попросите предоставить доступ к СRМ-системе с отчетами по продажам, чтобы своими глазами увидеть, реальные ли цифры рисует франчайзер. Идеальный пример — Додо Пицца, которая выкладывает всю отчетность онлайн. Конечно, не все готовы на такую открытость, но если вам категорически не показывают отчеты в CRM — значит, франчайзеру есть что скрывать. Если вам категорически не показывают отчеты в CRM — значит, франчайзеру есть что скрывать. Сколько лет на рынке франчайзер. За семь лет во франчайзинговом бизнесе кого я только не встречал — от франшизы уклонения от армии до франшизы кофеен с бариста в бикини, но откровенно слабые проекты без жизнеспособной бизнес-модели долго на рынке не живут. Инфобизнесмены и откровенные аферисты-мошенники тоже могут быть популярными, но лишь короткий промежуток времени, потом всё встает на свои места. Поэтому важно смотреть, как давно компания находится на рынке и какая у нее динамика развития. Магомед Костоев, создатель Burger & Pizzoni В России мало хороших и эффективных франшиз. Лучшая общепитовская франшиза, на мой взгляд, — Додо Пицца. В управляющей компании можно насчитать 120 человек — это люди, которые обслуживают всех франчайзи. И их франчайзи — одни из самых обласканных, хотя, конечно, всегда найдется недовольный. Если говорить схематично и грубо, франчайзер — это такая мамочка, а франчайзи — дети, которые всегда плачут. Задача франчайзера — сделать так, чтобы партнеры получали хорошую прибыль. Здесь работает схема «мой успех равен успеху моего франчайзи». Но очень много франшиз появляются в последнее время, у которых вообще непонятно, за что платить. Франчайзер — это такая мамочка, а франчайзи — дети, которые всегда плачут Хорошая ресторанная франшиза должна включать: дизайн-проект; помощь в постройке и открытии ресторана; обучение персонала; меню. Но франчайзер не обязан всё делать за покупателя, потому что покупка франшизы — это не покупка готового бизнеса и последующий отдых на Бали. Франчайзи сам ищет персонал, помещение; продавец помогает, но пахать придется самому. Реклама, маркетинг тоже на франчайзи. К сожалению, многие российские потенциальные покупатели франшизы рассматривают покупку с одной целью: купить франшизу, изучить, как там у них, снять вывеску и работать самому. В другой стране за это завели бы уголовное дело, у нас же нет закона о франшизе, только о коммерческой концессии, и владелец франшизы никак не защищен. Андрей Петелин, директор «Додо Франчайзинг» Тем, кто выбирает франшизу, я бы посоветовал обратить внимание на четыре момента. Первое — собственные успешные кафе франчайзера. Если такие кафе есть, я советую прийти в них, изучить работу и процессы, чтобы понять, как строится бизнес и что предстоит реализовать. Нужно представить, что вы прямо сейчас управляете этим кафе и спросить себя: всё ли понятно, всё ли получается или есть какие-то моменты, которые вызывают сомнения? Второе — есть ли у компании успешные франчайзи. Это важно, потому что действующие франчайзи могут ответить на все вопросы. Пообщайтесь с ними и узнайте: какие плюсы и минусы франшизы; какие финансовые результаты; что нравится и не нравится в управляющей компании. Если уже есть примеры франчайзи, которые добились успехов, это подтверждает, что бизнес-модель работает. А вот если таких примеров нет, риск не добиться желаемых результатов возрастает. Третье — уникальное торговое предложение компании. Ответьте себе на вопрос: если завтра кто-то решит открыть похожую компанию, чем я с этой франшизой буду отличаться, в чём я буду выигрывать? Мы в Додо очень четко формируем эти конкурентные преимущества для наших франчайзи: полная открытость; доступ к финансовой информации; удобная информационная система; своя розничная сеть; успешные партнеры. Четвертое — на чём зарабатывает управляющая компания. Часто бывает, что управляющая компания зарабатывает на паушальных взносах и роялти. Еще бывает, что управляющая компания зарабатывает на поставках продукции франчайзи, обязывая их покупать только свою продукцию. В таком случае нет защиты от повышения цен, а цены влияют на бизнес-результаты. Идеально, когда управляющая компания работает со своими франчайзи, как с партнерами: вместе решает общие проблемы и добивается крутых результатов.

Как выбрать франшизу кафе, кофейни или ресторана?
© Delo.modulbank.ru